Цель: добиться правильного использования приёмов legato и non legato в процессе освоения песенного материала.
Задачи:
- образовательные: формировать навык пения legato и non legato, формировать навык чистого интонирования, ровного звучания во всём диапазоне детского голоса;
- развивающие: развивать мелодический слух, координацию между слухом и голосом, развивать навыки формирования вокального звука, певческого унисона в партии;
- воспитательные: воспитание культуры взаимоотношений в коллективе , развивать эстетический вкус.
Тип занятия: закрепление.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Методы: наглядно-демонстративные, словесные, практические.
Средства обучения: синтезатор, компьютер, фонограммы песни «Проказница Сорока» (плюс и минус).
Характеристика группы: учащиеся 6-7 лет первого года обучения, 8 человек, девочки.
Время занятия: 40 минут.
План занятия.
- Организационный момент:
-Здравствуйте, ребята. Располагайтесь!
(дети проходят, выстраиваются напротив педагога).
- Подготовительный этап:
-Я рада вас видеть, надеюсь сегодня каждый из вас проявит усердие и трудолюбие. Сегодня мы повторим такие приемы звуковедения как legato и non legato.
Что значит петь legato?
(ответы детей)
-Что значит петь non legato?
(ответы детей)
-Эти приемы мы отработаем на примере песни «Проказница Сорока». Но сначала нам надо подготовиться к пению. Как мы будем это делать? (ответы детей)
-Правильно, нам надо сделать вокальную разминку.
- Основной этап:
Распевка.
Дикционные упражнения:
- Упражнение «Уточка». Вытягиваем губы вперед, как клюв у уточки, собираем губы в улыбку. Чередуем эти положения губ;
- Круговые движения языком, губы остаются сомкнуты;
- Чистим зубки языком;
- Прокалываем щёчки языком;
- Скороговорки: «На руке пирожок, в пирожке творожок», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Ёрш не речист, ёрш ершист».
Дыхательные упражнения:
- Повторяем согласные звуки за педагогом: «Б», «П», «Д», «Т», «К», «Х». По восемь раз. Очень чётко и активно.
- Упражнения : «ладошки», «погончики» , «насос». (Дыхательная гимнастика Стрельниковой).
- Короткий глубокий вдох в нижнюю часть лёгких, длинный ровный выдох на звук «тсс». При выполнении стараемся сохранить ощущение наполненности лёгких до конца этого упражнения.
Вокальные упражнения:
- Штробас ( в положении сидя на корточках).
Из этого положение исполняем попевку ( от ля-бемоль малой октавы вверх по полутонам) и постепенно поднимаемся с корточек, выпрямляемся , на последнем слове закидываем руки вверх :
«Вверх по лесенке шагаю, высоту я набираю,
Шаг на горы, шаг на кручи, а подъем всё выше тучи.
Не робею , петь хочу. Прямо к солнцу я лечу!»
- Губная вибрация «брр» на трёх тонах, затем на пяти.
- Попевка « Три сороки тараторки тараторили на горке». Отрабатываем приём пения non legato, исполняя попевку сначала спокойно , отделяя каждый звук от предыдущего. Дыхание при этом берём только в начале фразы. Стараемся достичь ровного звучания, без колебаний динамики и без акцентов. Затем исполняем эту же попевку плавно, связывая все звуки. Добиваемся звучания legato.
Работа над репертуаром.
-Вот мы подготовились, а теперь вспомним, какую песню мы начали учить на прошлом занятии? ( ответ детей «Проказница Сорока»)
- Повторим слова первого куплета.
«В школе лесной,
Под огромной сосной,
Филин даёт уроки.
Учит зверят
Всем наукам подряд,
Только нет никакого толку.»
Повторяем слова в ритмическом рисунке песни.
-Какой характер у этой части песни?
-Какой темп?
-Как мы будем исполнять эти строчки?
( Ответы детей)
-Давайте споём этот куплет медленно и протяжно. Связываем фразы одну с другой. Все звуки тянутся. Как называется такой приём звуковедения? ( ответ детей legato)
Отработка куплета по группам, индивидуально.
-Давайте повторим слова припева.
«Потому, что проказница-сорока
Сообщила утром на весь свет,
Что барсук вчера купил на рынке
За полцены подержанный мопед.»
Повторяем слова в ритмическом рисунке песни.
-Какой характер у этой части песни?
-Какой темп?
-Как мы будем исполнять эти строчки?
( Ответы детей)
Споём припев не так связно , как куплет, отделяя каждую ноту от предыдущей. Но не скачем по звукам, не скандируем их. Дыхание берём перед каждой фразой. Как называется такой приём звуковедения? ( ответ детей non legato)
-А теперь давайте попробуе применить эти два способа звуковедения наоборот. Припев споём legato, а куплет non legato.
Пропевание первого куплета и припева.
- Изменился ли характер песни? (ответы детей)
-Какой мы можем сделать вывод? (ответы детей)
-Повторим слова второго куплета. Повторяем слова в ритмическом рисунке песни.
«В школе лесной,
Под огромной сосной,
Старый филин горько плачет.
В школе его,
Нет никого,
Вот, какая неудача!»
Пропеваем второй куплет.
- Контрольно-рефлексивный этап.
Пропеваем всю песню от начала до конца под минусовую фонограмму. Отрабатываем разные приёмы звуковедения.
-Всё ли получилось на занятии? (ответы детей)
-Что такое legato? (ответы детей)
-Что такое non legato? (ответы детей)
- Итоговый этап.
-Сегодня на занятии мы повторили приёмы звуковедения non legato и legato . Мне понравилось, как сегодня занимались ...( перечисление имён детей).
Занятие окончено.
|