Сегодня: 18.06.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Разное


Формирование навыков смыслового чтения в работе с текстом на уроках английского языка

СКАЧАТЬ (24.2 Kb) 07.03.2018, 13:58
Маткина Анастасия Александровна
учитель английского языка, МАОУ СОШ № 65, г. Томска

Проблема понимания смысла текста особенно значима именно сейчас, в тот момент, когда  многие школьники, которые выросли в современном компьютерном мире, не могут понять не только  суть классического литературного текста, но и просто верно уяснить и воспроизвести формулировку задания, текста.

Результативность чтения – это возможность к тому, готовы ли школьники воспринимать информацию из текста.  Другая существенная составляющая  прочитанного текста – это уметь размышлять о прочтенном. Помимо акцента в представлении и запоминании разных элементов текста, необходимо принимать во внимание, способность подростков предоставлять прочтенному свою собственную оценку. Именно навык смысловой переработки текстовой информации в наши дни информационного «взрыва» во многом гарантирует эффективную социализацию человека.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, выделяется значимость обучения смысловому чтению, и замечается,  что чтение в нынешнем информативном мире носит «метапредметный» или «надпредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Цель такого  чтения является максимально точно и полно понять содержание текста, выявить все части и осмыслить полученную информацию. Это внимательное вчитывание и осознание смысла благодаря анализу текста. Когда ребенок владеет таким видом чтением, то у него лучше развивается устная речь и речь письменная.

Можно сделать вывод, что чтение  это одна из наиболее важных частей речевой деятельности и в процессе обучения ему нужно уделять особое внимание. Но очень часто появляется проблема подбора и создания специальных заданий, направленных на обучение чтению. Из-за этого,  в своей работе пытаюсь находить такие задания к текстам для работы на уроках, которые помогут заинтересовать учащихся интересным, разнообразным и эффективным чтением текста.

Порядок подготовки текста для смыслового чтения на уроке:

1. Прочитайте текст, выделите в нем основную информацию.

(описание событий, героев, места и времени действия и т.д. (о чем?))

2. Определите какую роль данный текст займет на уроке (в большинстве случаев для поиска решения проблемы) введение нового лексического материала, развитие речевых умений. Основная цель текста – извлечение нужной информации.

3. Четко сформулируйте задания для работы с текстом до начала чтения (заглавие, выделенные слова и т.п.).

4. Опредеоите в тексте места для остановок во время чтения. (Где? Зачем?)  прокомментируйте лексику (синонимы, словообразование, фразовые глаголы, модальные глаголы, новые ЛЕ)

- можно остановиться для дальнейшего прогноза текста;

5. Сформулируйте основной смысловой вопрос после чтения (или проверка выполнения основного задания к тексту. (основная идея, главная мысль, выражение своего мнения, приведение примеров из жизни)

Этапы работы с текстом

При работе с любым текстом известно 3 основных этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

Существуют определенные приемы и стрaтегии рaботы на кaждой cтaдии.

I этап. Работа с текстом до чтения.

Основная зaдача на первом этaпе – суметь замотивировать учащихся прочитать текст

Цель – суметь развить у учащихся умение предполaгать, прогнозировaть cодержание текстa по его названию, фaмилии авторa, иллюстрации к тексту. Здесь необходимо не забывать про  одно самое  важнoе прaвилo: вся подготовительная рaбота над текстом не имеет права касаться его основного содержания, в противном случае учащимся будет скучно его читать, из-за того, что ничего нового для себя они в этом тексте уже не обнаружат.

Задания этого этапа:

- учащиеся должны прочитать заголовок текста, рассмотреть иллюстрации к нему (если имеются) и высказать свои предположения о теме и содержании текста.

- учащимся могут использовать свои знания по теме, которой рассказывается в тексте (по их мнению), и задать себе вопрос: «Что я знаю по этой теме? Что я мог увидеть, услышать, прочитать об этом вопросе?»;

- записывают основное слово заголовка (или полностью заголовок) и составляют схему, которая состоит из ассоциаций, возникающих у них ещё до прочтения данного текста;

- читают начальные предложения абзацев и стараются называть вопросы, о которых пойдет речь в тексте

- учащиеся выписывают новые слова и словосочетания. (Слова и словосочетания даны с переводом.) Не читая текст, могут говорить, о чем может идти в нем речь.

На этом этапе можно использовать такие задания:

  • «Мозговой штурм» ("Brain Storming”)
  • прогнозирование (по портрету, картине)
  • прогнозирование по ключевым словам
  • таблица «З–Х–У»
  • верные и неверные утверждения
  • ассоциативный ряд
  • карта памяти (“Mind-Map”)

Прогнозирование по портрету, картине

Перед учащимися кладется портрет персонажа или картина, примерно описывающая основную идею теста. Задача учащихся описать предполагаемые событие, либо героя этого текста.  

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель текстового этапа – понимание и оценка текста.

Основной задачей на этом этапе считается обеспечение полного восприятия текста. Это стадия осмысления, где учащиеся знакомятся с текстом.

Этот этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют прямо во время прочтения текста. Именно здесь развиваются коммуникативные умения чтения.

Задания этапа:

1. В первый раз учащиеся читают  текст самостоятельно с установкой проверить свои предположения, сделанные до прочтения.

2. При следующем прочтении этого текста учащиеся решают разлные коммуникативные задачи:

- выделяют основную  информацию по содержанию (кто, что, где, когда, как, почему что-то сделал);

- придумывают заголовок к тексту,

- заполняют пропуски,

- находят верные/неверные утверждения,

- соотносят иллюстрации с предложениями из текста,

- выполняют логическую группировку предложений,

- делят текст на части

- составляют план текста;

- определяют основные слова в каждой из частей текста;

- особо выделяют незнакомую для себя информацию и уточняют значение новых лексических единиц, которые нужны для точного понимания текста;

- устанавливают связи между частями текста;

- перечитывают важные моменты текста, задавая  вопрос «Что этим хотел сказать автор?»;

- выписывают из текста основные факты, цитаты, характеристики героев, раскрывают их;

- обдумывают свои первоначальные соображения по мере поступления новой информации.

3. Разговор по основному содержанию текста, чтение вслух на выбор. Ответы на характерные вопросы, в чём совпадают и в чём не совпали начальные предположения по теме, содержании текста, про развитие событий, про героя.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Целью этого этапа является понимание соответствия или различия между своим первоначальным представлением и представлением автора. То, как учащийся понял смысл этого текста.

Эту стадию следует назвать рефлексия. Здесь наша задача научить детей полноценным монологическим и диалогическим высказываниям. То есть, умению четко и грамотно выразить свою мысль и вести диалог. На этом этапе нужно использовать содержание текста для развития умений школьников выразить свои мысли как в устной речи, так и в письменной речи.

Обдумывая свои ответы, учащиеся должны понять каким образом они додумались до этого ответа. В этом случае  размышление начинается как индивидуальный процесс (учащиеся составляют вопросы, представляют новую, вычитанную информацию в виде таблицы, либо схемы) и заканчивается дискуссией, коллективным обсуждением под руководством учителя.

Основной задачей здесь считается полное понимание данного текста.

Задания этапа:

- Смысловая беседа по тексту.

- Коллективное обсуждение прочитанного текста, дискуссия по нему.

- Выявление основной идеи текста

- Работа с учебником, другими  источниками (словарями).

- Работа с заголовком текста, иллюстрациями. Беседа по основному смыслу заголовка. Демонстрация учащимся готовых рисунков. Соотнесение образа художника с читательским мнением.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы (дискуссия, ролевая игра, презентация, опрос мнений, письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение).

На этом этапе мы используем следующие задания

  • синквейн
  • возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
  • достраивание кластера из ключевых слов
  • ответы на поставленные вопросы
  • организация устных и письменных круглых столов
  • организация различных видов споров
  • написание творческих работ.

На данном этапе можно организовать спор, дебаты, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение.

Делая вывод, можно сказать, что у учителя есть в арсенале  огромный комплект методов и приёмов работы для  обучения чтению, при выборе которых необходимо опираться на цель занятия, тип выбранного для чтения текста и этап работы с ним.

Использование на уроках ИЯ подобных методов и приемов очень эффективно и дает неплохие результаты также способствует формированию УУД. Ученик переходит из стадии «зазубривания» к сознательному и целенаправленному осмыслению информации, ее передаче, что должно привести к развитию познавательных навыков.

Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: английский язык, Работа с текстом, смысловое чтение
Просмотров: 224 | Загрузок: 18 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.06.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал