Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока «Сборка RS-триггера на микросхемах содержащих элементы ИЛИ-НЕ, И-НЕ»

СКАЧАТЬ (5.36 Mb) 05.05.2018, 14:54
Михлин Борис Самуилович
учитель информатики, ГБОУ школа № 1925 г. Москвы

Класс: 10 (можно и в 9 классе, если по программе проходится тема Триггеры).

Раздел программы: Логические основы компьютеров.

Тема урока: Сборка RS-триггера на микросхемах содержащих элементы ИЛИ-НЕ, И-НЕ.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • Знакомство с историей отечественной электроники и вычислительной техники;
  • Знакомство с профессиональными навыками, связанными с практической электроникой;
  • Мотивация к обучению и техническому творчеству;
  • Формирование более целостного мировоззрения за счет расширения знаний и умений в практической электронике и вычислительной технике;
  • Развитие коммуникативных компетенций при работе в группах.

Метапредметные:

  • Интеграция и расширение знаний по информатике, физике и технологии;
  • Умение осваивать смежные области разных школьных предметов;
  • Знание обозначений электронных деталей и умение читать электрические принципиальные схемы;
  • Практические навыки работы с электрическими схемами, электронными деталями и мультиметром;
  • Умение работать с информацией, в том числе и с использованием компьютера;
  • Освоение УУД (исследовательских, проектировочных, моделирующих и конструирующих);
  • Развитие регулятивных умений (умений ставить вопросы, определять цели и задачи, планировать свою деятельность).

Предметные

По информатике:

  • Получение представления об одном из способов хранения информации в компьютере;
  • Закрепление знаний по теме «Логические основы компьютеров» на практике.

По физике:

  • Закрепление знаний по теме «Электродинамика» на практике;
  • Работа с электрическими цепями;
  • Измерение электрических величин с помощью приборов.

По технологии:

  • Закрепление знаний по темам «Радиоэлектроника» и «Цифровая электроника и элементы ЭВМ» на практике.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (в виде практической работы).

Оборудование:

Практическая работа проводится на базе готовых наборов электронных деталей:

  • Вариант 1. Из деталей конструктор «Микроник» фирмы «Амперка» (с небольшими дополнениями);
  • Вариант 2. Из набора деталей, предоставленных сайтом «Сотворим вместе».

Монтажная плата ‑ макетная плата без пайки.

Монтажный инструмент: бокорезы, пинцет, длинногубцы, инструмент для зачистки проводов от изоляции, лупа.

Измерительный прибор – цифровой мультиметр (тестер).

Список литературы и Интернет-ресурсов: приведен в конце текста описания урока.

План проведенияурока

Учащиеся выполняют один из вариантов сборки триггера в группах по 2‑3 человека.

Перед практической работой группы должны успешно сдать зачет-допуск. Для этого ученикам нужно знать не только тему по Логике учебника (см., например, [1], [5]), но и изучить описание сборки триггера (см. ниже) и уметь отвечать на контрольные вопросы в конце текста описания.

Этапы урока:

  1. Организационный этап (2 мин.);

Приветствие, кто из учеников отсутствует, уточнение состава групп, распределение вариантов сборки триггера по группам.

  1. Постановка цели и задач урока и мотивация учащихся (3 мин.):

Объявление цели и задач урока (например, по презентации).

Мотивация (см. Тезисы):

  • Насыщенность мира электроникой стремительно возрастает.
  • Стране остро не хватает квалифицированных электронщиков (это вызов времени).
  • Чтобы стать хорошим электронщиком надо заниматься практической электроникой еще со школы (двух‑трех лет в ВУЗе на специализацию недостаточно).
  • Предпрофессиональные экзамены по электронике позволяют получить дополнительные баллы к ЕГЭ.
  1. Актуализация знаний (15 мин.)

Повторение (по учебнику и описанию сборки триггеров):

  • что такое триггер, и где он используется;
  • логических операции ИЛИ-НЕ, И-НЕ (таблицы истинности);
  • работы RS-триггеров на элементах ИЛИ-НЕ, И-НЕ по их функциональным схемам;
  • уровней логических напряжений в ТТЛ-логике, что такое прямая и инверсная логики;
  • основных общих замечаний по сборке для обоих вариантов триггеров;
  • чтения электрических принципиальных схем в варианте 1 и в варианте 2.
  1. Практическая работа групп по сборке одного из вариантов схемы (см. описание сборки) (15 мин.)

Для экономии времени сборку схемы можно начинать с этапа 2 (соединение проводами установленных элементов).

У учителя в запасе должны быть запасные детали и провода (например, гибкие провода со штырьками на конце).

  1. Проверка собранных схем и оценка работ учеников (5 мин.)

Ученики демонстрируют работу схемы учителю, нажимая на кнопки S и R.

Учитель может снизить оценку, если были сломаны, сожжены или потеряны детали.

  1. Домашнее задание. Подведение итогов, рефлексия учащихся (5 мин.)

В качестве домашнего задания можно предложить, например:

  • Сборка RS-триггера в виртуальном конструкторе MMLogic
  • Доклады по возможным усовершенствованиям RS-триггера и другим типам триггеров;
  • Доклад по отечественным и зарубежным обозначениям радиоэлементов и логических элементов;
  • Доклад по редакторам и виртуальным конструкторам электрических схем;
  • История создания триггера, триггеры на различных радиоэлементах (реле, радиолампах, транзисторах и т.д.).
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: bmichlin | Теги: конспект урока, Информатика, Электродинамика, Триггеры, радиоэлектроника, урок информатики
Просмотров: 1362 | Загрузок: 34 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог