Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Статья "Краеведческий материал как источник научного кругозора и нравственного воспитания"

СКАЧАТЬ (38.0 Kb) 28.10.2015, 16:48
Эверстова Лариса Семеновна
Учитель истории и обществознания, МБОУ Ытык-Кюельская средняя общеобразовательная школа №2 им. Д.А. Петрова
         Мне кажется, всегда актуально звучат высказывания нашего первого президента РС(Я)  М.Е. Николаева о патриотизме: «»Мы должны воспитать в ребенке «почтение к минувшему», поскольку личность вырастает на «плечах предыдущих поколений». Очень важно растить хозяина в широком значении этого понятия – хозяина своего слова, поступка, времени, хозяина своего дома, улуса, республики». И я, как учитель истории, всегда стараюсь привить эти качества своим ученикам, как  на   уроках, так и   во внеурочной работе.
       Практика показывает, что наиболее эффективным средством формирования патриотизма является использование краеведческих материалов как источник  получения новых знаний, расширения научного кругозора.
        Организация научно – исследовательской работы среди школьников – это один из наиболее доступных, творческих  путей к ребенку. Потому что эту работу можно организовать в любых общеобразовательных школах, включая и летнюю деятельность учащихся. Учитель должен творчески подойти к работе,   найти какую-то «загвоздку», заинтересовать детей. Он должен   знать уровень учащегося, тем самым   выявляет возможности ребенка. В ходе совместной, творческой работы, учитель помогает найти проблемы по теме, находит и удачные, и слабые места, предлагает дальнейший план работы. Не менее важной частью работы является и развитие умений публичных выступлений учащегося.  
         Наша школа носит имя полного кавалера орденов Славы Д.А. Петрова. Это обязывает нас не только гордиться его именем, но и изучать, исследовать и увековечить имя Героя. В нашей школе уже стало традиционным проведение региональной научно – практической конференции «Петровские чтения».      Работая с детьми,   мы не раз обращались к материалам, которые отражали короткую, но яркую жизнь славного земляка. Например:               
           фотография, где Дима Петров снимался вместе с одноклассниками, единственно сохранившаяся с  1935 года. Она вызвала интерес учащихся              
          шестого класса и побудила их к исследованию. Они искали одноклассников Д.А.Петрова. Нашли только одного, тоже ветерана войны, взяли у него воспоминание, узнали очень многое. Так появился доклад   «Школьные годы Д.А. Петрова», с которым   в 2008г. Кириллин Андрей и Иванов Саша выступили на конференции и заняли I место. А Алексеев Трофим и Неустроев Степан сначала готовили реферат на тему «Боевой путь Д.А.Петрова», но, когда я им показала на карте страны, которые освобождал герой, то они загорелись желанием  проследить весь боевой путь по карте. С этим докладом   они выступили в 2009г. и заняли  III место.
        Несомненно, краеведческие материалы Великой Отечественной войны  дают большие воспитательные возможности. Среди них воспоминания детей войны. Ведь учащимся их память о войне наиболее близка:  воспоминания ветерана Наумовой Ф.Н. о том, что «в годы войны   старик-колхозник научился у проезжего корейца выращиванию овощей и тем самым спас детей-сирот от голода»;  воспоминания  Винокуровой Т.И. о том, что в годы войны они научились играть на балалайке и устраивали колхозникам концерты ; воспоминания  Баланова А.А. о том, что они, сами голодные, усталые, шли помогать семьям фронтовиков.  Эти воспоминания дали детям понять,  что благодаря своим добрым   традициям     народ  в тяжелые времена становился еще более   чутким,  стойким,   предприимчивым и мудрым. С этим докладом «Учителя ветераны – дети войны» Кайдалова Ольга в 2005 г. стала лауреатом на республиканских «Мординовских чтениях».
         Как классный руководитель, я организовала поисковую работу «История моей семьи в истории страны». Учащиеся собирали фотографии, воспоминания  своих дедов и бабушек, готовили выступления. И они    потом признавались, что  открыли для себя много нового о тех временах, историческое прошлое как бы становилось для них реальной действительностью.
        Мы стремимся к тому, чтобы у учащихся сложилась система целостных знаний о главных этапах развития родного края, его отличительных особенностях, месте и значении в истории страны. На местном материале раскрывается участие земляков в исторических событиях, показывается экономическое и культурное значение села. Так, Ордахова Нария и Софронова Ольга с большим интересом работали над  докладом «Маркетинговое исследование сотовой связи в Ытык Кюеле». Они провели социальный опрос, брали интервью,  работали со справочной литературой, овладевали навыками новых информационных технологий. В 2008 г. заняли IV место в улусной НПК  «Шаг в будущее».
         Со своими докладами учащиеся выступают не только на НПК, но и на «Уроках Мужества», на мероприятиях, посвященных к Дню Героя, на «Встречах поколений», на музейных уроках.
         Мы уверены, что использование краеведческих материалом в  научно-исследовательской деятельности учащихся активизирует связь воспитания с реальной жизнью, развивает творческую и общественную активность, воспитывает патриотизм и чувство долга


Категория: Разное | Добавил: taatta15 | Теги: История, обществознание, Статья
Просмотров: 1145 | Загрузок: 58 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог