1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная риторика» предназначена для организации деятельности детского творческого объединения и направлена на формирование у учащихся риторических умений: умение использовать несловесные средства общения (жесты, мимика, интонация), умение слушать, правильно говорить, пересказывать текст, составлять небольшой рассказ, читать выразительно стихотворения.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя лингвистический, психологический, художественный и другие аспекты языкового общения и предполагает решение коммуникативных задач на ознакомление с гласными и согласными буквами и звуками, формирование у детей умения давать характеристику звуку и находить место звука в слове, результатом освоения программы будет общее речевое развитие и развитие коммуникативных умений. Социально–педагогическая направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» определяет специфику ее содержания и классификационных характеристик: по форме организации и содержанию программы является однопрофильной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения - познавательной, по типу модифицированной, по уровню реализации предназначена для детей дошкольного возраста, по продолжительности – 2-х годичная.
Учебной базой реализации программы является СРР «Семицветик» МБУДО «Центр детского творчества» г.Оренбурга.
Актуальность программы обусловлена ее направленностью на решение задач возраста: речевое и эмоционально-нравственное развитие детей дошкольного возраста. Уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует со словом», создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его речевого развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Такое развитие ведет к подлинному овладению всеми богатствами родного языка. Конечной целью программы является освоение детьми дошкольного возраста русского языка в части грамматического строя речи, звуковой культуры речи и словарного запаса. Освоение программы детьми дошкольного возраста обеспечит им возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, правильно строить предложение, овладевать навыками точного произношения звуков, накопление словарного запаса, а главное сформирует первоначальное понятие о языке, литературе, интерес к родному языку и любовь к чтению книг.
Актуальность программы подчеркивается, помимо интенсивного речевого развития, развитие образного и логического мышления, памяти, интеллектуальных способностей, нравственно-волевых, коммуникативных и эстетических качеств личности, развитие мотивации к дальнейшему изучению риторики. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для речевого развития, базирующегося на образных формах сознания, периодом особой восприимчивости к развитию речи и к его звуковой культуре (А.В.Запорожец). Развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности и прежде всего в игре, где особенно ребенок овладевает искусством родного языка.
Новизна программы в содержательном плане заключается в более глубоком изучении основных компонентов языка и речи. Изучаемые художественные тексты осваиваются детьми в разнообразных формах деятельности: прослушивание, театрализация сюжета (ролевая, с помощью театра теней, пальчикового театра), рисование эмоций с целью их отреагирования. Тематическое разнообразие содержания программы определяет формирование у учащихся сенсорного развития , элементарных форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ориентация на обучение учащихся с разным уровнем развития речи определяет дифференциацию обучающихся задач и содержание программы.
Педагогическая целесообразность реализации данной программы в работе с детьми определяется ее направленностью на обеспечение достаточного уровня развития ребенка для дальнейшего успешного начального образования в области русского языка и литературы. На занятиях в творческом объединении учащихся приобщаются к сказкам, художественной литературе, что помогает детям откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов. Дети учатся понимать речь педагога и сверстника, различать в потоке речи звуки, слоги, словосочетания, знакомятся с этнокультуроведческой лексикой и фразеологией, отражающей жизнь, быт, искусство, обряды, обычаи и традиции русского народа.
В основу разработки содержания программы легли методические разработки по обучению детей развитию речи («Риторика для дошкольников» (авт. М.Е. Костюк), учебно-методическое пособие «Звуки и буквы» (авт. Е.В. Колесникова), «Занимательное Азбуковедение» (авт. В.В. Волина), «Чудо-обучайка» (авт. В.Буйко), «Учите, играя» (авт. А.И. Максаков, Г.А. Туманова), «Физкультурные минутки» (авт. Е.А. Каралашвили), «Занятия по предшкольной подготовке» (развитие творческого мышления) (авт. З.В. Шашкова), Букварь, сочетающий традиционные и оригинальные логопедические методики (авт.Н.С. Жукова), методическое пособие (авт. И.А. Лыкова) «Слова и слоги» (звуковой анализ слова), «Дидактические игры в детском саду» (авт. А.К. Бондаренко), «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей) (авт. Г.П. Федорова).
Отличительные особенности программы
В основу разработки программы легли следующие теоретические положения.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная риторика» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста и способствует повышению уровня развития речи. Отличительной особенностью данной программы является более углубленный характер и интенсивный темп обучения. Например, в отличие от программы «Русская риторика» (авт. Костюк М.Е.,) в программе «Занимательная риторика» идет чередование не только активных и пассивных видов деятельности, но и видов речевой деятельности: пересказ, запоминание и воспроизведение, театрализация сказки, чтение стихов по ролям и др. Более интенсивный темп обучения достигается посредством дифференциации заданий и организации индивидуальной работы с детьми.
Обучение строиться с использованием дидактического и раздаточного материала, музыкального сопровождения, игры, анимации и т.д. Экскурсии, выставки, праздники расширяют кругозор, развивают память, речь, наблюдательность, образное мышление, помогают лучше усвоить учебный материал.
Адресат программы
Данная программа ориентирована на работу с детьми 4,5-6 лет, так как дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития речи. Развивается регулируемая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, в выразительном чтении слов, в подчинении инструкции взрослого.
Дошкольник может различать гласные и согласные звуки, находить позицию звука в слове, так же при ознакомлении с произведениями он выделяет не только содержание но и главную идею произведения, способен определить основных героев и второстепенных, высказывать и мотивировать свое отношение к ним, выделить форму произведения и некоторые средства языковой выразительности.
Срок освоения программы и объем программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная риторика» реализуется в круглогодичном режиме в аудиторной и внеаудиторной форме.
Срок реализации программы - 2 года.
- Первый год обучения (4,5- 5лет) 2 раза в неделю по 1 часу (длительность 25 мин.), всего 72 ч.
- Второй год обучения ( 5-6 лет) – 2 раза в неделю по 1 ч. (длительность 25 минут), всего 72часа
Общий объем аудиторной программы составляет 144 часа в год.
Общий объем внеаудиторной программы составляет
1год обучения – 10 часов в год;
2 год обучения -14 часов в год.
Внеаудиторная нагрузка уходит на самостоятельную деятельность детей под руководством родителей дома и подготовку к конкурсам разного уровня.
Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут для отдыха, смены деятельности, проветривания помещений.
В летний период содержание программы используется в работе лагеря отдыха с дневным пребыванием детей.
В ходе реализации денной программы создаются оптимальные условия для успешного усвоения программы. Плавность, постепенность, повторение закрепление изученного материала обеспечивает прочность полученных знаний.
Формы обучения и виды занятий по программе.
По содержанию занятия могут быть: вводное занятие, занятие-изучение нового материала, занятие-закрепление, занятие-обобщение, итоговое занятие. Доминирующей формой является групповое занятие.
По форме организации содержания занятия бывают: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-путешествие, занятие-конкурс, викторина, загадки, КВН.
Количество детей в группах – 10 человек. Это количество детей является оптимальным для данной программы, так как в ее основе лежат методы и формы индивидуального подхода к личности ребенка.
Режим занятий для групп первого и второго годов обучения - 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся по расписанию в соответствии с учебным планом СРР «Семицветик».
1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель: Речевое, интеллектуальное и нравственно - эстетическое развитие детей.
Задачи:
Воспитательные:
- Воспитание уважения к великому русскому языку.
- Формирование ценностного отношения к взрослому и сверстнику;
- Формирование личностных качеств (способности к сопереживанию, взаимовыручке);
- Развитие первичных этических представлений.
Развивающие:
- Развитие у детей познавательного интереса к русскому языку и литературе.
- Развитие у детей воображения, образного мышления, образной памяти.
- Развитие произвольного поведения.
- Формирование предпосылок учебной деятельности (умение выполнять инструкцию взрослого)
- Развитие коммуникативных умений.
Обучающие
- Формирование представлений об элементарных речевых понятиях.
- Развитие активного и пассивного словаря;
- Формирование речевых умений.
- Формирование у детей умений мыслить на основе речевой практики.
Продолжение по ссылке "Скачать"
|