Рабочая программа по подготовке детей дошкольного возраста к первому классу по программе «Раз - ступенька, два - ступенька…»
(108.0 Kb)
28.01.2014, 22:57
Забалуева Людмила Геннадьевна
учитель начальных классов, МКОУ "СОШ№24"
Пояснительная записка Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей дошкольников, дается распределение учебных часов по крупным разделам курса. Рабочая программа включает следующие разделы пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; учебно-тематический план; основное содержание; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-методическое обеспечение. Общая характеристика Главное назначение работы с детьми по подготовке к школе - выявить уровень развития у детей устной речи и слухо-речевой памяти, математического мышления, установить уровень готовности ребёнка к школе. Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья; интеллектуальной и личностной готовностью. Физическая готовность ребёнка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризуется: ориентировкой ребёнка в окружающем мире, запасом его знаний; отношением к школе; самостоятельности ребёнка; его активности и инициативы; развитие потребности в общении; умение устанавливать контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития, состояние развития образных представлений и ряда психических процессов, умственное и речевое развитие. Цель: Обеспечение равных стартовых возможностей для детей разного уровня подготовки к школе. Развитие речи и простых математических представлений. Ознакомление с окружающим миром. Развитие базовых психических процессов: внимания, памяти, мышления, логики. Подготовка руки к письму. ОБЖ. Задачи: Развивать устную и письменную речь; Формировать вычислительные навыки; Развивать память, мышление, внимание, наблюдательность; Пробуждать у детей живой познавательный интерес и образовательную активность. Приёмы и методы: словесные, наглядные, творческие, репродуктивные, проблемные, уроки с использованием ИКТ. Формы: игры и продуктивная деятельность, индивидуальные, групповые. Основные принципы работы: учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста; уважение к работнику, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход; систематичность и последовательность; вариативность занятий; наглядность. Режим занятий: программой предусмотрен такой вариант подготовки к обучению: 5 октября – 26 апреля 3 занятия в неделю (по субботам). Продолжительность занятий: 30 минут с 15-ти минутными перерывами. Прогнозируемый результат: Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе; Формирование комфортной образовательной среды. Снижение уровня тревожности и психической защиты у первоклассников; Эмоциональное благополучие ребенка в классе; Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей; Выработка учителем стратегий индивидуального (личностно – ориентированного) подхода к учащимся; Включение родителей в образовательный процесс. Перечень оборудования: 1. Дидактический материал по обучению грамоте и письму. 2. Дидактический материал по математике.
4. Компьютер, проектор. ПЕРВЫЙ БЛОК: Развитие речи с элементами обучения грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» призван обеспечить: развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения: развивать интерес к учебным занятиям: расширение и уточнение представления детей об окружающей среде в ходе чтения, рассмотрения иллюстраций; развитие фонематического слуха. Занятия по обучению грамоте построены как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Материал, которым работают дети: дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждение, запоминание, то есть, направлены на развитие познавательных способностей. Много внимания уделяется игровым и занимательным моментам для поддержания интереса к работе. Занятия можно разделить на два этапа: разговорная часть урока и письмо. На занятиях задания разнообразятся, виды деятельности меняются. К детям приходят сказочные персонажи и любимые игрушки и предлагают интересные игры и задания. Например: при изучении буквы «А»- Айболит, «В » - Винни - Пух. Также используются картинки и иллюстрации для пересказов и составления предложений, рассказов. Используются разнообразные таблицы для чтения: слоговые таблицы, схемы слогов, предметные и сюжетные картинки для обучения дошкольников составлению рассказа или как опора для пересказа. Занятия по обучению грамоте и письму проводятся в тетрадях на печатной основе. Цели: развивать у детей готовности к обучению чтению в первом классе; развивать фонематический слух и речевую активность; укреплять мелкую моторику. Задачи: усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке; умение ориентироваться в пространстве листа, строки, в элементах письма. Подготовительные занятия не ставят своей целью научить ребенка писать. На них осуществляется этап подготовки детей к письму, укрепление руки, улучшение координации движений, усвоение правил гигиены письма, сохранение правильного положения головы, корпуса, рук, тетради, ручки в руке, умение ориентироваться в пространстве листа, строки, снижение психологической нагрузки ребенка. В результате подготовки дошкольников по обучению грамоте и письму дети будут: владеть понятием: «слово», «звук», «буквы», «предложение»; уметь различать звуки речи на слух; уметь составлять простые предложения; пересказывать по серии картин или по наводящим вопросам; конструировать буквы; штриховать по образцу. Метапредметными результатами изучения курса развития речи с элементами обучения грамоте «По дороге к Азбуке», «Наши прописи» является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом тетрадей на печатной основе; учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования регулятивных УУД служит проблемнодиалогическая технология. Познавательные УУД: ориентироваться в тетрадях на печатной основе; находить ответы на вопросы на иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы группы и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Средством формирования познавательных УУД служат тексты тетрадей и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией). Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; договариваться о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.05.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.