МБУ прогимназия № 132 «Альтаир» г.о. Тольятти Губайдуллина Надежда Робертовна Учитель - логопед
Тема: «Звуки Т - Т´» Цель: - Закреплять четкое произношение и различение звуков [т-т´] изолированно, в слогах и словах. Задачи: - Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов с этими звуками; - Развивать фонематическое восприятие, внимание и память; - Продолжать учить употреблять существительные мужского рода с уменьшительно-ласкательным суффиксом –ик; - Воспитывать умение внимательно слушать педагога.
Оборудование: карта-путешествие, изображение двух теплоходов: большого и маленького, предметные картинки на заданные звуки, зрительные символы-характеристики звуков, схемы слова (начало, середина, конец), схемы слога, фишки, мяч, наборное полотно.
Ход НОД. 1. Оргмомент: Учитель-логопед предлагает детям разгадать загадку: Паровоз без колес… Вот так чудо паровоз! Не с ума ли он сошел? Прямо по морю пошел? Он все прибавляет ход- Что же это? (теплоход) - Ребята, назовите первый звук в слове теплоход ([т´]), а теперь вспомните, о каком еще звуке мы говорили на прошлом занятии - это старший брат звука [т´] ([т]). Сегодня мы продолжим знакомство со звуками [т] и [т´]. 2. Введение в тему: - Теплоход- это корабль, который плавает по морю и перевозит людей и различные грузы. Теплоходы бывают разные: большие и маленькие. Сегодня я хочу вас познакомить с двумя друзьями-теплоходами. У теплоходов, как и у людей, есть имена - это их названия. Вот этот теплоход называется «Тихий». Ребята, а как вы думаете, почему его так назвали? Правильно – он маленький, и песенку свою он, когда плывет, поет тихо – тихо, послушайте как: [т´-т´-т´]. А это теплоход называется «Трубач». Посмотрите, какие у него большие толстые трубы и песня у него громкая, вот какая: [т-т-т]. (Логопед просит детей индивидуально пропеть эти песенки, и следит за тем, чтобы они точно передавали голосом их силу и высоту). - Давайте дадим характеристику звукам [т] и [т´]. (Дети дают характеристику звукам с опорой на зрительные символы). Игровой момент (детям демонстрируется карта – путешествие): - Теплоходики получили важное задание: им нужно привести свои грузы в большой город – порт. Портом называется то место, куда приходят теплоходы. Чтобы они не сбились с пути, им нужно следовать этой карте; на ней – различные города остановки, в которых нас ждут разные интересные задания. Давайте поможем теплоходикам добраться до порта. 3. Игра: «Запомни и повтори» - Первая остановка – город Повторяльск. Чтобы теплоходики могли продолжать свой путь, вам нужно запомнить и повторить разные слоги: ат – ать ут – ит – от тя – ти та – тэ – тя ту – тэ ат – ать – уть те – тю уть – ить – ать та – то ты – тэ –то 4. Игра: «Закрой окошки» - В следующем городе наступила ночь, а ночью окошки во всех домах закрываются занавесками. На ваших столах тоже окошки и их надо закрыть: синей занавеской нужно закрыть ту часть окошка, в которой находится картинка, в названии которой есть звук [т], а зеленой, если в названии картинки есть звук [т´]. (Дети выполняют задание.) 5. Игра «Доскажи слово». - В следующем городе теплоходы должны пройти проверку своих грузов, но это секретные грузы. Чтобы узнать, что везут теплоходики, вы должны быть очень внимательными. Я буду говорить начало слова, а вы будете договаривать его только слогом (та). И лишь только самый внимательный из вас поймет и назовет слово. Ва(та), пас(та), коф(та), газе(та), лопа(та), поч(та). 6. Игра «Отыщи звук» - Следующая остановка – очень странный город, его жители всегда все ищут и прячут. Вот и сейчас они спрятали звук [т] и не могут его найти. У вас на столах картинки, под которыми нарисована схема. На схеме изображено начало слова, середина и конец. Положите фишку туда, где находится спрятанный звук [т]. (Предлагаются слова: туфли, бант, букет, лопата, и т.д.) 7. Физминутка. - Следующая остановка Отдыхайск. Его жители предлагают вам отдохнуть. Вот ребята вам зарядка! Выполняйте по порядку: Распрямитесь, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи разведите Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись Рук коленями коснулись, Сели – встали, сели – встали! Вы, надеюсь не устали? Надо нам свободней встать И спокойнее дышать. 8. Игра «Придумай слово» - Маленький теплоходик везет секретные письма, чтобы ему разрешили плыть дальше, вы должны узнать, что в них. (Дефектолог предлагает детям открыть конверты, лежащие у них на столах). Что это? Это схема слога, положите ее перед собой так, чтобы первым в слоге был гласный звук, а вторым твердый согласный. Подберите слог, чтобы он подходил к схеме. (Предлагается схема слога: гласный – твердый согласный) 9. Игра «Назови ласково» - Последняя остановка – город Лиллипутск, в нем живут гномы; в их городе все предметы маленькие, они всегда называют их ласково. Сейчас я буду называть вам предмет, а вы будете мне говорить, как он называется в Лиллипутске: торт – тортик хвост – хвостик зонт – зонтик мост – мостик куст – кустик лист – листик бант – бантик букет – букетик 10. Итог: - Ребята, посмотрите, в какой красивый город привезли свои грузы теплоходики! Они хотят узнать, о чем мы сегодня говорили. Им очень понравилось, как вы работали сегодня, и они хотят подарить вам свою фотографию. (Детям раздаются маленькие картинки с изображением теплохода). (Педагог проводит дифференцированную оценку работы детей).
|