Автор: Кузнецова Лариса Анатольевна
Место работы: Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №9 г.о. Чапаевск Самарской области
Возрастная группа: дети с ОВЗ старшего дошкольного возраста
Цель: формирование у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе, эстетических чувств, положительного эмоционального фона.
Задачи:
Образовательные:
- Уточнять и расширять знания детей об осени;
- Активизировать словарь детей по данной теме;
- Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность детей;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать коммуникативные качества.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое».
Форма проведения совместной деятельности: групповая игра-путешествие.
Оборудование: игровой персонаж – Осень, конверт с письмом от Осени, корзина с заданиями, ноутбук с записью звуков природы (лес), белая бумага, цветные карандаши, мячик, сюжетные картинки (осень ранняя и осень поздняя).
Содержание НОД
Психолог: Ребята, сегодня нам пришло письмо. Хотите узнать, от кого оно? Тогда отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...»
(ответы детей)
Психолог: Правильно - это осень. Давайте прочитаем, что написано в этом письме. «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в осенний лес.
Этюд «Осень в лесу»
В лесу росли деревья (дети стоят в кругу). Высоко к солнцу тянули они свои ветви (поднимаются на носочки, поднимают руки вверх). Но вот наступила осень, подул сильный ветер (дети раскачиваются вправо-влево), пошел дождь (дети поворачиваются, похлопывают по спине друг друга пальцами). С каждым днем дождь становился все сильнее и сильнее (ладошками сильнее похлопывают друг друга по спинкам). А холодный ветер сдул с деревьев все листочки (дуют). Деревья стали жалеть друг друга (дети гладят друг друга), обнимать, чтобы не замерзнуть. Вместе легче пережить холодную осень (дети берутся за руки).
Психолог: Вот мы и в лесу. Затем проводит беседу о том, как выглядит осенний лес, какими стали деревья, как животные готовятся к холодам и т.п. Далее предлагает детям ответить на вопросы про осенний лес, сначала используя одно прилагательное: «Кто/что в осеннем лесу …?» (например, быстрый, мокрый, старое, веселый), затем два (например: «Что в осеннем лесу высокое и могучее?»), затем три («Кто в осеннем лесу мокрый, холодный, маленький?»). Задавая вопросы, психолог кидает мяч тому ребенку, который должен дать ответ.
Смотрите ребята, справа от нас тропинка, а что же на ней стоит? Корзинка…. А в ней еще одно задание от осени.
Игра «Различи веселую и грустную музыку».
Детям выдают по две карточки. На одной – изображена золотая, солнечная осень, раскрашенная в яркие, светлые тона, соответствующие веселой музыке.
На второй – хмурая, пасмурная осень, в соответствующих мрачных, холодных тонах. Включается музыка веселая и грустная. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую характер музыки, проговаривают про эмоции, которые они вызывают.
Психолог: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Релаксационное упражнение «Запахи и звуки»
Психолог предлагает детям расслабиться, закрыть глаза. Затем говорит: «Представьте, что идет дождь. Вы стоите у окна и глядите на улицу. Что вы видите? Запомните. Представьте капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомните, как шумит дождь. Что такое шум дождя. И вот дождь закончился. Вы вышли на улицу. Вспомните запах земли, травы после дождя. Вспомните запах осени. Расскажите, кто что увидел.
Ну а сейчас нам необходимо сделать подарки для осени.
Арт – терапевтическое упражнение «Нарисуй осеннюю картину».
Детям предлагается нарисовать то, что они видели, т.е. нарисовать осеннюю картину.
Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Сделали ей подарки. Она в свою очередь, тоже хочет сделать подарки для вас – яблоки. Дети получают подарки от Осени.
Список литературы:
1. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа» И. А. Лыкова.– М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006
2. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Кн. 2. Старшая группа
Автор: Петрова Т. И. Издательство: Школьная Пресса
3. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. Автор: Нищева Н.В. Издательство: Детство-Пресс Год:2008.
|