Сегодня: 09.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Конкурс "Я - Учитель 2015!" » Конкурс "Я - Учитель 2015!" - Основное и среднее (полное) образование


Методическая разработка урока по краеведению «Экологическая ситуация в Оренбургской области

СКАЧАТЬ (28.8Kb) 02.12.2015, 07:00
Юлдашева Асия Ахметовна
учитель географии, МБОУ «Преображенская средняя общеобразовательная школа» Красногвардейского района Оренбургской обл.

Методическая разработка урока по краеведению
«Экологическая ситуация  в Оренбургской области»

(урок- конференция)
 

Цель:
1)   Показать особенности экологической ситуации в Оренбургской области.
 2) Выяснить степень антропогенного воздействия на природу  и экологические последствия.
 3)  Активизировать познавательную, творческую деятельность учащихся.
 4)   Развивать умение работать с различными информационными источниками.
 5) Воспитывать чувства патриотизма, культуру общения и дискуссий, формировать активную жизненную позицию.
Средства обучения:
физическая, экономическая карты Оренбургской области, выставка литературы об экологии родного края, контурные карты, тетради.
Технология: проблемно- поисковая
Основные требования к подготовке учащихся – предметные (специальные) умения.

  • Аргументированно объяснять отрицательное и положительное влияние человека на  окружающую среду.

  • Оценивать характер природопользования.

Метапредметные умения:

  • Выявлять причинно-следственные связи внутри природных комплексов,  анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами.

  • Работать  с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами; искать дополнительные источники информации.

  • Формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме.

 Ход урока

На доске эпиграф урока:
 «Плоха та птица, которая загрязняет собственное гнездо»  (пословица)
 
 I. Актуализация – вызов.

Учитель: (под музыку)

Край Оренбургский сравнить мы можем с раем,

Ведь красивей места для меня уж нет!

Как прекрасно выйти утром в поле,

Встретить солнце с запахом травы,

Пробежаться с радостью на воле,

Уваляться в капельки росы.

Люди, берегите вы всё это,

Берегите всё, что дал вам Бог!

Чтоб родной землёю этой,

Каждый житель бы гордиться мог!

Общероссийская организация «Зеленый патруль» в конце 2011 года  подвела экологические итоги уходящего года: по данным исследований составила рейтинг субъектов страны с наиболее благоприятной и неблагоприятной экологической обстановкой.
Эксперты брали во внимание состояние воздуха, воды, почвы.
Удерживая позиции постоянного аутсайдера в списке регионов с худшей экологией, Оренбургская область заняла в нем «почетное» семьдесят восьмое место, попав тем самым в десятку «лидеров». Хуже нас дела обстоят только в Ингушетии, в Тульской и Московской областях, в Свердловском крае и Челябинской области.
По мнению специалистов оренбургского Росприроднадзора, данные в рейтинге еще раз подтверждают тот факт, что в области не первый год сохраняется напряженная экологическая обстановка. Сегодня мы будем вести разговор именно об экологических проблемах  нашего родного края.
- Но прежде,  еще раз вспомним и  определим, что такое экология? (Ответы детей)
-Экология – это наука об окружающей среде, которая изучает жизнь различных организмов в окружающей среде, где всё живое и неживое вокруг нас взаимодействует. «Эйкос» - жилище, дом; « логос» - наука, знание. Введено слово «экология» немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.

II.  Конференция.

Учитель: Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. Предлагаю начать нашу конференцию со знакомства с оценки экологов о состояние  геологической среды.

Ученик 1. Экологическая оценка геологической среды
 
На геоэкологическую обстановку в области оказывают влияние такие факторы, как повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах и грунтовых водах, а также высокая техногенная нагрузка. Повышенное содержание тяжелых металлов в горных породах характерно почти для всей области. К элементам 1 класса опасности относится бериллий, 2 класса опасности – медь, хром, никель, кобальт. На накопление тяжелых металлов оказали влияние почвообразовательные процессы, в частности, гумусонакопление. Повышенное содержание радиоактивных элементов на территории области связано с фосфоритоносными отложениями в юго-западных и южных районах области, с обогащенными органическим веществом глинами, с нефтегазоносными структурами в западной части области и с кислыми породами (гранитами, гнейсами) на востоке области. В подземных водах области отмечается существенное повышение ПДК по бериллию (6-25 раз). Установлен градиент роста этого показателя с северо-запада (Бугуруслан) на юго-восток (Акбулак).
Для территории промышленных узлов характерен высокий модуль техногенной нагрузки. Это касается, прежде всего, Оренбургского и Орского (Новотроицк, Гай) промышленных узлов, где нагрузка превышает 30 т/км2. Несколько меньшими, но достаточно высокими техногенными нагрузками характеризуются нефтегазоносные районы в западной части области (от Бугурусланского на севере до Первомайского на юге). В эту же категорию попадает и Кувандыкский район (Кувандык, Медногорск), где расположены криолитовый  завод и медносерный комбинат.
Необходимо отметить слабую защищенность природной среды области от большинства неблагоприятных геоэкологических факторов.   На значительных площадях её поверхность подвергается разрушительным экзогенным процессам (речная эрозия, плоскостной смыв, оврагообразование, оползни и  др.). На большей части области отсутствует  экранирующий слой над подземными водами. Грунтовые воды относятся к категории либо условно защищённых, либо вообще незащищённых.  В результате 85% территории области относится к категории с весьма неблагоприятными геоэкологическими условиями. Районы с особо неблагоприятными условиями выделяются в гористой части области и охватывают центральную часть области. К экологически благоприятной территории в Оренбургской области отнесена только её юго-восточная окраина (2% территории).
 
Учитель: Итак, мы рассмотрели точку зрения геологов, ну как обстоят дела по состоянию атмосферного воздуха.
 
Ученик 2. Состояние атмосферного воздуха.
По объемам выбросов вредных веществ область находится среди регионов России с наибольшими объемами выбросов (более 500 тыс. т).
Напряженная экологическая ситуация, сложившаяся в 80-е годы в ряде городов Оренбургской области, сохранялась в период с 1990 по 2000 год. Высокий уровень загрязнения часто был обусловлен низкими и неорганизованными источниками выбросов специфических (для различных отраслей) вредных веществ. Происходило загрязнение воздуха фтористым водородом, сероуглеродом, диоксидом азота и другими вредными веществами. Основной вклад в выбросы от стационарных источников вносят предприятия топливно-энергетического комплекса, газоперерабатывающего завода, нефтяной и химической промышленности, а также черной и цветной металлургии.
За период с 1992 года  по 2012 год выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников сократились на 333, 14 тыс. т (61,4%).  Это обусловлено, прежде всего, сокращением объемов производств по всем предприятиям области.
 
Суммарные выбросы вредных веществ приведены без учета выбросов ж/д, авиационного и личного автомобильного транспорта, с/х техники, сжигания топлива населением и твердых отходов на свалках, а также мелких предприятий и организаций, имеющие выбросы менее 50 т в год.  Выбросы от этих источников могут составлять не менее 30% от общего объема поступающих вредных веществ в атмосферу.
Основными загрязняющими веществами по массе выбросов являются сернистый ангидрид, углеводороды, оксид углерода и оксиды азота.
В структуре выбросов преобладают газообразные и жидкие выбросы (93%), и всего лишь 7% твердые. Из газообразных и жидких 36,1% составляют выбросы сернистого ангидрида; 33,1% - оксиды углерода; 10,8% - окислы азота; 17,3% - углеводороды (без летучих органических соединений), 2,7% - прочие, включая ЛОС.
Выбросы загрязняющих веществ в расчете на одного жителя и единицу территории  городов Оренбургской области.
Наиболее загрязнен атмосферный воздух выбросами вредных веществ в городах Новотроицке и Медногорске, немного лучше ситуация – в Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугуруслане, Кувандыке, Гае.
Значительную долю в загрязнение воздушного бассейна г. Оренбурга вносит автотранспорт. От всего суммарного выброса вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, доля автотранспорта составляет 63,1%.
Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) за последние 10 лет несколько снизился, но по-прежнему остаётся высоким.
В начале 90-х годов особенно загрязнен был воздух в гг. Оренбурге, Медногорске, Новотроицке, Кувандыке, тогда как  к 2000г. в Оренбурге ИЗА был наименьшим среди промышленно развитых городов. Высокий уровень ИЗА все же остается в гг. Кувандыке и Новотроицке.
В  г. Медногорске при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ) из-за несоблюдения режима работы при НМУ ОАО «Медногорский медно-серный комбинат» постоянно превышаются ПДК. По кислым газам наблюдалось превышения ПДК в 10 и более раз (данные государственного учреждения «Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»).
В Оренбургской области некоторые предприятия не разрабатывают проектов ПДВ, работают без разрешения на выбросы, что запрещается федеральным законодательством.
 
Учитель: Слово предоставляем  нашим гидрологам.
 
Ученик: 3. Состояние водных ресурсов.
 
Всего Оренбургская область располагает в среднем 12,6  км3 воды в год.
На территории области установлены как минимум 34 очага загрязнения, связанных с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных объектов. Причинами загрязнения часто являются несоблюдение режимов зон санитарной охраны, невыполнение водопользователями основных мероприятий. Из-за отсутствия зон санитарной охраны не отвечает требованиям каждый пятый водозабор области.
Основными загрязняющими веществами являются нефть, нефтепродукты и отходы их переработки, фенолы, соли тяжелых металлов, по степени опасности.
Значительным фактором ухудшающим экологическую обстановку области является сброс бытовых и производственных сточных вод в поверхностные водные объекты
 
Учитель:
Говоря об экологии Оренбуржья, нельзя не упомянуть и о  событие, произошедшем 58 лет назад, на территории тогда еще существовавшего Советского Союза.
 
Ученик:
4 сентября 1954 года на Тоцком полигоне проходили тактические учения советских войск под кодовым названием Снежок. Учения проводились в условиях усиливающейся Холодной войны и ставили своей целью проверить возможности прорыва обороны противника с использованием ядерного арсенала. Полная информация об этих событиях была засекречена и значительное число фактов о них неполны, многочисленны конспирологические теории о взрыве и его последствиях. Полигон был выбран для испытаний ядерного оружия в связи с тем, что рельеф его напоминал рельеф Западной Европы, где, по предположениям советских военных экспертов, должен был быть один из основных фронтов Третьей мировой войны.
Взрыв бомбы произошел в 9:34 утра на высоте 350 метров, через 48 секунд после того, как ее сбросили с самолета Ту-4, летевшего на высоте в 8 км. Взрыв сопровождался ослепительно-белой вспышкой, которую можно было увидеть за десятки километров от эпицентра взрыва. Через 5 минут после взрыва началась подготовка военных к выступлению в район взрыва. Выступили они примерно через 3 часа после взрыва, когда был проведен необходимый дозиметрический контроль. Операцию проводил Георгий Жуков, который направил в эпицентр взрыва 600 танков, БТРов и 320 самолётов (всего, по разным подсчетам, от 45 до 60 тысяч человек). Перед военными стояли определенные задачи — нападавшие должны были воспользоваться возникшей после взрыва брешью в обороне, а те, кто оборонялся — залатать эту брешь. При это учения не проходили непосредственно в эпицентре взрыва в связи с неблагоприятной радиоактивной обстановкой. 
Земли, где проводились учения, были хорошо заселены — но на это в СССР не смотрели. Всем в зоне до 8 км от взрыва было запрещено находиться вообще, в зоне 8-12 км были естественные укрытия, в которые должны были залечь жители лицом вниз во время взрыва, в зоне 12-15 км все выходили из домов, а в зоне 15-50 км проводились меры по защите населения от радиоактивного излучения. Через некоторое время жителей зоны 12-15 км попросили эвакуироваться за 50 км от зоны взрыва (села Богдановка и Фёдоровка). До сих пор не ясен точный ущерб Оренбургским землям, который был нанесен в результате взрыва, хотя, по некоторым оценкам, он может быть не меньше ущерба от Чернобыля или бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки.
 
Учитель:
Таким образом, можно сделать вывод, что территория  Оренбургской  области  характеризуется как зона со сложной экологической обстановкой. Большую роль в формирование современной экологической  ситуации играет всё возрастающий антропогенный фактор.
Высокое загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвы, а также деградация флоры и фауны на востоке области обусловлены влиянием предприятий горнодобывающей, черной и цветной металлургии, в центральной зоне – нефтегазохимической промышленностью, машиностроением, в северной и западной зонах –  нефтяной, деревообрабатывающей, лесной, пищевой и легкой промышленностью, машиностроением. Необходимо отметить захламление территории области бытовыми и сельскохозяйственными отходами. Большая антропогенная нагрузка на окружающую природную среду оказывает негативное воздействие на состояние здоровья населения.
 
III. Рефлексия (беседа).
Учитель:
Предлагаю вам, участникам конференции наметить пути решения экологических проблем,  дать прогноз на будущее. Свои идеи мы поместим в  свою «Корзину идей».
Свои идеи учащиеся помещают в «Корзину»
Учитель: Итогом нашей конференции должны стать обращения, сформулированные вами: лозунги, девизы, слоганы – 1-2, ко всем заинтересованным в сохранении окружающей среды Оренбургской области. Эти обращения, написанные вами на приготовленных листах бумаги, мы вывесим на доску,  после урока – обработаем и вывесим на сайте нашей школы.
Учащиеся пишут и вывешивают обращения
Учитель:  Подводя итоги нашей конференции, мне хочется процитировать слова академика Амосова Н.М. «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести». И  мы, каждый из нас, должны принимать в этом активное участие.

Спасибо за урок.

Категория: Конкурс "Я - Учитель 2015!" - Основное и среднее (полное) образование | Добавил: yuasiya76
Просмотров: 475 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал