Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Планирование


Рабочая программа внеурочной деятельности "Разноцветье народной игрушки" для учащихся 1 класса

СКАЧАТЬ (33.2 Kb) 21.01.2013, 16:14
Гаврилова Ольга Леонидовна
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ п. Масленниково Хворостянского района Самарской области
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности (ФГОС)
духовно-нравственного направления
«РАЗНОЦВЕТЬЕ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ»
для учащихся 1 класса

Автор: Гаврилова Ольга Леонидовна,
учитель начальных классов

п. Масленниково
Хворостянского района
Самарской области
2011 г.

Пояснительная записка

В системе современного образования происходят перемены. В связи с переходом на образовательные стандарты второго поколения меняются требования к учебному процессу. Стандарт ориентирован на воспитание личности, уважающей и принимающей культурные национальные ценности. Но воспитание культурно развитой личности невозможно без эстетического восприятия действительности.
Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, занятия искусством в младшем школьном возрасте обеспечивают перспективы эффективной созидательной деятельности во всех ее направлениях, в том числе духовно-нравственной. Освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности способствует развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации, помогает полнее почувствовать красоту окружающего мира, ощутить духовный комфорт.
Развитие чувства цвета - одна из важных педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Поэтому актуальность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у младших школьников навыков цветовосприятия, которые необходимы для успешного эстетического развития ребенка. Насколько развито чувство цвета учащихся начальных классов, настолько же вырастает творческий потенциал в изучении изобразительного искусства. Программой «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского предусмотрено определенное количество часов на развитие цветовосприятия, поэтому работу по развитию умения работать с цветом можно продолжить на внеурочных занятиях. Наглядным материалом, способствующим раскрытию более полной картины применения цветовых оттенков на практике, служат образцы мастеров народного промысла (дымковская и каргопольская игрушки), их разнообразный яркий колорит.
Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит познакомить младших школьников с возможностями цвета, развивает способность воспринимать цвет. Занятия, дидактические игры по росписи изделий декоративно-прикладного искусства дают возможность младшим школьникам узнать приемы рисования и учат составлять узоры на различных формах, усваивая цвета данной росписи. Знакомство детей с произведениями народного искусства, в частности с образцами дымковской и каргопольской игрушек, обогащает впечатление; школьники видят, как многообразие цветов и оттенков может быть использовано мастерами народного творчества.
Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими эстетического материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка.
Периодичность работы, наличие определенного количества времени
создают условия для успешной реализации психолого-педагогических задач.
Продуманное сочетание обучения и отдыха на занятиях по изобразительному искусству снимает жесткую регламентацию, характерную для учебного процесса. Это влечет за собой изменение эмоционального состояния ребенка в сторону снятия эмоционального напряжения и расширяет рамки использования упражнений, тренингов, заданий для развития цветового восприятия.
Цель программы: создание условий для развития чувства цвета младших школьников через яркие образы изделий декоративно-прикладного искусства.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
• ознакомление учащихся с образом дымковской и каргопольской игрушек, отличительной особенностью их росписи и палитры;
• формирование навыков работы по образцу, по схеме и по собственному замыслу;
• развитие мотивационной сферы учащихся, воображения, умения фантазировать;
• вовлечение учащихся в активную творческую деятельностью;
• воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Место проведения занятий: изостудия на базе структурного подразделения д/с «Солнышко», кабинет искусств на базе школы.
Режим занятий. Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической.
Формы проведения занятий: занятие-путешествие, занятие-игра, занятие-праздник, экскурсия, выставка.
Методы проведения занятий: устное сочинение, выбор словесных аналогов, работа «от пятна в живописи», анализ и интерпретация изделий мастеров, составление цветовых комбинаций, «вживание в цвет», уподобление, мысленное путешествие.
Приемы: «вхождение в мир дымки», «оживление глиняной игрушки».
Средства: наглядные пособия по цветоведению, «цветовая угадай-ка», образцы мастеров «дымки» и образцы мастеров каргопольской игрушки.
Методические пособия (переработанные и адаптированные):
- Т.Носова Каргопольская игрушка. Художественный альбом серии "Искусство - детям".– М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Т. Я. Шпикалова, Г. А. Величкина. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства серии «Искусство - детям». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Программа рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.

Планируемые результаты
освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности:
По окончании курса дети должны знать и уметь:
• иметь представление о цветовом разнообразии, насыщенности цвета и светлоте тона;
• уметь различать цвета и цветовые оттенки;
• иметь представление о составлении узоров и орнаментов.

Способами определения результативности программы являются:
1) Диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.
2) Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам декоративно-прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
- высказываться в устной и письменной форме;
- строить рассуждения об объекте дымковской игрушки: ее росписи;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
- развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения дымковской игрушки;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- создавать изделия, осуществляя роспись;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- достичь оптимального для каждого уровня развития чувства цвета;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.

Отсутствие контроля деятельности в виде отметок позволяет перенести акцент с результата на процесс, что значительно повышает его качественную сторону. На первый план выступает самооценка, соотнесение своего мнения с мнением коллектива. Свободная деятельность в группе обогащает личный опыт ребенка, тем самым ускоряя творческий процесс.
На протяжении всего времени обучения детей организовываются выставки детских работ для родителей, с целью показать родителям успехи их детей в освоении особенностей росписи каргопольской и дымковской игрушек.

Полностью ознакомиться с материалом можно, нажав на "кнопку" скачать



Категория: Планирование | Добавил: Olga163
Просмотров: 2439 | Загрузок: 304 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог