Сегодня: 26.06.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Мастер-классы, поделки » Мастер-классы, поделки своими руками


Мастер-класс использования развивающих игр В.В.Воскобовича в дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

СКАЧАТЬ (1.80Mb) 17.01.2017, 09:03
Зверева Татьяна Александровна
учитель-дефектолог, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 1» компенсирующего вида, г. Сергиев Посад
Аннотация: В статье описывается положительный опыт использования развивающих игр В.В.Воскобовича в практике работы учителя-дефектолога с детьми с различными нарушениями (патологиями) зрения. Данный мастер-класс  и различные пособия  для занятий способствуют развитию творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей, а так же способствуют более чёткому зрительному восприятию информации об окружающем мире. Насыщенность, многофункциональность, многоплановость игрового материала играет большую роль при проведении занятий с детьми с нарушением зрения. Отсюда как следствие, широкий возрастной диапазон. Сказочная «огранка» в играх
порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Ключевые слова: технология, нарушение зрения, игра-сказка, интерес, познание, творчество.
 
С 2015 года наша группа активно применяет технологию « Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, содержанием которой является эффективное развитие психических процессов внимания, памяти, мышления, воображения, мышления, речи и раннее творческое развитие детей дошкольного возраста.
С началом использования  данной технологии, интерес к непосредственно образовательной деятельности «Познание»  вырос, дети с нетерпением ждут занятия и активно в них принимают участие. Их знания, умения и навыки поднялись на соответствующий уровень развития. Ушли проблемы со счетом, знанием геометрических фигур, ориентировкой на плоскости и в пространстве.
В основе технологии В.В. Воскобовича лежит принцип: интерес – познание – творчество.
Характеристика развивающих игр В.В.Воскобовича [3]:
1. Многофункциональность
В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
2. Широкий возрастной диапазон участников игр
Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
3. Сказочная «огранка»
Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с «Нетающими Льдинками Озера Айс» и разноцветными паутинками «Паука Юка», не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с «Малышом Гео» секреты «Чудо-Цветика». Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
4. Творческий потенциал
Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
5. Конструктивные элементы
Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами.
Игры В.В. Воскобовича можно разделить на:
-игры, направленные на творческое конструирование,
-игры на развитие логики и воображения,
-игры, обучающие чтению,
-игры на развитие математических способностей.
Каждая игра познавательна: несет новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение сравнивать и анализировать и т.д. Игра не имеет жестких правил и дает возможность фантазировать, творить, придумывать своё [1, 2, 4].  Знакомство с игрой начинается со знакомства со сказкой. И через образность и захватывающий сюжет стимулируется стойкий интерес к играм. Принцип "играем-чувствуем-познаем", шаг за шагом, последовательно обеспечивает не только нескучное времяпровождение, но и технологическую модель обучения, основанную не на осознанной необходимости в получении знаний, а на постоянном интересе, творчестве, как ребенка, так и взрослого, родителя, воспитателя, педагога.
Главная отличительная особенность игр – образность и универсальность. Каждая из игр решает множество образовательных и развивающих задач. Игры-сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс и в более сложные игры. Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей с различными нарушениями зрения, что очень важно для нашего дошкольного учреждения.
Игры разработаны, исходя из интересов детей.
Каждая игра занимает определенную область в Фиолетовом Лесу- это игровая развивающая среда, сенсорный уголок (рис. 1).

 

Рисунок 1. Развивающая среда – Фиолетовый Лес
 
По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым [1]. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи:
разноцветные Гномы, гусеница Фифа, ворон Метр, Незримка Всюсь, Крутик По, девочка Долька, Лопушок, пчёлка Жужа и многие другие. С этими персонажами Вы встретитесь в сказках-методиках к каждой игре рис. 2.
 

Рисунок 2. Персонажи Фиолетового Леса [5, 6, 7]

Основными развивающими играми В.В. Воскобовича, применяемыми нами в практике дефектологической работы для детей с нарушением зрения являются: игра «Геоконт», игра «Геовизор», игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), игра «Квадрат Воскобовича» (четырехцветный), игра «Прозрачный квадрат», пособие «Озеро Айс», игра «Прозрачная цифра», Игра «Математические корзинки», пособие «Счетовозик, комплект «Игровизор и многие пособия. Пример развивающих игр представлен на рисунке 3.
 
Рисунок 3. Примеры развивающих пособий В.В.Воскобовича [5, 6, 7]
 
Можно ли играть в эти игры без авторских сказок?
Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом "Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.
Выводы:
1.Используя  уже второй год технологию «Сказочные лабиринты игры» по методике В.В. Воскобовича, мы пришли к следующему выводу: главной особенностью этих игр является то, что в них  объединен один из основных принципов обучения.  Это принцип «от  простого к сложному»,  с очень важным принципом творческой деятельности - «самостоятельность по способностям», когда ребёнок может подняться до «потолка» своих возможностей. Основная цель - это становление интеллектуально- творческой личности дошкольника.
2. Особенности "Сказочных лабиринтов игры" таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.
3. Изучив  разные игровые методики и посетив семинары изобретателя  Воскобовича   Вячеслава  Вадимовича мне стало понятно, что его игры и методики полностью решают проблемы обучения дошкольников.  Игры, раздаточный  яркий, красочный,  наглядный материал, позволяют разносторонне развивать детей с различными зрительными патологиями. Развивающая сенсорная среда-Фиолетовый Лес соответствует требованиям ФГОС.
4. С октября 2015 года я веду кружок «Раннее развитие детей по методике В. В. Воскобовича». Составляя данную программу, я опиралась на технологию «Сказочные лабиринты игры» Харько Т. Г. и  Воскобовича. В. В.. Результаты работы кружка  показали: большое количество детей с нормальным и высоким интеллектом. Ребята с большим удовольствием посещают кружок, с огромным интересом ждут появления новых героев Фиолетового Леса. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Ребята научились концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, легко различать и называть цвета и их оттенки, в этом им помогли Разноцветные Гномики. Кроме того, практически у всех детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур. Во время занятий у ребят возникает желание помочь отстающим, неуспевающим детям выполнить задание, тем самым формируется умение работать в команде. Кроме этого, ребята, обучающиеся по методике В.В. Воскобовича, долго концентрируют свое внимание на выполнении поставленных задач, обладают высоким уровнем развития памяти, мышления, внимания.
Систематические занятия, начиная с трехлетнего возраста,  обеспечат всестороннее развитие  не только математических способностей, но и таких больших разделов, как обучение грамоте, развитие речи, психических процессов, творческих способностей.
Категория: Мастер-классы, поделки своими руками | Добавил: Зверева | Теги: мастер-класс, дошкольное образование, развивающие игры
Просмотров: 602 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Конкурсы для детей

Я - Учитель!


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал