Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Внеклассные мероприятия


Презентация "И все таки вера, надежда, любовь..." для 9-11 классов

· СКАЧАТЬ (12,03 Мб) 11.05.2014, 16:35
Мухамадеева Лариса Ильдусовна
Педагог-библиотекарь, МБВ(С)ОУ ЦО, г. Тобольск

Устный журнал «И все таки, вера, надежда, любовь»

к 195-летию со дня рождения И. С. Тургенева

Цели и задачи:    

  1. Приобщение к ценностям российской культуры;
  2. Познакомить с биографией и творчеством И. С. Тургенева;
  3. Способствовать развитию культуры  чтения художественной литературы.

Оформление:  выставка «На стремнине времени»,  мультимедийная презентация «И все таки вера, надежда, любовь…».

Оборудование: компьютер, проектор

Слайд 1

Библиотекарь:  Я думаю, что среди вас не найдется ни одного человека, которому не знакомо имя великого писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Вся жизнь и творчество Ивана Сергеевича были неразрывными узами связаны с судьбами России и русского народа.

Слайд 2

Библиотекарь: Писатель безмерно любил свою родину, свято верил в свой народ, в его великое предназначение. «Мы … - писал он, - народ юный и сильный, который верит и имеет право верить в свое будущее». Произведения Тургенева всегда были теснейшим образом связаны с современностью, с насущными вопросами русской действительности, были направлены против гнета и насилия, царивших в России, и объективно служили идеалам демократии и прогресса.

         Сменяющие друг друга герои его романов, представители разных идейных поколений, образовали в сознании читателей России и всего мира типический образ мыслящего русского человека, осознающего свою личную судьбу в неразрывной связи с судьбами своей страны. Тургенев явился создателем замечательных образов русских женщин, он раскрыл их высокий нравственный облик, душевную чистоту и страстное стремление вырваться из сфер личной жизни на широкое просторы общественной деятельности и борьбы. «Тургенев, - говорил Л. Н. Толстой А. П. Чехову, - сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин».

Слайд 3    

Библиотекарь: Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 г. в городе Орел. Судьбу писателя можно назвать непростой и даже трагической. Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Его мать, Варвара Петровна рано лишившись отца, страдала и от матери и от буйного, пьяного отчима, который, когда она была маленькой, варварски бил и истязал ее. Пешком ушла она к дяде своему, И. И. Лутовинову, жившему в селе Спасском. Почти в полном одиночестве, оскорбляемая и унижаемая, прожила Варвара Петровна до 30 лет в доме дяди, пока смерть его не сделала ее владетельницей великолепного имения и 5000 душ.

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом". Женитьба этого разорившегося жуира на немолодой, некрасивой, но весьма богатой Варваре Петровне Лутовиновой была исключительно делом расчета, громадные угодья и тысячи крепостных душ, которыми она владела, определили решение Сергея Николаевича.

Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ничем не ограничивала. Сергей Николаевич жил так, как ему хотелось, не обременяя себя заботами о семье и хозяйстве. Варвара Петровна, была фактически главой дома.

С детства он видел отсутствие любви между родителями и часто подвергался физическим «методам воспитания». Перенесенные в свое время в доме отчима страдания не лучшим образом отразились на характере Варвары Петровны. Своенравная, капризная, истеричная, к детям она относилась неровно. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и тиранства. «Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. – Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся как огня». 

Слайд 4

Библиотекарь: Детство Тургенева прошло в Спасском - Лутовинове близ города Мценска Орловской губернии, в родовом имении его матери Варвары Петровны. В усадьбе была великолепная библиотека из сочинений русских, немецких и французских классиков XVIII века, которые с упоением читал мальчик. Вскоре библиотека стала для Тургенева самым любимым местом в доме, где он порой проводил целые дни. В усадьбе постоянно устраивали спектакли, в которых участвовали хозяева и их гости. Эти годы оставили неизгладимый след в душе писателя. В Спасском он научился любить и чувствовать природу, познакомился с простыми крестьянами, людьми с доброй и вольной душой. Тургенев всегда считал себя многим обязанным Орловщине, ее природе и жителям.

Слайд 5

Библиотекарь: Но всё же родители дали Тургеневу блестящее образование! С детских лет он свободно читал и говорил на трёх языках – французском, английском и немецком, и приобщался к библиотечным сокровищам.

Слайд 6

Библиотекарь: В 1833 г. 15-летний Тургенев (такой возраст студентов, при тогдашних невысоких требованиях, был явлением обычным) поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет. Не успела семья обосноваться в столице, как неожиданно умер Сергей Николаевич, отец Ивана Тургенева.

Слайд 7

Библиотекарь: В 1836 г. Тургенев окончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию, чтобы продолжить свое образование в Берлинском университете, т. к. образование, полученное на родине, считал недостаточным.

В 1842 году будущий писатель возвратился в Россию. Он сдал экзамен по философии, но затем не захотел делать ученую карьеру. Тургенев поступил на службу в Министерство внутренних дел, в котором начали заниматься по поручению Николая I проектом освобождения крестьян от крепостного права, что отвечало сути «аннибаловской» клятвы. Но вскоре Тургенев понял, что канцелярски-бюрократические круги очень далеки от конкретного, практического решения крестьянского вопроса, и в 1845 году он вышел в отставку, чтобы заняться вплотную литературой.

Библиотекарь: Чем бы ни занимался Тургенев все эти годы: учился, готовился к научной деятельности, служил – он ни на минуту не оставлял своих литературных занятий. Главное внимание молодой Тургенев уделял поэзии. В его стихотворениях слышались мотивы господствовавшего тогда романтического направления, они были пронизаны мотивами грусти, печали, тоски. Сам Тургенев позднее скептически относился к своим стихотворения: «Я чувствую положительную, чуть ли не физическую антипатию к своим стихотворениям… дорого, бы отдал, чтобы их вообще не существовало». Тургенев несправедлив, среди них можно найти немало талантливо написанных стихотворений. Некоторые из них позднее были положены на музыку и стали популярными романсами.

Слайд 8  (звучит романс «Утро туманное, утро седое»)

Слайд 9

Библиотекарь: Была в жизни Ивана Сергеевича и печальная история любви к Полине Виардо. Тургенев впервые был представлен Полине Виардо первого ноября 1843 года, как сама Полина позже отмечала, что не выделила будущего писателя из круга новых знакомых и многочисленных почитателей ее таланта. Зато молодой Тургенев, которому тогда едва исполнилось 25, с первого взгляда влюбился в 22-летнюю певицу, приехавшую в Санкт-Петербург с парижской Итальянской оперой. Вся Европа в то время боготворила ее дарование, и даже непривлекательная внешность Виардо не помешала ее славе прекрасной артистки. 

 

Слайд 10

Библиотекарь: Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца дней своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву. Дом семьи Виардо стал для писателя вторым домом. Он подолгу жил в их имении Куртавнель, недалеко от Парижа, сопровождал Виардо в ее многочисленных гастрольных поездках, а с начала 1860 гг. постоянно жил за границей, лишь изредка приезжая в Россию. Тургенев любил Виардо бескорыстно, всеми силами души, кладя к ее ногам всю свою жизнь.

 

Слайд 11

Библиотекарь: В начале 1847 года в журнале «Современник» вышел небольшой очерк Тургенева «Хорь и Калиныч», который издатель напечатал под заголовком «Из записок охотника». Успех очерка был велик и неожидан для автора. Белинский объяснял его тем, что в этом произведении Тургенев «...зашел к народу с той стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Хозяйственный Хорь со «складом лица» древнегреческого философа Сократа, с практическим смыслом и практической натурой, с крепким и ясным умом, и поэтически одаренный «идеалист» Калиныч - два полюса крестьянского мира. Они явились не просто представителями своей среды, но яркими и своеобразными характерами. В них писатель показал коренные силы нации, определяющие ее жизнеспособность, перспективы ее дальнейшего роста и становления. Тургенев решил написать еще рассказы, объединенные в общем цикле «Записки охотника», большая часть из которых была написана за границей. Они были изданы отдельной книгой в 1852 году и стали не только литературным событием. Они сыграли заметную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам в России. Читатели увидели в книге Тургенева резкую критику помещичьего быта России. «Записки охотника» убеждали их в необходимости уничтожения крепостничества как основы всего общественного строя России.

 

Слайд 12

Библиотекарь:  Писатель с огромной симпатией изображает простых крестьян. Крестьянские герои Тургенева - люди отнюдь не идеализированные, неотделимые от своего жизненного уклада со своими заботами и нуждами, и вместе с тем всегда неповторимые, а нередко и яркие индивидуальности. Во второй половине 1840 гг. Тургенев пишет первые повести, пробует свои силы в драматургии. В пьесах «Нахлебник», «Провинциалка», «Месяц в деревне» Тургенев касается тем, к которым он обратится позднее: причудливость человеческих судеб, мимолётность человеческого счастья. Эти пьесы с успехом шли на сцене, о них благосклонно отзывалась критика. «Тургенев делал попытку возвысить драму до той вершины, где она соприкасается с областью трагедии повседневности», - писал спустя годы историк русского театра Н. Н. Долгов.

 

Слайд 13

Библиотекарь: В 1852 году Николай I приказывает посадить И. С. Тургенева на «месяц под арест и выслать на жительство на родину, под присмотр…». Все понимали, что, несмотря на официальную причину ареста – напечатанный некролог на смерть Гоголя - настоящей причиной ареста писателя, явилось общее направление его литературной деятельности, носившей явно антикрепостнический и антисамодержавный характер. Находясь под арестом писатель продолжает напряженно работать. Выйдя на свободу, он представляет друзьям рассказ «Муму». Во время вынужденного уединения  И. С. Тургенев много пишет. Именно в это время он приходит к мысли расстаться с темой деревни.

 

Слайд 14

Библиотекарь: И. С. Тургенев решил показать судьбу дворянских интеллигентов в новых общественных условиях, в период так называемого «мрачного семилетия». Так появляются повести «Дневник лишнего человека», «Затишье», «Переписка», «Ася», «Фауст». Он осуждает представителей дворянской интеллигенции за бездеятельность, за неумение найти свое место в жизни, за отсутствие твердых и глубоких убеждений.

 

Слайд 15

Библиотекарь: В романе «Рудин», написанном в 1855 году, его герои относятся к интеллигенции, которая увлекалась философией, мечтала о светлом будущем России, но практически ничего не могла для этого сделать, а главный герой во многом автобиографичен: он получил хорошее философское образование в Берлинском университете. Рудин блестящий оратор, он покоряет общество блестящими философскими импровизациями о смысле жизни, о высоком назначении человека, но в обыденной жизни он не умеет выясняться ясно и точно, плохо чувствует окружающих. Это роман о несостоятельности дворянского идеализма.

 

Слайд 16

Библиотекарь: В романе «Дворянское гнездо» – одно из самых поэтических созданий И. С. Тургенева. В этом произведении проявилось удивительное дарование писателя тонко и проникновенно раскрывать внутреннюю жизнь героев, передавать тончайшие движения человеческих чувств и переживаний. Через весь роман проходит мысль об исторической неизбежности гибели «дворянских гнезд», о невозможности разумной и подлинно счастливой жизни в условиях господства крепостничества и дворянской морали.

 

Слайд 17

Библиотекарь:   Затем следуют романы «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети» и многие другие. Все произведения Тургенева утверждают веру в преобразующую мир силу красоты, в творчески-созидательную силу искусства. Величайшей заслугой И. С. Тургенева было то, что он явился активным пропагандистом русской литературы и культуры на Западе.

 

Слайд 18

Библиотекарь: Циклом «Стихотворений в прозе» (первая часть была опубликована в 1882 г.) Тургенев как бы подвел итог своей жизни и творчества. Все ведущие мотивы его творчества нашли отражение в лирических миниатюрах: от песни русской природе («Деревня»), раздумий о России, о любви, о ничтожности человеческого существования, об осмысленности и плодотворности страдания, до гимна русскому языку.

 

Слайд 19

Чтец: Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

 

Слайд 20

Библиотекарь: Литературные заслуги Тургенева высоко ценили не только в России. Так  летом 1879 года он получил известие, что Оксфордский университет в Англии присвоил ему за содействие «Записками охотника» освобождению крестьян степень доктора права.

 

Слайд 21

Библиотекарь:  В последние годы жизни Тургенев все больше и больше тосковал по Родине. С января 1882 года тяжелая болезнь - рак спинного мозга - приковала писателя к постели. В курортном местечке Буживале на юге Франции 22 августа (3 сентября) 1883 года в два часа дня писатель умер.

     Тело великого писателя было, согласно его желанию, привезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище, подле своего друга – В. Г. Белинского.

При таком стечении народа, которого никогда ни до того, ни после того не было на похоронах частного лица.

 

Слайд 22-28 (показ слайдов мемориального и природного заповедника Спасское -Лутовиново).



Категория: Внеклассные мероприятия | Добавил: библиотекарь
Просмотров: 2698 | Загрузок: 626 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог