Статья "Использование компетентностно-ориентированных заданий
на уроках математики как средство формирования
информационной компетентности у младших школьников"
В нашем современном обществе не главное обладать большим объёмом знаний, а главное – уметь самостоятельно мыслить, действовать, применять свои знания на практике. Здесь очень уместны следующие слова Я.А. Коменского «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением нужно и можно заниматься с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности». Поэтому цель каждого учителя создать такие учебные ситуации на уроке, которые научили бы учащихся самостоятельно думать, мыслить, находить, делать, творить и использовать свои определённые знания в жизненных ситуациях. Этого можно достичь, если каждого обучающего включать в деятельность, а это является основой ФГОС.[1]
Одной из задач по ФГОС – сформировать у учащихся информационную компетентность, которая включает в себя умение осуществлять поиск информации, извлекать нужную информацию, умение её обрабатывать, систематизировать и представлять её разными способами. Как показывает практика: при выполнении учащимися комплексных работ, суть которых работа с текстом, учащиеся затрудняются в выполнении заданий, т.к. не умеют извлекать нужную информацию для оформления ответа, затрудняются в её обработке. При выполнении комплексной работы в конце 1 класса со всеми заданиями справились 24% учащихся. Почему такое низкое качество? - задавала я себе этот вопрос. Весь материал, который излагается в учебниках, мало связан с жизнью. [3]
Тогда у меня возник вопрос: с помощью, каких заданий можно сформировать данную компетентность. В 2012 году я посещала городскую лабораторию в МАОУ СОШ №14, на которой нужно было подготовить стендовый доклад. Готовясь к докладу, я перелистывала журнал «Начальная школа», и нашла статью о КОЗ, назначение которых окунуть учащихся в решение жизненной задачи, которые также требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Меня эти задания заинтересовали.
Я определила для себя следующие задачи:
- Найти единомышленников, которым интересна данная тема.
- Познакомиться с КОЗ, её структурой.
- Научиться распознавать данные задания.
- Использовать готовые задания на уроках, найденных в интернете.
- Научиться самой составлять КОЗ.
- Разработать дидактическое пособие.
Среди коллег меня поддержала Любовь Владимировна. Готовясь к стендовому докладу, мы познакомились с этими заданиями, чётко изучили структуру КОЗ, в которой обязательно должен быть:
- стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
- задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания),
- источник или указание на его (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);
- инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания). [1]
Главной отличительной особенностью данных заданий является связь с жизнью. Эти задания должны стать значимыми для каждой личности ребёнка. Мы стали использовать на уроках КОЗ 1раз в неделю по 15 минут, которые мы находили в интернете. Но задания были однотипными, их было недостаточно. Анализируя выполнение комплексных работ, мы обратили внимание, что больше ошибок учащиеся допускают в заданиях по математике, где требовалось данную информацию представить в виде таблицы, схемы и наоборот. Тогда мы с Любовью Владимировной решили сами разработать такие задания и оформить дидактическое пособие по математике для учащихся 3-4 классов, использование которого способствуют формированию информационной компетентности у учащихся. (Приложение1) Своё дидактическое пособие мы представили в трёх разделах.
Первый раздел мы посвятили заданиям с рекламными листами. В школу часто приходят агитировать детей на посещение цирка, театра и т.д., и оставляют эти рекламные листы. Во время беседы учащиеся, не читая эти листы, задают много вопросов, а это ведь тоже информация. Мы подумали, как их можно использовать. После выполнения таких заданий, учащиеся самостоятельно извлекают нужную информацию, и могут даже составить простые задачи.
Во втором разделе – работа с таблицами, где нужно дополнить таблицу нужной информацией, выбрав данные из текста, или выбрать нужные данные из таблицы для ответа на вопрос.
В третьем разделе – работа с диаграммами, которые часто встречаются в различных работах. Я работаю по УМК «Планета знаний», в котором заложено знакомство с диаграммами, но заданий недостаточно. В своём дидактическом материале мы представили задания на извлечении информации из диаграмм, также на их построение, причём используем различные виды: столбчатые, круговые, линейные.
Проводя комплексную работу во 2 классе в 1 четверти, уже со всеми заданиями уже справилось 36%. Результат есть, работу продолжаем дальше. Мы поставили перед собой следующую цель: продолжить составлять КОЗ и по другим предметам, т. к компетентностно - ориентированные задания развивают самостоятельность, учат анализировать и давать характеристику своим действиям на каждом этапе решения задачи, способствуют применять накопленные знания в практической деятельности. А также данные задания повышают качество усвоенного материала, обучающиеся осознают роль математики в жизни каждого человека, оценивают свой опыт, контролируют собственные действия.
Эти задания мы также используем в качестве дифференцированных заданий на уроке, домашних индивидуальных заданий, а также при подготовке обучающихся к мониторингам и олимпиадам по математике.
|