Рабочая программа по русскому языку. 1 класс. УМК «Начальная школа 21 века».
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по русскому языку и авторской программы «Русский язык 1-4 классы» С.В. Иванов (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2011) с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цели и задачи курса.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
• социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
• овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке
• формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма;
• развитие устной и письменной речи учащихся;
• развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.
Программа курса «Русский язык» реализует основные положения концепции лингвистического образования младших школьников. Знакомя учащихся с основными положениями лингвистики, мы тем самым формируем у них научное представление о системе и структуре родного языка, развиваем логическое и абстрактное мышление, представляем родной (русский) язык как часть окружающего мира.
Основные задачи организации учебной деятельности для реализации этой цели - нахождение, вычленение и характеристика языковой единицы изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классификация и сравнение. При этом важнейшим условием успешного решения поставленных задач является следование закономерностям науки о языке, что обеспечивает не только сохранение лингвистической логики, но и поступательное развитие языкового мышления ученика.
Грамотное письмо и правильная речь являются обязательным атрибутом общей культуры человека. Формируя навыки безошибочного письма и развивая письменную и устную речь учащихся, мы стремимся к тому, чтобы ученик ста культурным человеком.
Для реализации второй цели необходимо учитывать следующее:
• грамотное письмо должно формироваться с учетом индивидуальных особенностей ученика: развитой зрительной и моторной памяти, логического мышления, репродуктивного воспроизведения полученных знаний;
• навык грамотного письма может быть сформирован только при организации системы упражнений (регулярном тренинге);
• разнообразные виды деятельности при обучении грамотному письму должны опираться не только на контроль со стороны учителя, но и на самоконтроль ученика.
Работа по развитию речи учащихся строится с учетом того, что речь — это реализация языка в конкретной речевой ситуации. Значит, научить правильной речи — это научить правильному отбору языковых средств исходя из условий речевой ситуации. Поэтому программой предусмотрена работа учащихся с текстом, его жанрово-ситуативными особенностями, учитываются упражнения для самостоятельного моделирования и корректировки различных текстов. У младших школьников не сформировано умение комплексного решения учебной задачи по русскому языку, включающего анализ речевой ситуации, выбор языковых средств для адекватной передачи мысли, контроль за безошибочным письмом, выделение и характеристику языковой единицы того или иного уровня, так как каждая из поставленных задач требует определенного вида деятельности.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|