Сегодня: 22.07.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Использование интеллект-карт как один из методов запоминания информации на уроках в начальной школе.

28.06.2019, 12:29
Н. В. Токарева., Л. В. Баландина
учитель, МАОУ СОШ №8, г. Березники, Пермский край
Современный мир – сплошной поток информации. Очень сложно в ней выделить самое главное, особенно учащимся начальной школы. В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта НОО лежит системно-деятельностный подход, поэтому каждый учитель думает, как научить добывать информацию, находить нужную и применять её в жизни. Часто нам хочется всю информацию, представленную на уроке, разложить по полочкам, в простой, наглядной и доступной форме. И в этом нам на уроках помогают интеллект-карты.
В основе построения интеллект-карт (майндмэппинга) лежит, разработанная Т.Бьюзеном, теория радиантного (многомерного) мышления.
Любая информация, поступающая в мозг, может быть представлена в виде центрального объекта, от которого расходятся миллионы «веточек». Интеллект – карта – это отображение на бумаге эффективного способа думать, запоминать, вспоминать, решать творческие задачи, а также возможность представить и наглядно выразить свои внутренние процессы обработки информации, вносить в них изменения, совершенствовать. Это хороший наглядный материал, с которым проще работать и который проще запомнить.
Данный метод заинтересовал нас тем, что использовались яркие, красочные цвета для ее оформления; использовались образы, символы, которые активизировали работу обоих полушарий мозга и при этом учащиеся быстро все запоминали, улучшилось качество усвоения материала, повысился интерес к предметам, ученики проделывали большую мыслительную работу: усваивали информацию, анализировали её, делали обобщения, выделяли главное, существенное.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе мы осуществляли поэтапно. На первом этапе интеллект карта использовали в качестве наглядного пособия, который составляли сами, с целью изучения или закрепления нового материала. На уроках мы не просто представляли интеллект - карту, а создавали ее вместе с учащимися, тем самым стараясь включить их в процесс составления. Вторым этапом освоения данного метода была работа в группах по созданию интеллект-карт. Для этого мы познакомили детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендовал Бьюзен.
Правила создания интеллект-карт следующие: при работе использовать только цветные карандаши, фломастеры; ключевое слово должно располагаться в центре листа; каждая главная ветвь должна иметь свой цвет; главные ветки соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка в свою очередь соединяются с главными ветвями; ветви лучше рисовать изогнутыми; для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
На первых этапах давали группам одинаковое задание, а затем корректировали вместе недочёты, исправляя, дополняя материал, а, иногда и создавали новые интеллект-карты, тем самым проговаривая несколько раз новый материал. Сформировав на данном этапе навык составления интеллект-карт, мы перешли к составлению индивидуальных интеллект – карт.
В начальной школе этот метод можно использовать на этапе объяснения нового материала, закрепления, контроля изучения нового материала, при составлении планов-пересказов (интеллект-карта служит отличной опорой для пересказа, в ней содержатся ключевые узлы, по которым можно легко воспроизвести текст), в проектной деятельности.
Неоднократное составление интеллект-карт по окружающему миру, русскому языку, литературному чтению способствовало умению систематизировать материал, быстро и качественно его усвоить, проявлять познавательную активность и интерес к изучению разных предметов. К окончанию начальной школы в результате систематической работы учащиеся выработали свой собственный стиль построения интеллект-карт, что способствовало развитию личности ребенка, его индивидуальности.

Список литературы:

1.Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2.Бьюзен Т.и Б. Супермышление/ пер. с англ. Самсонов Е. А.; Худ. обл. Драко М. В. – 2-е изд. – Мн. :ООО «Попурри», 2003. – 304 с.1. Т.Б. Алишев, А.Х.
3.Статья "Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе" https://multiurok.ru


Категория: Разное | Добавил: nonnat
Просмотров: 120 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог


Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.07.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал