Сегодня: 04.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Музыка » Разное


Работа над техникой в классе аккордеона в разные периоды обучения (возраст обучающихся 9-13 лет)

СКАЧАТЬ (33.4Kb) 21.09.2016, 09:17
Савиных Ирина Владимировна
преподаватель по классу аккордеона, МБУ ДО ДШИ №1 г.Советская Гавань
В процессе музыкального обучения в ДШИ учащиеся приобщаются к искусству через способность его восприятия и осознания, а также непосредственно в процессе обучения на музыкальном инструменте. Формирование технических и музыкально-художественных качеств учащихся в процессе обучения игре на инструменте являются основой композиционного му­зыкального обучения и воспитания.
Одна из важнейших сторон комплексного развития способностей в музыкально-испол-нительском обучении - своевременное и целенаправленное развитие техники. Даже если уче­ник обладает хорошими профессионально выраженными художественными способностями и преодоление технических трудностей у таких учеников в произведении сливается в образно-вы- разительном истолковании музыки, всё же часто возникает необходимость проработки мало­удобных в техническом отношении эпизодов. Систематическая работа над этюдами, гаммами, ар-педжио является обязательной стороной комплексного развития техники.
Основная цель технического развития - обеспечение условий, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу. Связь техни­ческой работы с художественными задачами стимулирует появление положительных эмоций и способствует более успешному освоению технических трудностей. Преодоление технических трудностей - одно из основных условий безостановочной и выразительной игры, а также сво­боды в исполнении.
Постановка исполнительского аппарата является одной из главных сторон подготовки учащегося и исполнительской деятельности. Неверные навыки, приобретённые в начальный пе­риод обучения особенно устойчивы. Большое внимание необходимо уделять технике исполнения штрихов: легато, стаккато, более полному раскрытию художественного содержания произведения. Лучшим материалом для овладения штрихами являются гаммы и арпеджио. Ра­бота над ними улучшает интонацию звукоизвлечения, развивает координацию движения паль­цев, движения меха. Следует стремиться к лёгкому и свободному исполнению гаммы, арпеджио и аккордов в любых темпах, различными метроритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона инструмента. Для успешного технического развития учащегося необходимо помнить, что начало новой работы над новой темой не освобождает от контроля за закреплением предыдущего материала, поскольку большинство навыков усваивается на протяжении дли­тельного времени, и как итог - ученик должен уметь контролировать результат своих действий. Существует несколько технических комплексов, подготовленных для исполнителей. Ре­комендуется исполнять гаммы и арпеджио в комплексе следующими вариантами:
  • различными штрихами;
  • с изменением ритмической пульсации, используя элементы полиритмии;
  • интервалами;
  • аккордами, с использованием разновидностей тремоло мехом;
  • арпеджио трезвучий коротких, ломанных, длинных и их обращений.
Этот комплекс способствует развитию координации движений рук, двигательно-игровых навыков, выработке навыков слухового контроля, усвоению элементов полиритмии, отработке штрихов в дополнении к гаммам, необходимо применять специальные упражнения для выработки следующих навыков: взаимодействия, независимости, подвижности пальцев, быстрого пере­мещения кисти посредством движения запястья.
Обучение детей на аккордеоне связано с многочисленными проблемами. Педагогу необходимо ясно представлять, что помимо объективных трудностей, с которыми он сталкивается при  решении задач начального обучения, необходимо искать способы, методы, приёмы, которые он будет применять в поиске индивидуального подхода к каждому ученику.
С первых этапов обучения все игровые приёмы, навыки должны быть обоснованы музы­кальным выражением, а каждый музыкальный образ, характер звука связан с соответствующими игровыми движениями. В воспитании техники младших школьников освоение первоначальных навыков игры на инструменте посадка, приёмы звукоизвлечения предполагают естественность и рациональность движения руки и пальцев. Это -основа, без неё невозможно музыкальное и тех­ническое продвижение ученика.
Знание аппликатуры и ориентировка в различных гаммах и арпеджио являются необ­ходимой ступенью технического образования. Определённые, пусть ограниченные задачи, качество исполнения должны ставиться с самого начала. При освоении клавиатур любого клавишного инструмента должен действовать принцип – слух управляет движениями игрового аппарата, который в свою очередь корректирует работу слуха. Вертикальное расположение клавиатур препятствует визуальному наблюдению движений игрового аппарата, поэтому возникает необходимость формирования отчётливых представлений о строении клавиатур, «клавиатурных рисунках» уже на первом этапе обучения. Освоение клавиатуры можно начинать с игры небольших попевок по две-три ноты, пьес и попевок на основе этих позиций, с подбора по слуху и транспонированию.
Одно из упражнений в освоении клавиатуры – это освоение хроматичяеской гаммы. Игра упражнений на основе хроматической гаммы, способствует формированию целостного представления о строении клавиатуры аккордеона. Немаловажно и то, что хроматическая гамма является одним из самых простых упражнений в этапе представления «клавиатурного рисунка. Таким образом, хроматическая гамма, охватывая весь клавиатурный ряд, а, следовательно, и звуковысотный диапазон инструмента может рассматриваться как своего рода алфавит клавиатуры и является ключом к построению многих упражнений.
Параллельно с игрой упражнений освоение клавиатур происходит на основе художественного материала. И если последовательность формирования представлений в упражнениях идёт от двигательных к слуховым, то здесь именно слуховые представления, работа слуха в целом с самого начала занимает главенствующее место. При игре хроматической гаммы задача состоит в том, чтобы установить связь между слуховым восприятием поступательного полутонового движения звуков и соответствующим движением пальцев.
 Овладение гаммами начинается тогда, когда процесс освоения становится для учащегося материалом для решения звуковых тембровых, дина­мических задач и он способен их решать. Немаловажное значение имеет темп исполнения. Не просто сыграть гамму правильными пальцами и без ошибок, а исполнить её быстро и так, чтобы она вызвала эстетическое удовлетворение. В работе над гаммами в средних и старших классах яв­ляется улучшение качества исполнения, а не только стремление к быстрому темпу. Быстрая игра хороша, если она качественна и ни в коем случае не должна допускаться в ущерб ровности, хоро­шего качества звука и правильности движения. При разучивании гамм, арпеджио и аккордов нуж­но выбрать тембр, силу звука. Ученик должен быть всё время в работе.
Требования к учащимся 1-3 классов в техническом развитии - это:
  • посадка и постановка инструмента;
  • постановка левой и правой руки;
  • ритмическая чёткость исполнения;
  • самостоятельность пальцев;
  • динамика.
Требования к учащимся 3-4 классов:
  • стабильность исполнения;
  • беглость исполнения;
  • подвижность;
  • усвоение различных форм мелкой техники;
  • гаммообразное изложение;
  • короткие, длинные арпеджио.
Требования к учащимся 5-6 классов:
  • беглость и независимость пальцев;
  • звуковая ровность в гаммах;
  • метроритмическая чёткость пассажей;
  • усвоение различных видов техники (мелкой, крупной, аккорды, двойные ноты);
  • игра гамм;
  • короткие, длинные арпеджио.
Как же начинать работу над техникой?
Постоянно особое внимание уделяется гаммам, арпеджио, аккордам. Проверка их проис­ходит путём специальных зачётов. Помимо технического продвижения ученика, значение гамм так же в том, что они развивают ученика в музыкальном отношении - дают более точные знания ма- жорно-минорной системы, воспитывают чувство ладотональности. Игра гамм и арпеджио прес­ледует цели практического овладения системой квинтового круга, то есть умение слышать и иг­рать в разных тональностях. Знание аппликатуры и ориентировка в различных гаммах и арпеджио является необходимой ступенью технического образования.
  При исполнении гамм ученик обязан знать и уметь выполнять стан­дартную аппликатуру гамм. Выполнение точной аппликатуры в гамме воспитывает аппли­катурную точность игры, поэтому педагог должен требовать выполнение аппликатуры при игре гамм. Также при исполнении гамм необходимо обращать внимание на два момента: спокойное подкладывание 1 пальца при смене позиций кисти и ровное текучее легато внутри позиции. Основная причина толчков неровной игры гамм- малая подвижность и напряжённость 1 пальца, поэтому необходимо развивать его ловкость, подкладывать его незаметно, готовя заранее.
    Основная задача технического развития в средних классах состоит в том, чтобы рука ученика стала послушной и управляемой, и к процессу игры были подключены все части игрового аппарата.
Следующий этап технической подготовки - исполнение этюдов. Изучение этюдов может принимать различные формы, в зависимости от их содержания и характера учебных задач, кото­рые необходимо умело подобрать, с учётом индивидуальных особенностей учащегося. При работе над этюдами необходимо обращать внимание как на технические, так и на художественные качества исполнений, так как этюды являются промежуточным звеном между учебно-тренировоч­ным материалом и музыкально-художественным произведением.
Этюды не следует играть механически, без разбора, целиком: необходимо выбирать только то, что в данный момент нужно и полезно и избранные технические формулы применять в работе лишь в качестве вспомогательных средств. При игре этюдов необходим постоянный слуховой контроль упражняться без полной, глубокой сосредоточенности и внимания, сущности, бес­полезно. Трудности преодолевать необходимо не путём механически бездумного повторения, а посредством познания технической неудачи и определения средств для её определения. Основной акцент делается не на механически-количественной, а на эстетически-качественной стороне уп­ражнения, этюда. Это значит анализировать, обдумывать и изучать, приходить к принципам. Работать над этюдами нужно спокойно. При изучении этюда необходимо обращаться к раз­ным приёмам работы. Сначала учится этюд в медленном темпе. Но медленное движение не по­рождает быстрое, хотя оно позволяет избегнуть многих неприятностей, в том числе и ненужных движений. Для работы в быстром темпе полезна методика, использующая ритмические варианты. Игра разными ритмами должна происходить при точном метре, первая сильная доля всегда должна быть на месте. Остановки дают возможность исполнителю психологически приготовиться к быстрому движению. Регулярность в занятиях - залог успеха в работе над этюдами и виртуоз­ными пьесами.
 
Ежедневные упражнения исполнителя должны обеспечить не только развитие быстроты, ловкости и выносливости, но и расширение звуковой палитры. Думать надо не только об ударе пальца, но и о его отрыве. Никогда не следует напрягать руку, которая должна оставаться сво­бодной от плеча до кончиков пальцев. Если возникают усталость, то следует отдохнуть или пере­менить вид упражнения. Упражняться можно в разных темпах, не совсем обязательно начинать с медленного темпа. Однако к медленной игре следует время от времени возвращаться даже после овладения той или иной технической формулой: медленная игра - необходимое профилактическое условие всякого упражнения. Полезно играть некоторые упражнения и этюды каждой рукой от­дельно, особенно тому, кто ещё не имеет достаточных технических навыков. Материал ежед­невных упражнений необходимо чередовать и изменять, внося в работу максимум разнообразия и фантазии.
Комплексы упражнений для разных исполнителей бывают различны, но в основу каждого комплекса положены общие принципы. Каждому исполнителю необходимо давать его уп­ражнения. Выбор их должен прямо вести к цели. Особое внимание необходимо обращать на раз­витие пластичных, гибких движений при исполнении извилистой мелодической линии.
Работу над мелкой пальцевой техникой необходимо чередовать с аккордовой. Большое зна­чение здесь имеют мышечные ощущения, возникающие в процессе игры: умение ощущать дви­жение плеча, предплечья кисти, пальцев. Рука всё время должна сохранять лёгкость движения и облегчению руки после звукоизвлечения необходимо приучать начинающих исполнителей.
Необходимо уделять внимание точному, глубокому ощущению клавиатуры. Эконо­мичность движений в приёмах извлечения звука вырабатывается на различных примерах и упраж­нениях. Кисть должна быть гибка и подвижна, пальцы беззвучно меняются, и в их подушечках возникает ощущение точной передачи клавиши. Затем на смену этому упражнению приходит уп­ражнение на репетицию Далее идут упражнения на извлечение смежных звуков, которые помо­гают разрабатывать элементы трели. Скорость трели увеличивается за счёт изменений ритми­ческих длительностей - восьмые сменяются триолями, затем шестнадцатыми.
В работе над техникой необходимо периодически использовать игру пассажей с различной ритмической группировкой. При игре пассажей разными ритмами пальцы должны быть особенно точно прилажены к клавиатуре. Особенная область технического мастерства - игра упражнений или мелизмов.
Упражнения на выработку пространственно-двигательных ощущений.
1.Игра одной и той же ноты в разных октавах. Данное упражнение есть не что иное, как упражнение на скачки. От одного звука до другого рука совершает дугообразное движение. Клавишу нажимает один и тот же палец.
2.Игра какого-либо интервала или трезвучия в разных октавах. Двигательные ощущения такие же, как и в предыдущем упражнении.
3.Игра всех интервалов от одного звука.
Техника исполнителя является предметом постоянной, настойчивой, кропотливой работы и подчиняется целиком художественной задачи, то есть средство воплощения содержания. Поэтому техникой необходимо овладеть, а значит, постепенно развивать и совершенствовать; техника нуж­на разным музыкантам \ различной степени и в разных формах. Общемузыкальное развитие сти­мулирует развитие техническое, так как более высокий уровень постановки музыкальной задачи требует более совершенных средств воплощения.
Технические навыки - это совокупность данных, включающих в себя художественные представления, мышечно-двигательные возможности и предрасположенность психики и развитию слуховых и метроритмических связей. Учащиеся-музыканты стремятся сыграть разучиваемую пьесу или этюд, или гамму наилучшим образом. Стремление к музыкальному совершенству не поз­воляет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление до­биваться заставляет размышлять.
Размышление рождает изобретательность в преодолении трудностей и своих недостатков.
Работа над музыкальным произведением вбирает в себя почти все процессы, связанные с исполнительством. Очень важно понять художественный образ произведения, то, что пытается пе­редать автор через музыкальный текст, динамику, штрихи. Работа над музыкальным произ­ведением является основным из этапов становления учащегося-музыканта как личности и индивидуальности. В исполнении произведения проявляется талант, мастерство, характер и индивидуальность исполнителя. Всё должно быть направлено на то, чтобы внимание было перек­лючено на сложные моменты, а мышление - на охват нотного текста. Направление внимания на исполнение конкретного эпизода является первым условием успеха в работе. Большое значение в воспитании музыканта является правильное определение цели, расчленение большой цели на ряд мелких и ясное, чёткое представление о малой.
Начиная работу над музыкальным произведением, всегда важно помнить, что небрежность, невнимательность и неточность в игре искажают произведение. Ошибки, допущенные при разборе текста, могут быть заучены. Задача заключается в том, чтобы преодолеть технические трудности и свободно, без лишних физических напряжений исполнить произведение. Необходимо скон­центрировать всё своё внимание на представление конечного результата. При разучивании пассажа надо уметь выбрать наиболее трудно исполняемое место. Понять из чего складывается трудность. Осознать строение пассажа, если надо, разбить его на простые элементы и осваивать каждый элемент в отдельности. Многие пассажи состоят из различных комбинированных гамм и арпеджио. От регулярной работы над гаммами и арпеджио исполнительский аппарат обретает хо­рошую техническую форму и практически без долгого нудного тренажа готов к исполнению боль­шинства из встречающихся подобного рода пассажей.
Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, силы, чистоты и от­чётливости исполнения. Техническое развитие - сумма средств, позволяющих передать музы­кальное содержание. Желать страстно, активно - вот главное условие, необходимое для успеш­ного технического развития. В работе надо постоянно проявлять настойчивость; не мириться с тем, что не получается, не отсиживаться за инструментом без желания и без мысли, а искать спо­собы, облегчающие преодоление тех или иных трудностей, ставить перед собой музыкально-технические задачи, не успокаиваться, пока они не будут решены.
Категория: Разное | Добавил: oressa1966 | Теги: обучение на музыкальном инструменте, аккордеон, музыка
Просмотров: 159 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал