Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Другое


Формирование мотивации к соблюдению норм безопасности в рамках воспитательной работы

СКАЧАТЬ (28.7 Kb) 26.12.2018, 20:26
Жилина Елена Алексеевна
учитель начальных классов, основная общеобразовательная школа №7 города Сызрани

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время актуальность работы по формированию мотивации к соблюдению безопасности у обучающихся резко увеличилась, так как возникли новые внутренние и внешние опасности и риски. В России не снижается количество людей, пострадавших и погибающих на транспорте, от пожаров, от негативных социальных, природных и техногенных факторов, действие которых, в свою очередь, в ближайшее время, навряд ли уменьшится.

Соблюдение мер безопасности является неотъемлемой частью современного человека, подразумевающее под собой набор характеристик и особенностей поведения каждого человека.

Одной из важнейших задач образования на современном этапе развития является формирование мотивации к соблюдению безопасности. Лучшая профилактика опасностей в любой образовательной организации – это целенаправленная работа, организуемая по определенной структуре (плану) в которой четко определены средства, формы и методы воспитательного и профилактического воздействия.

Цель исследования – проанализировать проблемы формирования мотивации к соблюдению норм безопасности в рамках воспитательной работы.

 

1. Понятие безопасности в системе наук

Безопасность – положение, при котором не угрожает опасность какому-либо объекту. Безопасность – защищенность от широкого спектра угроз для индивидуумов и сообществ, предоставление им прав действовать от их собственного имени. Безопасность в политике стараются создать через глобальный альянс, чтобы усилить институциональную политику, связывающую индивидуумов и государство, а государство – с глобальным миром. Государство остается основным гарантом безопасности.

Государство – орудие политической власти, используемое для организации общества, распределения и потребления материальных и духовных благ. Оно реализует власть с помощью системы органов и учреждений, силы права (законодательного установления обязательных норм и правил поведения, их санкционирования, защиты и уголовного преследования за нарушение), аппарата принуждения (армия, силовые структуры – милиция, органы Федеральной безопасности и др.) и иных средств. Государство играет роль «внешней» силы, связывающей общество в единую целостность и придающей ему определенную динамику развития.

В системном анализе (теории систем) безопасность рассматривается как характеристика целостности системы, выстроенная на взаимодействиях системы и ее внешней среды. В случае систем с действующим субъектом (т.е. все социальные системы) понимание безопасности становится функцией восприятия и оценки сложности среды. Так, например, для приматов субъективно не существует угрозы атомной войны, хотя они способны организовать коллективную оборону.

В системе общественно-политических наук безопасность скорее рассматривается с внутренней стороны объекта (субъекта) как способность поддерживать свое нормальное функционирование в условиях внешних и внутренних воздействий – вызовов и угроз.

Как указывает В.М. Кулагин, безопасность в самом широком смысле трактуется как защищенность от угроз ключевым ценностям. И, отражая объект угроз (от индивидуума до всего мирового сообщества), может рассматриваться «безопасность личности», «безопасность общества», «национальная безопасность» государств, «региональная безопасность» или «коллективная безопасность» группы стран, «глобальная безопасность» По нашему мнению, такое определение безопасности попадает в зависимость от понимания самой природы ценности и делает его относительным.

С нашей точки зрения, более релевантным представляется определение безопасности, как состояние защищенности от возможного нанесения ущерба, способность к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба.

Исследуя определения предмета безопасности, О.А. Колобов выделяет четыре основных подхода к нему. Первый подход – национальная безопасность – предполагает защиту основных интересов конкретного государства, поскольку основным интересом является выживание государства, в качестве главного инструмента используется военная сила или угроза ее использования. Второй подход – так называемая международная безопасность – обращает большее внимание на взаимосвязь безопасности одного государства с безопасностью других. При этом большее внимание уделяется коллективному использованию вооруженной силы, а также международным институтам и режимам. Третий подход – региональная безопасность – в принципе не отличается от второго, за исключением положения о том, что наиболее эффективные системы безопасности – это системы, развиваемые в рамках конкретных регионов. Наконец, четвертое направление – глобальная безопасность – включает в себя не только чисто военные аспекты безопасности, но и защиту гражданских прав, окружающей среды, экономического развития

Таким образом, c течением времени сфера определения понятия «безопасность» смещалась от традиционной военно-силовой трактовки в сторону многомерного толкования, которое включает в себя:

(а) «по горизонтали» – расширение его функциональной составляющей (например, за счет социально-экономических и экологических факторов) и появление так называемого «широкого» понятия безопасности;

(б) «по вертикали» – отражение различных объектов угроз и субъектов обеспечения безопасности (от индивидуума до всего мирового сообщества), так называемое «углубление» данного термина.

Исследовав основные подходы к определению безопасности и изучив точки зрения различных мыслителей, а также установив взаимосвязь понятий «безопасность» и «государства», мы определяем понятие безопасности как состояния защищенности от возможного нанесения ущерба, способности к сдерживанию или парированию опасных воздействий, а также к быстрой компенсации нанесенного ущерба.

Рассмотрение проблем безопасности как элемента более широкой среды глобального взаимодействия находится в центре внимания научного сообщества со времен Аристотеля и Фукидида до настоящего времени. При этом, как показало исследование подходов к изучению данной тематики, можно выделить три основных направления: реальная политика, либеральная школа и глобалисты.

Подводя итоги исследования определения понятия «безопасность» в хронологическом диапазоне, можно сделать вывод о том, что к началу 1990-х гг. произошло смещение толкования от традиционного военно-силового аспекта в сторону многомерного толкования.

Одновременно, в последнее время термин «безопасность» стал весьма популярным. В прессе, выступлениях политиков, программах политических партий и движений нередко приходится встречать термины «национальная безопасность», «государственная безопасность», «региональная безопасность» и др. При таком обилии формулировок легко подменить сущность понятий, прибегая тем самым к наиболее надежному способу манипулирования общественным сознанием в интересах определенных политических сил.

2. Безопасность в условиях образовательного пространства

В современном мире безопасность является обязательным условием и основным критерием деятельности образовательной организации, в том числе общеобразовательного учреждения.

         Формирование мотивации к соблюдению безопасности является достижением безопасности всего образовательного процесса и выполняется образовательными организациями за счет определенных условий.

Эффективность формирования мотивации к соблюдению безопасности заключается в комплексности, четкости, а также регулярности мероприятий, проводимых для воспитания у обучающихся той самой культуры безопасности. Условия, направленные на обеспечение безопасности должны реализовываться как на уровне образовательной организации, так и на уровне, муниципалитета, региона, страны и мира в целом.

Что касается государственного уровня, то это необходимость в мониторинге законодательства по безопасности, создание единого комплекса нормативных документов по безопасности в сфере образования. Также согласованность решений в сфере безопасности образовательной среды между Федеральными органами власти и власти субъектов РФ, а также муниципалитетов. Координация научных и методических разработок в сфере обеспечения безопасности образовательной среды. Укрепление защиты территориальных интересов от дестабилизации и расслоения общества, противодействие множеству конфликтных ситуаций, таким как терроризм, экстремизм, сепаратизм, национальная и религиозная неприязнь. Гарантирование правовой защиты несовершеннолетних. Обеспечить работу ведомств социальной защиты с семьями и детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации. Сохранение устойчивое экологическое равновесие с целью сохранения здоровьесбережения образовательного пространства. Осуществлять контроль за СМИ, для повышения воспитательной и образовательной роли.

Что касается регионального и муниципального уровней, то это работа по совершенствованию законодательной базы в сфере образования и безопасности. Организация работы управлениями образования по обеспечению безопасности образовательной среды субъектов РФ. Взаимодействие межведомственных организаций для обеспечения безопасности в области образования. Мониторинг безопасности в общем образовании на всех его категориях. Развитие образовательных организации и служб в сфере психологической помощи детям. Разработка специальных курсов по повышению квалификации работников образования. Принятие дополнительных мер по работе с семьями и детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации.

Более широко рассмотрим функции образовательной организации в области формирования мотивации к соблюдению безопасности в рамках образовательного процесса:

1. Нормативно-правовое, информационно-методическое, организационно-техническое оснащение учебно-воспитательного процесса.

2. Повышение компетентности работников в вопросах безопасности.

3. Психолого-педагогическое сопровождение в сфере обеспечение безопасности субъектов образования.

4. Медико-социальное сопровождение работников и обучающихся.

5. Деятельность с родителями информационно-просветительского характера.

В рамках формирования мотивации к соблюдению безопасности в условиях воспитательной работы одну из ключевых ролей играет Психолого-педагогическое сопровождение в сфере обеспечение безопасности субъектов образования.

Выделим основные направления психолого-педагогической деятельности:

- своевременность и систематичность психолого-педагогической помощи,

- обеспечение оптимальных условий психологического развития обучающихся на различных этапах их становления,

- своевременное и систематическое изучение психологических и индивидуальных особенностей обучающихся,

- оказание комплексной психологической помощи,

- профилактика девиантного поведения,

- взаимодействие с родителями в области психологического развития их ребенка.

Что касается повышения педагогической компетенции в области формирования мотивации к соблюдению безопасности, то следует отметить, что она, в свою очередь, повысит эффективность формирования культуры безопасности у обучающихся.

Следовательно, в сфере повышения квалификации и подготовки педагогов и работников образовательной организации, необходимо:

1. Следует повышать квалификацию педагогов как в рамках образовательной организации, не прерываясь от их основной деятельности, так и за пределами образовательной организации, например, за счет лекций и семинаров в институтах переподготовки и повышения квалификации.

2. Обеспечить педагогов всеми новейшими теоретическими и практическими знаниями в области культуры безопасности и ее формирования у обучающихся.

3. Способствовать развитию у педагогов необходимости в самосовершенствовании в области культуры безопасности и ее формирования у обучающихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность всех задействованных участников образовательного процесса служит одним из условий формирования мотивации к соблюдению безопасности у обучающихся.

 

3. Формы, методы, средства, направленные на формирование мотивации к соблюдению безопасности в условиях образовательного процесса

Существует множество форм, методов, средств, направленных на формирование мотивации к соблюдению безопасности у обучающихся. Рассмотрим каждые из них.

Основные формы формирования мотивации к соблюдению безопасности – это уроки, конференции, семинары, соревнования, научно-практические конференции, экскурсии, выставки и т.п.

Основные методы формирования мотивации к соблюдению безопасности – это рассказ, демонстрация, показ, лекция, беседа и т.п.

Основными средствами являются плакаты, уголки безопасности, различные фильмы, инструкции, правила и т.п.

Пропаганда культуры безопасности должна быть правильно организована, а также призвана безотрывно напоминать работникам и обучающимся образовательной организации о потенциальных опасных и вредных факторах на рабочем и других местах, а также о том, как необходимо вести себя в той или иной чрезвычайной ситуации. В свою очередь, данная пропаганда не должна быть излишне навязчивой и агрессивной, отвлекать от первостепенных задач в ходе повседневной деятельности образовательной организации.

 

 

Заключение

 

Безопасность – это одно из самых необходимых условий дальнейшего развития человека, общества и государства в целом. В настоящее время решить проблему безопасности нет возможности без учета человеческого фактора. Следовательно, развитие безопасного поведения и повышение уровня подготовки каждого человека будут являться определяющими факторами с точки зрения предотвращения опасных и чрезвычайных ситуаций и минимизировании их негативных последствий. Процесс обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться только к формированию у людей знаний и умений. Как показывает практика, деятельность человека в любой отрасли зависит от его качеств и способностей, поведений и мотивов, уверенности в действенности и необходимости, проводимых им мероприятий. Развитие всех перечисленных качеств и свойств каждого человека и общества в целом должно быть комплексным, и возможно только в следствие формирования навыков безопасности.



Категория: Другое | Добавил: Елена_Алексеевна
Просмотров: 870 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог