Сегодня: 18.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Технология "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средства оптимизации образовательного процесса"

СКАЧАТЬ (359.0 Kb) 06.01.2016, 23:54
Егорова Оксана Александровна
учитель истории и обществознания, Муниципальное общеобразовательное учреждение Тумская средняя общеобразовательная школа №46
Пояснительная записка
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества – информатизация образования.  Информатизация образования - это процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов управления образованием, учебных учреждений, общественных объединений на основе формирования и использования информационных образовательных ресурсов единого информационного пространства.
        На сегодняшний день мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших учеников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства обучения, но какие бы не совершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа….. Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда  он современен  в самом  широком понимании этого слова. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом -  актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. А еще -  действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основания для будущего.
           Учитель всегда шагает в ногу со временем. Его главная задача - обучая развивать, то есть не только дать знания по своему предмету, но и научить ребенка мыслить логически, ставить проблему, находить пути ее решения. Как это сделать? Традиционный способ обучения - это передача информации напрямую: учитель - ученик. Но на данном этапе необходимо усовершенствовать традиционное обучение, т.е. добавить использование ИКТ (информация на CD- и DVD-дисках, выход в Интернет и т.д.). Объединение этих подходов (традиционного и с применением ИКТ) поднимает систему образования на более высокий уровень развития.
Делая сравнительный анализ проверочных работ по истории, я пришла к выводу, что качество усвоения учебного материала выше на тех уроках, которые интересны ученикам, а это, чаще всего - уроки, проведенные с использованием ИКТ.
Поэтому я, как учитель, стараюсь эффективно использовать ИКТ на уроках истории и обществознания, чтобы достигнуть наиболее качественных образовательных результатов. В своей педагогической деятельности я руководствуюсь  следующими документами: Федеральным законом «Об образовании», в котором говорится  о том, что необходимо "создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование", а в Национальной  образовательной инициативе "Наша новая школа" записано: "В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем". "Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего».
          Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков, учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.
Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие, память. Использование ИКТ на уроках истории позволяет учащимся в яркой, интересной форме работать с терминами, понятиями, анимированными картами, видеть исторический материал в видеороликах и на фотографиях и  закреплять его, что способствует систематизации знаний.
      Специфика новых информационных технологий заключается в том, что они представляют пользователям - учителям и учащимся - громадные возможности. Можно назвать целый ряд причин, почему, на мой взгляд, необходимо поддерживать процесс внедрение подобных информационных технологий в современных общеобразовательных школах:
Учителю компьютер позволяет:
- сократить время при подготовке к уроку (один раз созданная мультимедиа презентация может использоваться многократно в различных вариациях – можно менять порядок подачи материала, его дозирование для классов разного уровня и т.д.). Кроме того, компьютер позволяет легко изменить план-конспект урока (добавить или усложнить материал, вставить задание, добавить новую иллюстрацию, карту и т.д.)
- создать базу индивидуальных карточек с заданиями, дифференцированных проверочных работ, тестов по различным темам, текстов исторических документов, карт, аудио и видеозаписей (гимны, речи исторических деятелей, песни и т.д.). Эту базу можно хранить, обрабатывать, пополнять в безбумажном варианте.
- составить медиатеку собственных мультимедиа продуктов (презентации, видеозаписи, слайды и т.д.), которые послужат материалом для уроков и дальнейшей работы учителя в данной области.
- формировать у учащихся яркие и объемные представления о прошлом, со­здавать иллюзию присутствия, когда ученик путешествует с каким-либо героем в географическом пространстве и во вре­мени; двигаться по различным смысловым, ассоциативным лини­ям,  следить за развитием событий, вмешиваться в их ход и решать проблемы.
- получать много разнообразной новой информации при поиске необходимых учебных материалов, освоить приёмы поиска информации и работы в  сети Интернет.
- привлекать активных учеников к сбору материала для презентации к уроку, повысить мотивацию к учению у учащихся.
Ученику:
- включиться  в работу на трёх уровнях восприятия информации:
        визуальный (видеоматериалы)
        аудиальный (аудиоматериалы)
        тактильный (письменный),
что позволяет глубже усвоить, понять изучаемый материал.
- научиться работать с компьютером в составе учебной группы (кто-то найдет материал в Интернете, кто-то обработает его и составит презентацию, кто-то подскажет, как лучше оформить слайды и т.д.) и выступать на уроке с защитой результатов своей работы.
- включиться в процесс исследования определенной исторической проблемы  (при поиске информации для создания презентации), учиться выстраивать свой путь работы над ней, находить и оформлять результаты своей работы, выступать перед аудиторией с докладом, отстаивать своё мнение – это и есть учебная деятельность, когда ученик овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения и демонстрации.
- повысить  познавательную мотивацию – не быть пассивным объектом воздействия, а самому активно участвовать в процессе обучения.
Таким образом, очевидно, информационные технологии неизбежно входят в нашу жизнь и современный учитель, чтобы не отстать от жизни и не утратить авторитет в глазах подрастающего поколения, должен постоянно совершенствоваться и осваивать все то новое, что преподносит ему жизнь.
Предложенная Технология  предлагает описание  опыта работы по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках истории России и обществознания. Её  применяю и в других курсах  истории.
 
Считаю, что данная система  работы позволяет  достигнуть следующих целей:
  • Оптимизировать учебный процесс, активизируя познавательную деятельность учащихся в процессе изучения  отдельных тем и при закреплении знаний средствами ИКТ;
  • Стимулировать  и развивать  мышление, восприятие, память школьников;
          Задачи, которые я ставлю  в условиях внедрения ИКТ в образовательный процесс:
1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;
2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;
3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);
4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;
5) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса по своему предмету.
          Новизна опыта
         Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся
         Адресная направленность
         Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии, не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

 
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: История, обществознание
Просмотров: 2830 | Загрузок: 88 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог