Сегодня: 24.09.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Математика » Разное


Образовательный проект "Как помочь учащимся 5 и 6 классов в работе над проектом"

СКАЧАТЬ (97.7 Kb) 12.09.2018, 20:47
Костюкова Галина Аркадьевна
учитель математики, «Средняя общеобразовательная школа №22 им. Н.И. Кузнецова» АГО

Обоснование актуальности проекта

Учащиеся 5 и 6 классов в процессе работы над проектом нуждаются в помощи учителя (обучающей и организующей) на всех этапах работы над проектом. Большие трудности представляет для учащихся данных классов выделение проблемы и следующей из неё темы проекта. Учитывая то, что для успешной работы над проектом проблема должна быть личностно значимой для ученика, для учителя становится нецелесообразным предлагать готовые темы, не зная интересы учащегося. Продукт проекта должен быть наиболее эффективным, а план должен вести к цели проекта. С целью выявления интересов учащегося и помощи в определении проблемы для проектной работы, а также составления  инструкции по планированию работы над проектом и создаётся данный образовательный проект.

Цель и задачи проекта

Цель – создание интерактивного теста для определения интересов учащихся и проблемы проекта, составление инструкции по планированию работы над проектом.

Задачи:

  • выделить основные разделы, соответствующие примерной программе по математике, учитывая возрастные возможности, потребности учащихся 5-6 классов;
  • в рамках данных разделов определить основные темы, которые интересны учащимся данного возраста;
  • создать презентацию в MS PowerPoint;
  • опробовать тест на учащихся 5, 6 классов, учесть мнения учеников и внести коррективы в проектный продукт «В чем ты заинтересован?»;
  • изучить литературу по проектной деятельности учащихся и определить основные этапы работы над проектом;
  • проанализировав необходимую литературу, составить инструкцию из опорных вопросов для ученика по планированию своей деятельности во время работы над проектом;
  • изучить возможности использования карт памяти (Mind map) в проектной деятельности учащихся.

             Участники проекта

Учитель математики и учащиеся 5, 6 классов.

             Естественнонаучные компетентности обучающихся

  • самостоятельно находит и использует российские и иностранные источники для получения естественнонаучной и технологической информации, которая представлена на словесном, численном или символьном уровне;

· оценивает их критически и ценит как на уровне личности, так и на уровне общества;

· использует систематические знания, приобретенные на уроках математики, физики, химии и тп., при решении естественнонаучных, технологических и социально-научных проблем и при принятии обоснованных решений;

· понимает взаимосвязи между естественными предметами, особенности естественных предметов и метапредметные связи в этой системе;

· понимает науку как процесс получения научных знаний в ее историческом и современном контексте, в состоянии оценить участие творческого подхода в научных открытиях, а также пределы науки по отношению к реальному миру;

· оценивает и прогнозирует влияние достижений науки и технологий на среду, опираясь на естественнонаучные, социальные, экономические и морально-этические точки зрения и учитывая правовые акты;

· ценит среду как целостную систему и следует традициям бережного по отношению к экологии образа жизни, опираясь на доказательственные материалы, относится ответственно к среде;

  • проявляет интерес к локальным и глобальным явлениям, происходящим в среде, а также к развитию естественных наук и технологий, умеет принимать обоснованные решений при выборе карьеры, а также мотивирован на учебу на протяжении всей жизни.

          Ключевые компетенции:

  • Коммуникативная компетенция развивается посредством письменного и устного представления результатов исследовательских работ, решения дилемм и социально-научных проблем, а также посредством поиска и интерпретации естественнонаучной информации, использования информационных источников на родном и иностранном языке. Развивается корректное употребление естественнонаучной лексики и умение понятно делиться естественнонаучными проблемами;

Социальная компетенция формируется, прежде всего, в процессе разрешения спорных ситуаций и принятия социально-научных решений, где помимо естественнонаучных точек зрения учитываются также аспекты, связанные с человеческим обществом – законодательные, экономические и морально-этические. Важной является групповая работа, мозговые штурмы, ролевые игры, написание и анализ критических эссе, разработка и защита проектов и исследований;

· Предметы цикла поддерживают формирование познавательной компетенции посредством разнообразной познавательной деятельности. Познавательная компетенция развивается посредством решения проблем и применения форм исследовательского обучения: ученики приобретают умения находить естественнонаучную информацию, формулировать проблемы и вопросы исследовательского характера, планировать и проводить опыты или наблюдение, анализировать, интерпретировать и представлять результаты. Развитие познавательной компетенции поддерживают познавательные среды, которые благодаря быстрой и индивидуализированной обратной связи позволяют применять различные познавательные стратегии;

Математическая компетенция формируется, прежде всего, в процессе исследовательского обучения, когда ученикам требуется представлять в виде таблиц и числовых графиков данные экспериментов или наблюдений, анализировать их, находить связи и связывать численные показатели с решаемой проблемой. При изучении естественнонаучных предметов идет анализ результатов измерений (в т.ч. неопределенности измерения), связей различных объекты и процессов;

         Описание проекта

         Современному ученику недостаточно теоретических знаний, наш мир постоянно развивается, и учителя должны учить детей самосовершенствоваться, самореализовываться, адаптироваться к постоянным изменениям. Ученики еще не умеют применять полученные в школе теоретические знания на практике, т.е. самостоятельно выявлять проблему, находить способы решения данной проблемы. Поэтому во время работы над проектом учитель должен помогать учащимся на всех этапах, но при этом учащийся должен осознавать, что проект является результатом его собственной деятельности, реализацией его идей. Это возможно только в том случае, если проблема проекта является для ученика личностно значимой. В подростковом возрасте потребность в самопознании, самореализации является основной, а проект – средство для реализации данных потребностей. Как правило, первый этап работы над проектом – постановка проблемы,  представляет и для ученика, и для учителя наибольшие трудности. У ученика на данном этапе нет мотивации к работе, поэтому неэффективно предлагать учащемуся конкретную готовую тему. Учитель должен помочь ученику найти среди его интересов то, что может воплотиться в проекте, помочь с определением проблемы, из которой как правило и следует формулировка темы проекта. Тема проекта должна быть интригующей, чтобы слушателям было интересно участвовать в её решении.

         Вторым этапом работы над проектом является определение цели проекта. На данном этапе желания и потребности некоторых учеников могут не совпадать с их возможностями. Поэтому нужно им напомнить, что достижение цели проекта должно способствовать решению поставленной на предыдущем этапе проблемы. Также на данном этапе нужно определить, каким будет проектный продукт, то есть, что нужно создать, чтобы достигнуть поставленную цель. Вид проектного продукта зависит от ведущей деятельности учащегося. Например, если он любит рисовать, то продуктом может быть плакат, иллюстрации к произведению, а если любит развлекать, обучать, то продуктом может быть сценарий мероприятия.

         И вот когда уже четко представили цель проекта, нужно составить план работы, начиная от проблемы, заканчивая реализацией цели проекта. Для этого нужно определить задачи проекта, способы достижения поставленных целей и решения задач, определить сроки реализации проекта, необходимые ресурсы. Планирование представляет для учащихся трудность, поэтому на данном этапе также требуется помощь учителя. Но не нужно планировать вместо ученика, нужно только предложить ему инструкции по планированию деятельности.

         Целью данного образовательного проекта как раз и является создание интерактивного теста, призванного помочь в работе над первым этапом – целеполаганием, и следующим этапом – планированием деятельности во время работы над проектом.

         Для начала нужно проанализировать, какие разделы изучаются в соответствии с примерной программой по математике в 5 и 6 классах. Изучив основные разделы, которые в той или иной степени присутствуют в материалах наших учебников, и также те, которые изучаются учащимися в соответствии с рабочей программой  выявлены следующие темы, представляющие наибольший интерес для учащихся:

  1. Магические квадраты.
  2. Не стоит огорчаться – проценты в этом убедят.
  3. Математика древних цивилизаций.

       Следующим шагом надо определить основные подразделы, соответствующие возрастным особенностям и потребностям учащихся 5 и 6 классов:

  1. Магические квадраты:
  1. Введение
  2. История появления магических квадратов
  3. Магический квадрат и изобразительное искусство
  4. Виды магических квадратов
  5. Применение магических квадратов
  1. Не стоит огорчаться – проценты в этом убедят:
  1. Введение
  2. Исторические сведения
  3. Постановка и анализ проблемы
  4. Практическая часть
  5. Анкетирование и отображение результатов в диаграммах
  1. Математика древних цивилизаций:

1)Введение

2)Исторические сведения

3)Древний Египет. Древняя Греция. Древняя Индия. Вавилонское государство.

- Открытия математиков

- Достижения в алгебре и геометрии

- Фалес

- Архимед

- Евклид

- Иероглифическая система

- Нумерация

- Шестидесятеричная система

- Десятичная система счисления

- Таблица древних

- Введение нового числа – нуль

 

       Следующий этап – изучение и анализ литературы по проектной деятельности учащихся. В основном мною использована соответствующая литература автора Спутницкой М.А. Было выявлено, что ответы на определенные вопросы ведут к формулированию основных этапов работы над проектом, то есть планированию деятельности ученика в ходе работы над проектом. Чтобы научить учащегося планировать свою деятельность нужно попросить его ответить на следующие вопросы теста «В чем ты заинтересован»:

  • Почему ты выбрал данную тему? (проблема проекта)
  • Как ты думаешь, что нужно сделать, чтобы решить данную проблему? (цель проекта)
  • Что можно создать, чтобы достигнуть цели? Будет ли это эффективным? (вид проектного продукта)
  • Что нужно сделать, чтобы достичь цели проекта? (задачи проекта)
  • Как ты будешь решать эти задачи? (способы работы над проектом)
  • Что нужно проделать, чтобы от проблемы проекта прийти к его реализации? (основные этапы работы над проектом)
  • Когда ты будешь осуществлять все необходимое? (срок и график работы над проектом)
  • Что у тебя есть для выполнения работы, что умеешь делать? (имеющиеся ресурсы)
  • Чего у тебя нет, чему следует научиться? (недостающие ресурсы)

         Ответы на данные вопросы и будут являться планом работы над проектом.

Также планировать проектную деятельность удобно и эффективно с помощью Карт памяти (Приложение 1). Составляя данную карту, ученик проделывает путь от проблемы своего проекта до решения данной проблемы, при рисовании данной карты включаются оба полушария нашего головного мозга – и левое, и правое, что позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, как и должно быть. Проблема находится в центре, от неё идут ветви -  задачи, способы, сроки, всё, что так или иначе связано с работой над проектом. Значимо также то, что, выполнив какой-либо шаг, его можно закрасить определенным цветом, тем самым отмечая свои достижения в работе, что поддерживает мотивацию ученика на каждом этапе.

         Итак, с проблемой определились с помощью теста «В чем ты заинтересован», план разработали, ответив на предложенные вопросы, далее ученику предстоит реализация плана. На данном этапе нужно следить, чтобы ученик не потерял мотивации к действию, так как у учащегося могут возникать трудности, возможно требующие внесения изменений в разработанный план. Также нужно следить за временем, отведенным на каждый этап, и поторопить учащегося, или оставить как есть, учитывая индивидуальные особенности. Так как все мы разные, кто-то эффективнее работает, когда чувствует дефицит времени, а тревожным, беспокойным для работы требуется больший отрезок времени. Также за временем нужно следить на этапе создания проектного продукта, так как данный этап увлекает автора. Для выполнения такой важной части проекта как составление отчета о ходе работы (письменная часть) следует предложить учащимся 5 и 6 классов алгоритм действий, инструкцию по написанию отчета.

       В написании вводной части отчета помогут ответы на вопросы:

  • Какая у тебя тема проекта?
  • Почему ты выбрал данную тему?
  • Что является целью проекта?
  • Что ты создашь в результате работы над проектом? (вид проектного продукта)
  • Каким образом данный продукт поможет достичь цели проекта?
  • Что предстоит сделать в ходе работы над проектом от проблемы до создания продукта проекта и когда? (этапы работы над проектом и график работы)

       Для написания основной части можно предложить ученику - автору проекта ответить на следующие вопросы:

  • С чего ты начал свою работу над проектом?
  • Каковы были следующие шаги в реализации проекта?
  • Чем завершил работу? (Что было последним шагом?)
  • С какими проблемами ты столкнулся во время работы над проектом?
  • Что ты сделал, чтобы справиться с возникшими проблемами?
  • Был ли нарушен план работы над проектом? На каком этапе?
  • Почему был нарушен план работы?
  • Был ли изменен проектный продукт или создан намеченный?
  • Удалось ли достичь цели проекта и каким образом?

Вопросы, ответы на которые помогут в написании заключительной части отчета:

  • Все ли из задуманного получилось, если нет, то, что не получилось и почему?
  • Что бы ты сделал, если бы у тебя была возможность сделать работу заново?
  • Планируешь ли ты продолжить в дальнейшем работу над проектом? Если да, то почему?
  • Решил ли ты проблему своего продукта? Почему ты так думаешь?
  • Что ты узнал нового о проблеме над которой работал и о себе в ходе работы над проектом?

       Рабочий план реализации проекта

       Второе полугодие учебного года.

       Результаты и эффективность реализации проекта

       В результате работы над образовательным проектом «Как помочь учащимся 5 и 6 классов в работе над проектом» был создан  тест «В чем ты заинтересован» для выявления интересов учащихся и помощи в определении проблемы для работы над учебным проектом, инструкции для учащихся по составлению плана, написанию письменной части проекта – отчета о проделанной работе. В ходе работы над учебным проектом происходит усвоение знаний учащимися непосредственно в процессе деятельности, а как правило, знания, используемые в практических действиях, лучше усваиваются. Поэтому необходимо было сделать так, чтобы весь процесс работы над проектом у ученика не вызывал трудностей, которые можно избежать. Предложенный тест, вопросы, ответы на которые способствуют формулированию этапов планирования работы над проектом, написанию письменной части, созданию важнейшей части проекта – отчета о проделанной работе, в значительной степени облегчают работу над учебным проектом и ученику и учителю. У учащихся есть возможность использовать имеющиеся знания и приобрести новые. Для учителя – это средство развития, обучения, воспитания, которое помогает развивать у учеников навыки и умения проектирования в будущем, самостоятельно ставить цель, определять задачи, планировать деятельность, анализировать, обобщать, делать выводы, формировать свою точку зрения по поводу поставленной проблемы. С помощью имеющихся вопросов учащийся может сам определить, какой опыт он приобрел в процессе работы над проектом, чему научился, что нового узнал, как изменился его взгляд на проблему. У учителя есть возможность сохранять самостоятельность ребенка ненавязчиво контролируя его работу, тем самым исполняя основное требование современного образования «учить ребенка учиться».

       Дальнейшее развитие проекта

       В дальнейшем планируется продолжить работу над данным проектом, ориентируясь на потребности и возможности 5 и 6 классов. Также необходимо учитывать, что разработанный тест и предложенные вопросы соответствуют возрастным особенностям пяти – и шестиклассников, а для старших классов становится необходимым составить свои инструкции и расширить список тем проектных работ, что и будет перспективой развития проекта.

Категория: Разное | Добавил: arkadevnag | Теги: образовательный проект, проект, математика
Просмотров: 152 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал