Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Классные часы


Классный час «Великая Отечественная война в изображении художников» 5 класс

СКАЧАТЬ (25.4 Kb) 22.01.2017, 19:48
Корюкова Ирина Геннадьевна
учитель, Катайская средняя общеобразовательная школа №1 г. Катайск
Задачи: продолжать знакомство обучающихся  картинами художников о ВОВ; закрепить основные исторические и понятия  моменты ВОВ; воспитывать любовь к Родине, гордость за русский народ- победитель.
Оснащение: репродукции картин: А. Пластов «Фашист пролетел», П.Кривоногов «Поединок», С.Герасимов «Мать партизана», Ю.Непринцев «Отдых после боя», А Лактионов «Письмо с фронта»
 Музыкальный фон для сопровождения: А. Александров. Слова: В. Лебедев-Кумач «Священная война», М. Блантер Слова: К. Симонов «Жди меня», Музыка: М. Табачников. Слова: И. Френкель «Давай закурим»…
Оформление доски: репродукции картин, плакаты о ВОВ.
Предварительная подготовительная работа: ученикам класса подготовить стихи для мероприятия.
Ход мероприятия:
Учитель
Воскресным утром 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз.  Пять длинных, мучительных лет длилась эта война. Сколько горя, смертей, утрат принесла эта война нашему народу.
События этой войны стали сюжетами многих  произведений искусства: снято много фильмов, написано множество стихов и рассказов, песен и картин…
Эти творения показывают патриотизм, стойкость и мужество народа, его страдания, муки, но в тоже время великую силу духа и  упорство в борьбе с врагом.  
Мы сегодня обратимся к картинам разных художников, посвященных Великой Отечественной войне. Художники посвятили свои работы разным событиям, разным страницам войны. Смотря и анализируя  эти картины,  можно практически с исторической точностью отследить все этапы и вехи войны. Призываю вас принять активное участие в нашем разговоре, обмениваться мнениями, высказывать свое отношение…                
1 ученик
А.А Пластов «Фашист пролетел»
Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу,-
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий.
Как будто это я лежу
Александр Твардовский
Учитель: опишите, что вы видите на картине?
Предполагаемый ответ : изображена осень, деревенские окрестности: трава и деревья пожелтели,  пожухли. На переднем плане убитый пастушонок, совсем мальчик, рядом четвероногий друг лаем и воем провожает улетающий немецкий самолет . Вокруг разбрелось уцелевшее стадо, на земле - убитые коровы…
Учитель: в чем трагизм показанной ситуации? 
Предполагаемый ответ: в жестокости, бессмысленных убийствах фашистов мирных жителей. Исторически известно о всяческих нарушениях немецких солдат, которые они совершали. Ведь даже на войне есть свои правила: нельзя убивать мирных жителей, нападать на госпитали , совершать массовые убийства, преследовать по национальным признакам и т.д.
Учитель: опишите цветовые отношения в картине…
Предполагаемый ответ: автор использовал приглушенные,  не яркие цвета: желтый,  охристые оттенки травы и листьев, серые, голубые оттенки в изображении неба, черно-белая пестрота стада животных – вся природа грустит, краски полны печали и скорби…
Учитель: какой вывод мы можем сделать?
Предполагаемый ответ: эта война принесла много горя и смертей. Пострадали много семей, многие потеряли в воне детей, родителей, миллионы детей остались сиротами. Но ни одна смерть не была напрасной, русский народ выстоял, выгнал фашистов с нашей земли, подарив последующим поколения мирное небо над головой…
2 ученик
П.А. Кривоногов «Поединок»
А черный танк все лез и лез,
Утаптывая снег.
Тогда ему наперерез
Поднялся человек…
И все собою заслоняя,
Величиной в сосну,
Не человек, а столб огня
Поднялся в вышину.
Дмитрий Кедрин
 Учитель: почему картина названа «Поединок»?
 Предполагаемый ответ: на картине мы видим «поединок», схватку один на один советского солдата и немецкого танка.
Учитель: дайте характеристику этому поединку…
Предполагаемый ответ: в смертельной схватке сошлись русский солдат, воин, защитник своей земли с ручной гранатой в руке и немецкий танк- грозная, хорошо оснащенная, боевая машина.
Все  в кровавом, смертельном бою перемешалось , перевернулось: солдаты, танки, пушки, земля и небо. Все горит, нет крохи земли не пострадавшей от огня, взрывов.
Учитель: каковы зрительные ощущения?
Предполагаемый ответ: напряженность, тревожность и в тоже время гордость, за каждого нашего солдата, который каждый по сути был герой.
Учитель: колорит картины, опишите…
Предполагаемый ответ: художник использовал яркие оттенки красного, бордового, алого цветов в сочетании с черным, коричневым цветом  земли дыма, гари, солярки…Все выглядит очень реалистично…
Учитель: что помогло художнику выполнить эту работу  так реалистично и правдоподобно?
Предполагаемый ответ: художник П. Кривоногов был замечательным художником –баталистом. Он много работ посвятил ВОВ. Кроме того он сам воевал. Прошел в действующих войсках путь от Волоколамска до Берлина. В свободные минуты между боями делал наброски сослуживцев, зарисовки и эскизы. Только человек испытавший все тяготы и лишения войны на себе мог так чутко, правдиво изображать события  войны.
Учитель: как вы думаете, чем закончится поединок?
Предполагаемый ответ: исторически известно, что подобных поединков во время ВОВ войны было очень много: солдаты не жалея себя бросались  на фашистские танки с гранатами. Ведь каждый солдат понимал, какой вред и сколько вреда нанесет хотя бы один пропущенный в тыл танк. У немецкого танка нет никаких шансов- он будет остановлен…
3 ученик
С.В. Герасимов «Мать партизана»
Под вечер в гестапо её привели,
Прикладами били сначала.
Стояла она чернее земли,
Как каменная молчала.
Когда ей руки стали ломать
На исходе бессонной ночи,
Плюнула партизанская мать
Немцу в бесстыжие очи.
Сказала /были остры, как нож,
Глухие её слова/:
- Труд твой напрасный. Меня убьешь –
Россия будет жива.
Россия тысячу лет жила,
Множила племя свое.
Сила твоя, лядащий, мала,
Чтобы убить её.
Алексей Сурков
Учитель: в описании этой картины стоит вспомнить кто такие партизаны?
Предполагаемый ответ: партизанское движение появилось  во время Отечественной войны 1812г. Партизанские отряды оказывали большую помощь регулярной армии: добывали ценную информацию, вели подрывную работу. Отряды воевали в тылу врага., этим  очень нервировали и раздражали немцев. Немцы боялись действий партизанских отрядов, преследовали их, старались их уничтожить.
Учитель: кто помогал партизанским отрядам?
Предполагаемый ответ: партизанские отряды поддерживало местное население: помогали продуктами, перевязочным материалом, ценной информацией. Партизанские отряды не смогли бы существовать без поддержки местного населения и поэтому сельчане часто страдали от немцев. Немцы устраивали целые карательные операции против населения, пытки, массовые публичные казни, чтобы добыть информацию о партизанах.
Учитель: этот самый момент мы с вами  видим на картине Герасимова «Мать партизана».
Что конкретно вы видите на картине?
Предполагаемый ответ: в центре композиции главные герои: русская женщина и немецкий солдат, чуть поодаль партизан- молодой паренек. На дальнем плане фашисты собрали местных жителей для допроса.
Учитель: не просто описать главный замысел автора, глубокий психологический накал героев. С одной стороны фашист: высокий, мощный со злым ненавистным выражением лица, но он здесь на нашей земле чужой, он захватчик, он никогда не будет уверенно стоять, ходить по нашей земле, за каждым кустом, в каждом взгляде русского человека он будет чувствовать опасность…С другой стороны: простая русская женщина, крестьянка. Она твердо стоит на своей земле широко и уверенно стоя босых на ногах. Окружающие просторы, односельчане вокруг придают силы и уверенность  в преодолении всех тягот. И напрасно  в своем порыве волнуется молодой партизан никто из односельчан не предаст партизан, никто не проронит ни слова.
Попробуйте сделать вывод по картине…
Предполагаемый ответ: картина очень патриотична и глубока по смыслу. Художник в простом сюжете/ ин показал не смертельный бой или кровавый поединок/ сумел показать глубокий патриотизм нашего простого народа, показал простую мысль, что любой советский человек готов отдать свою жизнь за нашу землю, за малую Родину, за свой народ…
4 ученик
Ю.М. Непринцев «Отдых после боя»
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой,-
Без тебя Василий Теркин,
Вася Теркин – ты герой.
Александр Твардовский
Учитель: наши русские солдаты всегда умели воевать и защищать свою землю, также  и умели хорошо отдыхать. Отдыху наших воинов в редкие минуты между боями посвятил  свою картину художник Ю. Непринцев . Дайте описание сюжете картины…
Предполагаемый ответ: на картине изображены солдаты. Они отдыхают после тяжелого боя.
Учитель: как одеты бойцы? 
Предполагаемый ответ: в теплые тулупы, ватные брюки, шапки-ушанки.
Учитель: Почему? 
Предполагаемый ответ: На картине зима. На некоторых белые комбинезоны, и халаты.
Учитель: Как вы думаете, для чего? 
Предполагаемый ответ: Чтобы враг не заметил на белом снегу. Особенно это важно для разведчиков. Солдаты  устали,  многие  еще  с  оружием  в  руках.  
Учитель: опишите настроение картины…
Предполагаемый ответ:  в центре изображен веселый солдат. Такой заводила, оптимист всегда найдется в любой компании.  Он рассказывает бойцам что-то смешное: все улыбаются. Возможно солдаты не спали всю ночь или ночевали в зимнем морозном лесу, замерзли. Солдаты стараются подбодрить друг друга, пошутить, посмеяться. Отдых у бойцов короткий, в любую минуту может начаться бомбежка или надо идти в разведку. Поэтому солдаты не выпускают оружие из рук. Кто-то на ходу ест солдатскую кашу из котелка, кто-то пьет горячий чай из железной кружки.
Вывод: несмотря на то, что бойцы устали, они не унывают, на их лицах решительность, бесстрашие. Они готовы в любую минуту  идти на бой ,столкнуться с врагом лицом к лицу и гнать их долой  с нашей земли. Картина достаточно оптимистична, вселяет надежду в победу, в будущее. Я
5
5 ученик
А.И. Лактионов «Письмо с фронта»
Мы верили,
Что письма вновь придут
С знакомою печатью на конверте.
Мы знали:
Каждый дом наш –
Наш редут.
И каждая семья-
Сильнее  смерти.
Константин Бельхин
Учитель: Яркой страничкой  в военных событиях является картина А. Лактионова «Письмо с фронта». Скажите, как ждали в тылу писем с фронта?
Предполагаемый ответ: письма с фронта, от солдат ждали с трепетом, нетерпением, опаской. Получая весточку радовались, что воин жив, даже если ранен  и находится в госпитале. Письма перечитывали неоднократно, а некоторые, особенно дорогие от частого прочтения заучивались наизусть.
Учитель: хочется, ребята,  отметить работу полевой почты. Фронтовые почтальоны это настоящие герои. Их работы была очень нужной, важной, ответственной. Почтальоны с огромным чувством долга подходили  к своим обязанностям, ведь недопустимым фактом было потерять письма и задерживать их. Почтальоны пробирались через линии фронта, опасные участки, несмотря на непогоду: дождь, снег, ураган, мороз доставляли почту вовремя.
Что вы видите на картине?
Предполагаемый ответ: на картине художник изобразил счастливый момент: семья получила долгожданную весточку с фронта. Можно предположить п о улыбающимся лицам- вести хорошие.  Рад новостям и по случаю рядом оказавшийся солдат, возможно сосед прибывший домой в отпуск после ранения…
Учитель: опишите краски, цвета картины…
Предполагаемый ответ: картины выполнена в ярких, сочных тонах. Мы видим погожий теплый денек, даже солнце приветствует людей. Блики, тени присутствуют и оживляют сюжет. Картина полна света. Картина вселяет оптимизм, надежду…
Заключение : Знакомясь произведениями  искусства : художников, поэтов, музыкантов  мы должны еще больше и глубже чувствовать значимость нашей Победы в ВОВ, благодарность нашим дедам и прадедам которые подарили нам мир, который мы должны ценить, каждую минуту мирного времени.
Также хочется верить, что наши враги, которых  в былые времена было много получат урок из всех прошлых ошибок. Исторически так  сложилось, что русский народ никогда не был захватчиком, но и ни пяди своей земли никому не отдаст.
Хочется завершить нашу беседу словами А. Невского,   в свое время сказал такие слова:
«Мы гостям всегда рады… Но кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет…»


Категория: Классные часы | Добавил: И72рина
Просмотров: 1743 | Загрузок: 38 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог