Сегодня: 21.04.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Дошкольное образование » Планирование


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Занимательная риторика"

СКАЧАТЬ (5.77 Mb) 01.04.2019, 16:18
Бачурина Любовь Алексеевна
Педагог дополнительного образования, МБУДО "Центр детского творчества"

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная риторика» предназначена для организации деятельности детского творческого объединения и направлена на формирование у  учащихся  риторических умений: умение использовать несловесные средства общения (жесты, мимика, интонация), умение слушать, правильно говорить, пересказывать текст, составлять небольшой рассказ, читать выразительно стихотворения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа включает в себя лингвистический, психологический, художественный и другие аспекты языкового общения и предполагает  решение коммуникативных задач на  ознакомление с гласными и согласными буквами и звуками, формирование у детей умения давать характеристику звуку и находить место звука в слове, результатом освоения программы будет общее речевое развитие и развитие коммуникативных умений. Социально–педагогическая направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная риторика» определяет специфику ее содержания и классификационных характеристик: по форме организации и содержанию программы является однопрофильной, по уровню освоения - общеразвивающей, по цели обучения - познавательной, по типу модифицированной, по уровню реализации предназначена для детей дошкольного возраста, по продолжительности – 2-х годичная.

Учебной базой реализации программы является СРР «Семицветик» МБУДО «Центр детского творчества» г.Оренбурга.

Актуальность программы обусловлена ее направленностью  на решение задач возраста: речевое и эмоционально-нравственное развитие детей дошкольного возраста.  Уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует со словом», создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его речевого  развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Такое развитие ведет к подлинному овладению всеми богатствами родного языка. Конечной целью программы  является освоение детьми дошкольного возраста русского языка в части грамматического строя речи, звуковой культуры речи и словарного запаса. Освоение программы детьми дошкольного возраста обеспечит  им  возможность свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, правильно  строить предложение, овладевать навыками точного произношения звуков,  накопление словарного запаса, а главное сформирует первоначальное понятие о языке, литературе, интерес к родному языку и любовь к чтению книг.

 Актуальность программы подчеркивается, помимо интенсивного речевого развития, развитие образного и логического  мышления, памяти, интеллектуальных способностей, нравственно-волевых, коммуникативных и эстетических качеств личности, развитие мотивации к дальнейшему изучению риторики. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для речевого развития, базирующегося на  образных формах  сознания, периодом особой восприимчивости к развитию речи и к его звуковой культуре (А.В.Запорожец). Развитие ребенка происходит в присущей ему деятельности и прежде всего в игре,  где особенно ребенок овладевает искусством родного языка.

Новизна программы в содержательном плане заключается в более глубоком изучении основных компонентов языка и речи. Изучаемые художественные тексты осваиваются детьми в разнообразных формах деятельности: прослушивание, театрализация сюжета (ролевая,  с помощью театра  теней, пальчикового театра), рисование эмоций с целью их отреагирования. Тематическое разнообразие содержания программы определяет формирование  у учащихся   сенсорного развития , элементарных форм  наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Ориентация на обучение учащихся с разным  уровнем развития речи определяет дифференциацию обучающихся  задач и содержание программы.

Педагогическая целесообразность  реализации данной программы в работе с детьми определяется ее направленностью на обеспечение достаточного уровня развития ребенка для дальнейшего успешного начального образования в области русского языка и литературы. На занятиях в творческом объединении учащихся приобщаются к сказкам, художественной литературе, что помогает детям откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов. Дети учатся  понимать речь педагога и сверстника, различать в потоке речи звуки, слоги, словосочетания, знакомятся с этнокультуроведческой лексикой и фразеологией, отражающей жизнь, быт, искусство, обряды, обычаи и традиции русского народа.

В основу разработки содержания программы легли методические разработки по обучению детей развитию речи («Риторика для дошкольников» (авт. М.Е. Костюк), учебно-методическое пособие «Звуки и буквы» (авт. Е.В. Колесникова),  «Занимательное Азбуковедение» (авт. В.В. Волина), «Чудо-обучайка» (авт. В.Буйко), «Учите, играя» (авт. А.И. Максаков, Г.А. Туманова), «Физкультурные минутки» (авт. Е.А. Каралашвили), «Занятия по предшкольной подготовке» (развитие  творческого мышления) (авт. З.В. Шашкова), Букварь, сочетающий традиционные и оригинальные логопедические методики (авт.Н.С. Жукова), методическое пособие (авт. И.А. Лыкова) «Слова и слоги» (звуковой анализ слова), «Дидактические игры в детском саду» (авт. А.К. Бондаренко), «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей) (авт. Г.П. Федорова).

