Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.
Диффузия культуры- специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Материальная культура- совокупность принимаемых личностью ценностей.
Духовная культура- вид культуры, представленный материальными предметами в виде различных технических сооружений, зданий, орудий труда, произведений искусства, предметов повседневного обихода и проч.
Язык- вид культуры, включающий в себя знания, верования, убеждения, духовные ценности, идеологию, мораль, язык, законы, традиции, обычаи, устанавливаемые и усваиваемые людьми.
Ценностная ориентация- понятийный, знаково-символический элемент культуры, система коммуникации, осуществляемая с помощью звуков и символов.
Культура- одобряемые и разделяемые большинством общества убеждения относительно поставленных перед человеком целей и основных средств их достижения.
Народная культура- наиболее типичный способ существования культуры в современном обществе, сознательно ориентируемый на усредненный уровень развития потребителей культурных ценностей.
Массовая культура- коллективное творчество народа на основе преемственности и традиций.
Ценности- теоретически сформулированная система взглядов.
Культурное воспроизводство-совокупность проявлений народного творчества.
Субкультура- культура, рассчитанная на восприятие ограниченным кругом людей, обладающих особой художественной восприимчивостью.
Идеология- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, но связанная с ней.
Фольклор- культура, которая не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится с ней в конфликте.
Контркультура- взаимное проникновение элементов культуры из одного общества в другое при их соприкосновении.
Элитарная культура-процесс эволюционного развития культуры, включающий ее преемственность, изменение и развитие.
Задание 2.Дополните недостающие понятия.
1.Выделяют два основных вида культуры:
………………;
духовная культура.
2.Основными элементами культуры являются:
……………….;
ценности.
……………….;
3.Различают ценности нескольких видов:
………………..;
ценности отдельных социальных общностей, классов, групп.
4.Выделяют несколько функций культуры:
регулятивная функция
………………..;
воспитательная функция;
………………..;
…………………
5.Различают несколько форм культуры:
……………….;
………………..;
массовая культура.
6.Образцами народной культуры являются:
сказки;
………………..;
………………..;
одежда;
…………………;
орудия труда и быта и т.д.
7.Фольклор принято делить на виды:
…………………;
комплекс музыкальных, игровых и хореографических видов творчества;
…………………
Задание 3.Исправьте ошибки в предложениях.
- Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.
- Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей.
- Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.
- Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений. Средствами ее распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т.е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.
- Если представители контркультур, хотя своеобразно и не полностью, но все же воспринимают базисные ценности и нормы общества, то представители субкультур отказываются от этих ценностей и противопоставляют себя обществу.
Задание 4. Составьте схему, используя приведенные понятия.
Культура; элементы культуры; функции культуры; формы культуры; материальная культура; духовная культура; язык; ценности; нормы; регулятивная функция; образовательная функция; воспитательная функция; интегративная функция; ретранслирующая функция; народная культура; элитарная культура; массовая культура.
Задание 5. Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?
Э.Эррио: «Культура-это то, что остается, когда все остальное забыто».
Ф.Ницше: «Культура-это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». М. Арнольд: «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура- это познание совершенства. Люди культуры- истинные апостолы равенства»; «Культура- это стремление к благозвучию и свету, главное же- к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали»
Весь текст материала находится в приложенном файле
|