Конспект занятия.
Тема: «Знакомство с табулатурой путем разбора произведения «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Цель: обучить детей новому способу записи и чтения нот на примере произведения «Маленькой ёлочке холодно зимой»
Задачи:
познакомиться с табулатурой, развить навыки игры на инструменте поддержание интереса к обучению.
Оборудование: гитара, тетрадь, табулатура изучаемого произведения пульт для нот, подставка для ноги.
Музыкальный ряд «Маленькой ёлочке холодно зимой» — новогодняя хороводная детская песня. Автор текста: Зинаида Николаевна Александрова (1907—1983). Композитор: Михаил Иванович Красев (1897—1954).
Возраст 13-18 лет.
Время проведения – 30 мин.
План занятия:
1.Приветствие.
2.Введение в рабочий материал.
3.Практическая часть.
4. Закрепление материала.
5. Рефлексия.
Конспект занятия.
Педагог: Здравствуйте дети, сегодня мы познакомимся с одним из способов записи нот – табулатурой. Давайте запишем в тетради: табулатура – это способ записи нот, при котором на горизонтальных линиях, обозначающих струны (их 6) пишутся цифры, которые означают лады, которые необходимо прижать на грифе гитары. Кажется, что определение сложное и запутанное, но на самом деле все просто. Мы видим цифру, например «три», которая написано на 1 струне, значит нам необходимо прижать третий лад на первой струне, если же две цифры, означающие лады написаны одна над другой, то они играются одновременно.
Этот способ записи нот мы разберем на примере всем известной песни «Маленькой ёлочке холодно зимой».
Педагог включает произведение. Дети слушают, отделяют основную мелодию от аккомпанемента.
Педагог дает детям основную партию, записанную в табулатуре.
Ребенок, основываясь на инструкцию педагога разбирает произведение, читая табулатуру с лева на право. Педагог акцентирует внимание на распространенную ошибку обучающихся – читать табулатуру по строкам, то есть сначала первую строку, потом вторую и так далее.
Ребенок прижимает восьмой лад на второй струне мизинцем, потом ставит указательный палец на вторую струну на пятый лад, на большинстве гитар он обозначен точкой для быстрого нахождения, и извлекает звук дважды, выдерживает длительности нот, так как они не указаны в табулатуре первый звук имеет длительность четвертной ноты (считаем раз – и ), а второй и третий звук имеют длительности восьмых нот (считаем на первую ноту «два» , на третью «и», так как размер две четверти).
Мы разобрали первый такт и уже угадывается мотив произведения. Внимательно рассмотрев второй так ребенок должен отметить то, что он в точности повторяет первый такт и он уже самостоятельно проигрывает его.
В третьем такте задействуется еще одна струна – третья. Ребенок ставит мизинец на восьмой лад второй струны, извлекает звук, потом средним прижимает шестой лад на той же струне и указательным пальцем прижимает пятый лад на точке. Далее педагогу необходимо отметить, что до этого мы играли на одной струне, а тут появляется еще одна и ребенок ставит безымянный палец на седьмой лад третьей струны. Длительность нот в этом такте одинакова – все четыре ноты восьмые.
Последняя нота в первой части играется на пятом ладу на третьей струне. Она половинная и мы считает раз – и –два – и .
Ребенок проигрывает первую разобранную часть несколько раз для закрепления материала. Вторую часть ребенок разбирает самостоятельно основываясь на знания, полученные от педагога при разборе первой части. Педагог отвечает на вопросы, но дает ребенку возможность самостоятельно разобрать произведение. Как правило трудностей не возникает, так как ученик усваивает полученные знания.
Дождаться, пока ребенок сыграет без ошибок данное произведение.
Педагог: Теперь подведем итоги занятия – мы научились читать табулатуру и играть мелодии, записанные этим способом. Вам понравилось занятие? Ребенок отвечает на заданный вопрос.
|