 

 

Отличительные особенности программы

В основу разработки программы легли следующие теоретические положения.

Общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная риторика» разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста и способствует повышению уровня развития речи. Отличительной особенностью данной программы является более углубленный характер и интенсивный темп обучения. Например, в отличие от программы «Русская риторика» (авт. Костюк М.Е.,) в программе «Занимательная риторика»  идет чередование не только активных и пассивных видов деятельности, но и видов речевой деятельности: пересказ, запоминание и воспроизведение, театрализация сказки, чтение стихов по ролям и др. Более интенсивный темп обучения достигается посредством дифференциации заданий и организации индивидуальной работы с детьми.

Обучение строиться с использованием  дидактического и раздаточного материала, музыкального сопровождения, игры, анимации и т.д. Экскурсии, выставки, праздники расширяют кругозор, развивают память, речь, наблюдательность, образное мышление, помогают лучше усвоить учебный материал.

Адресат программы

Данная программа ориентирована на работу с детьми 4,5-6 лет, так как  дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для развития речи. Развивается регулируемая  функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, в  выразительном чтении слов, в подчинении инструкции взрослого.

Дошкольник может различать гласные и согласные звуки, находить позицию звука в слове, так же при ознакомлении с произведениями он выделяет не только содержание но и главную идею произведения, способен определить основных героев и второстепенных, высказывать и мотивировать свое отношение к ним, выделить форму произведения и некоторые средства языковой выразительности.

Срок освоения программы и объем программы.

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная риторика» реализуется в круглогодичном режиме в аудиторной и внеаудиторной форме.

Срок реализации программы  - 2 года.

  • Первый год обучения (4,5- 5лет) 2 раза в неделю по 1 часу (длительность 25 мин.), всего 72 ч.
  • Второй год обучения  ( 5-6 лет) – 2 раза в неделю по 1 ч. (длительность 25  минут), всего 72часа      

Общий объем аудиторной программы составляет 144 часа в год.

Общий объем внеаудиторной программы составляет

1год обучения – 10 часов в год;

2 год обучения -14 часов в год.

         Внеаудиторная нагрузка уходит на самостоятельную деятельность детей под руководством родителей дома и подготовку к конкурсам разного уровня.

Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут для отдыха, смены деятельности, проветривания помещений.

В летний период содержание программы используется в работе лагеря отдыха с дневным пребыванием детей.

В ходе реализации денной программы создаются оптимальные условия для успешного усвоения программы. Плавность, постепенность, повторение закрепление изученного материала обеспечивает прочность полученных знаний.

Формы обучения и виды занятий  по программе.

По содержанию занятия могут быть: вводное занятие, занятие-изучение нового материала, занятие-закрепление, занятие-обобщение, итоговое занятие. Доминирующей формой является групповое занятие.

По форме организации содержания занятия бывают: занятие-игра, занятие-соревнование, занятие-путешествие, занятие-конкурс, викторина, загадки, КВН.

Количество детей в группах – 10 человек. Это количество детей является  оптимальным для данной программы, так как в ее основе лежат методы и формы индивидуального подхода к личности ребенка.

Режим занятий для групп первого и второго годов обучения - 2 раза в неделю по 1 часу. Занятия проводятся по расписанию в соответствии с учебным планом СРР «Семицветик».

 

1.2. Цели и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

Цель: Речевое, интеллектуальное и нравственно - эстетическое развитие детей.

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитание уважения к великому русскому языку.
  • Формирование ценностного отношения к   взрослому и сверстнику;
  • Формирование личностных качеств (способности к сопереживанию, взаимовыручке);
  • Развитие  первичных этических представлений.

Развивающие:

  1. Развитие у детей познавательного интереса к русскому языку и литературе.
  2. Развитие у детей воображения, образного мышления, образной памяти.
  3. Развитие произвольного поведения.
  4. Формирование предпосылок учебной деятельности (умение выполнять инструкцию взрослого)
  5. Развитие коммуникативных умений.

Обучающие

  •  Формирование представлений об  элементарных речевых понятиях.
  • Развитие активного и пассивного словаря;
  • Формирование речевых умений.
  • Формирование у детей умений мыслить на основе речевой практики.
 
Продолжение по ссылке "Скачать"

 


Категория: Планирование | Добавил: irapetrova1962
Просмотров: 66 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.04.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал