Сегодня: 25.06.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Информатика » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока «Сборка RS-триггера на микросхемах содержащих элементы ИЛИ-НЕ, И-НЕ»

СКАЧАТЬ (5.36 Mb) 05.05.2018, 14:54
Михлин Борис Самуилович
учитель информатики, ГБОУ школа № 1925 г. Москвы

Класс: 10 (можно и в 9 классе, если по программе проходится тема Триггеры).

Раздел программы: Логические основы компьютеров.

Тема урока: Сборка RS-триггера на микросхемах содержащих элементы ИЛИ-НЕ, И-НЕ.

Планируемые результаты урока:

Личностные:

  • Знакомство с историей отечественной электроники и вычислительной техники;
  • Знакомство с профессиональными навыками, связанными с практической электроникой;
  • Мотивация к обучению и техническому творчеству;
  • Формирование более целостного мировоззрения за счет расширения знаний и умений в практической электронике и вычислительной технике;
  • Развитие коммуникативных компетенций при работе в группах.

Метапредметные:

  • Интеграция и расширение знаний по информатике, физике и технологии;
  • Умение осваивать смежные области разных школьных предметов;
  • Знание обозначений электронных деталей и умение читать электрические принципиальные схемы;
  • Практические навыки работы с электрическими схемами, электронными деталями и мультиметром;
  • Умение работать с информацией, в том числе и с использованием компьютера;
  • Освоение УУД (исследовательских, проектировочных, моделирующих и конструирующих);
  • Развитие регулятивных умений (умений ставить вопросы, определять цели и задачи, планировать свою деятельность).

Предметные

По информатике:

  • Получение представления об одном из способов хранения информации в компьютере;
  • Закрепление знаний по теме «Логические основы компьютеров» на практике.

По физике:

  • Закрепление знаний по теме «Электродинамика» на практике;
  • Работа с электрическими цепями;
  • Измерение электрических величин с помощью приборов.

По технологии:

  • Закрепление знаний по темам «Радиоэлектроника» и «Цифровая электроника и элементы ЭВМ» на практике.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (в виде практической работы).

Оборудование:

Практическая работа проводится на базе готовых наборов электронных деталей:

  • Вариант 1. Из деталей конструктор «Микроник» фирмы «Амперка» (с небольшими дополнениями);
  • Вариант 2. Из набора деталей, предоставленных сайтом «Сотворим вместе».

Монтажная плата ‑ макетная плата без пайки.

Монтажный инструмент: бокорезы, пинцет, длинногубцы, инструмент для зачистки проводов от изоляции, лупа.

Измерительный прибор – цифровой мультиметр (тестер).

Список литературы и Интернет-ресурсов: приведен в конце текста описания урока.

План проведенияурока

Учащиеся выполняют один из вариантов сборки триггера в группах по 2‑3 человека.

Перед практической работой группы должны успешно сдать зачет-допуск. Для этого ученикам нужно знать не только тему по Логике учебника (см., например, [1], [5]), но и изучить описание сборки триггера (см. ниже) и уметь отвечать на контрольные вопросы в конце текста описания.

Этапы урока:

  1. Организационный этап (2 мин.);

Приветствие, кто из учеников отсутствует, уточнение состава групп, распределение вариантов сборки триггера по группам.

  1. Постановка цели и задач урока и мотивация учащихся (3 мин.):

Объявление цели и задач урока (например, по презентации).

Мотивация (см. Тезисы):

  • Насыщенность мира электроникой стремительно возрастает.
  • Стране остро не хватает квалифицированных электронщиков (это вызов времени).
  • Чтобы стать хорошим электронщиком надо заниматься практической электроникой еще со школы (двух‑трех лет в ВУЗе на специализацию недостаточно).
  • Предпрофессиональные экзамены по электронике позволяют получить дополнительные баллы к ЕГЭ.
  1. Актуализация знаний (15 мин.)

Повторение (по учебнику и описанию сборки триггеров):

  • что такое триггер, и где он используется;
  • логических операции ИЛИ-НЕ, И-НЕ (таблицы истинности);
  • работы RS-триггеров на элементах ИЛИ-НЕ, И-НЕ по их функциональным схемам;
  • уровней логических напряжений в ТТЛ-логике, что такое прямая и инверсная логики;
  • основных общих замечаний по сборке для обоих вариантов триггеров;
  • чтения электрических принципиальных схем в варианте 1 и в варианте 2.
  1. Практическая работа групп по сборке одного из вариантов схемы (см. описание сборки) (15 мин.)

Для экономии времени сборку схемы можно начинать с этапа 2 (соединение проводами установленных элементов).

У учителя в запасе должны быть запасные детали и провода (например, гибкие провода со штырьками на конце).

  1. Проверка собранных схем и оценка работ учеников (5 мин.)

Ученики демонстрируют работу схемы учителю, нажимая на кнопки S и R.

Учитель может снизить оценку, если были сломаны, сожжены или потеряны детали.

  1. Домашнее задание. Подведение итогов, рефлексия учащихся (5 мин.)

В качестве домашнего задания можно предложить, например:

  • Сборка RS-триггера в виртуальном конструкторе MMLogic
  • Доклады по возможным усовершенствованиям RS-триггера и другим типам триггеров;
  • Доклад по отечественным и зарубежным обозначениям радиоэлементов и логических элементов;
  • Доклад по редакторам и виртуальным конструкторам электрических схем;
  • История создания триггера, триггеры на различных радиоэлементах (реле, радиолампах, транзисторах и т.д.).
Весь текст материала находится в приложенном файле
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: bmichlin | Теги: конспект урока, Информатика, Электродинамика, Триггеры, радиоэлектроника, урок информатики
Просмотров: 124 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.06.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал