Сегодня: 07.12.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Информатика » Разное


Статья "Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ"

19.11.2019, 23:33
Подольская Оксана Владимировна
учитель надомного обучения, ГБОУ школа № 657 Приморского района Санкт-Петербурга
Подольская Оксана Владимировна
ГБОУ школа № 657 Приморского района
Санкт –Петербурга,
учитель надомного обучения
Статья: «Применение ИКТ при обучении детей с ОВЗ»
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей. В практике же информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео).
Рассмотреть тему я хочу с двух сторон. Во-первых, как мама девочки с синдромом Дауна, в анамнезе которой умеренная УО и РАС. Во-вторых, как учитель, имеющий 20 лет педагогического стажа в общеобразовательных школах, который первый год работает в школе VIII вида.
Первый раз я столкнулась с использованием компьютерных технологий в развитии детей с задержкой развития, когда дочери было 4 года. Она проходила БОС-терапию. Ребенку одевали шапочку с присоединенными проводами, включали компьютер и … . Необходимо было сосредоточиться и тогда сквозь черный экран монитора проступала картинка из любимого мультфильма. С каждым днем процесс «освобождения» картинки занимал все меньше и меньше времени. Передо мной был яркий пример визуализации. Что давали эти занятия помимо положительных эмоций? Происходила коррекция нарушений внимания у детей, улучшались концентрация и распределение внимания; в целом улучшаются когнитивные функции мозга; развивается самоконтроль и усидчивость и т.д. Сейчас дочери одиннадцать лет, она продолжает пользоваться компьютерными технологиями. У нее есть собственный планшет, в котором небольшое количество «хороших» мультфильмов (на случай поездки или очередей) и обучающие игры.
Мне трудно проводить занятия с собственным ребенком, она воспринимает меня не как «учителя», а как «маму». Поэтому занятия в полном смысле слова проводят специалисты (логопеды, психологи, дефектологи), а дома происходит закрепление материала, но в форме игры, в т.ч. с использованием планшета. Пока дочь была маленькой, это были игры на внимание, потом – изучение цифр и букв, сейчас – развитие логики и мышления. Каждая игра тщательно отбирается по нескольким критериям: актуальность на данный момент, обучающая составляющая, уровень сложности, графика. После скачивания каждую игру прохожу сама от начала и до конца и, если она не соответствует сегодняшним запросам, удаляю.
Этот же принцип актуальности (своевременности) сохраняю как учитель при проведении уроков с использованием ИКТ. Правда, в этом случае игра не является основным средством обучения. На первый план выходят обучающие программы, мультимедиа материалы, сетевые ресурсы и т.д.
Считаю, что включение элементов ИК технологии на уроке должно быть не продолжительным и проводится с целью повышения КПД урока. Учителю необходимо четко представлять, с какой целью применяется то или иное средство, и прогнозировать результат его применения. Например, использование в начале урока, позволяет провести мотивацию на учебную деятельность, в середине – первичное закрепление знаний или корректировка процесса обучения, в конце – рефлексия.
Применение ИКТ на уроке позволяет привлекать пассивных слушателей к активной деятельности, происходит активизация мыслительных процессов (анализ, синтез, сравнение и т.д.).
У школьников с ЗПР ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания материала. Это касается запоминания как наглядного, так и, особенно, словесного материала. Ограничения в запоминании отражают слабость мыслительной деятельности. Показатели запоминания наглядного материала более высокие, чем словесного. Произвольное запоминание у детей с задержкой психического развития формируется медленнее, чем у детей с нормальным психическим развитием. Дети с ЗПР значительно лучше запоминают наглядно-образную информацию, чем словесно-логическую.
Средства ИК, которые использую при обучении детей с ЗПР:
Аппаратные средства:
 Компьютер - универсальное устройство обработки информации
 Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Особенно актуально если в классе есть ребенок, который медленно пишет, а объем информации, которую необходибо перенести в тетрадь достаточно большой.
 Проектор - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя,
 Телекоммуникационный блок - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение если обучающийся временно не может посещать школу (находится в больнице или санатории)
 Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь, а также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон) - дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира
 Управляемые компьютером устройства - дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления
 Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
Программные средства:
 Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) - дают возможность работы со всеми видами информации.
 Источники информации - организованные информационные массивы - энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе - специализированные для образовательных применений.
 Тренажеры - позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране, письменной и устной коммуникации в языковой среде.
Внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе учащихся с ОВЗ. Они позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, предотвращают утомление, повышают у обучающихся с различной патологией познавательную активность. Кроме того они позволяют:
- развивать самостоятельность учащихся, повышать самооценку, появляется интерес к несложным логическим построениям;
- участвовать в сетевых проектах;
- моделировать различные ситуации общения: учат преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты;
- реализовать потребность в работе с дополнительной литературой, Интернет-ресурсами.
Наблюдается интеллектуальный рост, повышение культуры общения, расширение кругозора.
Один из моих учеников делал большое количество ошибок при списывании текста. Частые исправления в тетради делали его работу неопрятной, что приводило к негативному поведению. Но было у него одно увлечение – животный мир Арктики. Я предложила составить энциклопедию животных Северного полюса. Это был долгий и кропотливый труд: найти информацию в Интернете, отобрать главное, напечатать, подобрать и вставить картинку. Было описано более 20 животных. Энциклопедия, названная его именем, была распечатана и торжественно вручена. Что это дало лично ему? Увеличилась скорость чтения, печати и работы с информацией; слова с ошибками выделялись, поэтому сразу исправлялись, без зачеркиваний и помарок; количество грамматических и речевых ошибок уменьшилось; тексты стали развернутыми; увеличился словарный запас. В планах создание презентации с использованием анимации.
Для меня как учителя использование ИКТ на уроке имеет следующие преимущества:
- возможность создания и применения интересных учебных и дидактических пособий, как следствие, повышение мотивации обучающихся;
- визуализация учебного материала;
- проведение индивидуального коррекционного обучения в условиях класса; когда каждый ученик имеет возможность использовать подходящий для него темп и способ усвоения знаний;
- использование оценочных и тестовых материалов различного уровня (только текстовых или с использованием картинок, графиков, диаграмм), что позволяет значительно экономить время на уроке;
- побуждение учащихся к поисковой и познавательной деятельности.
Сегодня компьютер становится привычным средством познания мира и задача учителя объяснить своим ученикам, что он создан не только и не столько для развлечения и игр, а является одним из основных средств получения информации и общения.


Категория: Разное | Добавил: ksana-741
Просмотров: 127 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог



Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.12.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал