Сегодня: 19.08.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения

СКАЧАТЬ (28.2 Kb) 27.07.2018, 13:54
Попова Марина Викторовна
учитель начальных классов, МКОУ "Средняя школа № 11" г.Палласовки Волгоградской области

В стандарте начального общего образования по литературному чтению записано: «Изучение литературного чтения на ступени начального общего образованиянаправлено на достижение овладения навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников».

Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала. В связи с этим я поставила перед собой проблему:

Как сформировать навык смыслового чтения: читать бегло, правильно, сознательно и выразительно.

 Задача мастер – класса

Познакомить слушателей с эффективными приёмами формирования навыка беглого и осознанного чтения

 Эпиграфом к моему мастер – классу я взяла слова  Сухомлинского:

«Плохое чтение — как замазанное грязью окошко, через которое ничего не видно»

На уроках литературного чтения я использую различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи,

На этапе «Пятиминутка чтения»  использую скороговорки. На Руси скороговорки появились в глубокую старину. Они помогали детям быстрее освоить родную речь и научиться хорошо говорить. Скороговорки учат чёткому и внятному произношению. Они помогают овладеть техникой речи. В процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, преодолевать трудности, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.

На этапе «Знакомство с автором» использую приём  « Угадай автора». Дети часто не помнят авторов произведения. Поэтому этот приём способствует запоминанию автора, пробуждению восприятия, активизирует внимание, формирует читательские качества и повышает качество усвоения литературного материала.

На этапе «Знакомство с текстом» использую приём «Антиципация» Это упражнение по прогнозированию, предугадывание содержания. Один из важнейших приёмов работы до чтения. Прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. Вот на этом этапе и следует применить прием антиципации. С помощью антиципации  читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается, по логике развития мысли автора, о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Он сам «продолжает» авторский текст, сам мысленно «пишет» продолжение. Такая позиция вызывает высокую интеллектуальную активность, не позволяет терять нить изложения, ход мысли автора.Этот приём можно использовать в разных вариация. Предугадать события  можно по заголовку, по иллюстрации, по  автору, по предложению.

Вдруг Мишка резко нажал на …Закончите предложение

А теперь найдите  это предложение в тексте.  Вы были правы. Приложение 1

Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления .Слабо читающий ученик, перейдя в среднее звено школы, будет захлебываться в потоке информации. Этот ученик обречен на неуспеваемость. Приём «Ловушка» не толькопомогает развивать беглое чтение,  дети имеют возможность поправить учителя, что поднимает их собственный авторитет и придает уверенность в своих силах. Учитель  читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами, ученики ищут замену. Приложение 2.

На этапе «Объяснения нового материала» применяю приём «Три ошибки»

Впервые идея была описана в книге Анатолия Александровича Гина «Приемы педагогической техники». Это большой мастер по ТРИЗ. При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, педагог намеренно допускает ошибки. Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант. Этот приём приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся, развивает аналитические способности, предоставляет поле для практического применения полученных знаний, воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала. Найдите 3 ошибки. Приложение 3

1.Вдруг Мишка быстро(резко) нажал на тормоз.

2.. Велосипед упал, и Мишка улетел (угодил) в большую лужу.

3.А Мишка ел (кушал)вкусные ватрушки.

На уроке изучения лирического произведения применяю приём «Музыкальное иллюстрирование» Музыка способствует не только эмоциональному восприятию, но и воспитанию эстетического вкуса. Произведения русских поэтов, художников и композиторов часто сходны по тематике и настроению. Рисунок – это речь, вынесенная извне.

С помощью рисунка развивается воображение и речь ребят, можно выявить точность и глубину понимания учениками-читателями главной мысли и идейного смысла произведения. Рисунок помогает осознанно воспринимать материал. В этом году мы изучали стихотворение С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы» Дети детально его изучили, нарисовали рисунки и объяснили, почему они это нарисовали.Рисунки получаются у всех разные, потому что онипередают именно свои  впечатления и чувства.И в этом помогает музыка П. Чайковского «Осенняя песня. Октябрь»

Результаты.

Мои дети являются призёрами и победителями различных конкурсов.

Итог

Применение данных приемов на уроках чтения  позволяет получить очень хороший результат, поскольку задействованы различные виды памяти и восприятия.

Изменилось отношение детей к уроку чтения (увеличилось число детей, которые посещают библиотеку;

изменилось у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, доводить начатую работу до конца);

Какие перспективы я наметила? Продолжать

применять эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения, потому что в 4 классе нам писать ВПР, где проверяются УУД ,а смысловое чтение это и есть способ формирования УУД младших школьников.

Категория: Разное | Добавил: popovamv | Теги: литературное чтение, начальные классы, мастер-класс, осознанное чтение, беглое чтение, смысловое чтение
Просмотров: 295 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Демонстрационный материал «Чемпионы животного мира. Лучшие ныряльщики»


Классный час, посвященный празднованию дня победы, «И шутки помогали воевать…» (Литературно-музыкальная композиция) 6 класс


Развитие музыкального мышления как основа развития личности музыканта


Методика активизации познавательной деятельности младших школьников путём применения современных образовательных технологий


Эффективные приёмы формирования навыка беглого и осознанного чтения



© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.08.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал