Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования информационной компетентности..."

СКАЧАТЬ (281.5 Kb) 24.01.2016, 21:42
Токарева Н.В., Баландина Л.В.
учителя начальной школы, МАОУ СОШ №8 города Березники Пермсий край
Статья "Использование компетентностно-ориентированных заданий
на уроках математики как средство формирования
информационной компетентности у младших школьников"

В нашем современном обществе не главное обладать большим объёмом знаний, а главное – уметь самостоятельно мыслить, действовать, применять свои знания на практике.  Здесь очень    уместны следующие слова Я.А. Коменского «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением нужно и можно заниматься  с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности». Поэтому цель каждого учителя создать такие учебные ситуации на уроке, которые научили бы учащихся самостоятельно думать, мыслить, находить, делать, творить и использовать свои определённые знания в жизненных ситуациях. Этого можно достичь, если каждого обучающего включать в деятельность, а это является основой ФГОС.[1]
Одной из задач по ФГОС – сформировать у учащихся информационную компетентность, которая включает в себя умение осуществлять поиск информации, извлекать нужную информацию, умение её обрабатывать, систематизировать и представлять её разными способами.  Как показывает практика: при выполнении учащимися комплексных работ, суть которых работа с текстом, учащиеся затрудняются  в выполнении заданий, т.к. не умеют извлекать нужную информацию для оформления ответа, затрудняются в её обработке. При выполнении комплексной работы в конце 1 класса со всеми заданиями справились 24% учащихся. Почему такое низкое качество? - задавала я себе этот вопрос. Весь материал, который излагается в учебниках, мало связан с жизнью. [3]
Тогда у меня возник вопрос: с помощью, каких заданий можно сформировать данную компетентность. В 2012 году я посещала городскую лабораторию в МАОУ СОШ №14, на которой нужно было подготовить стендовый доклад. Готовясь к докладу, я перелистывала журнал «Начальная школа», и нашла статью о КОЗ, назначение которых окунуть учащихся в решение жизненной задачи, которые также требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Меня эти задания заинтересовали.
Я определила для себя следующие задачи:
  1. Найти единомышленников, которым интересна данная тема.
  2. Познакомиться с КОЗ, её структурой.
  3. Научиться распознавать данные задания.
  4. Использовать готовые задания на уроках, найденных в интернете.
  5. Научиться самой составлять КОЗ.
  6. Разработать дидактическое пособие.
 
Среди коллег меня поддержала Любовь Владимировна.  Готовясь к стендовому докладу, мы  познакомились с этими заданиями, чётко изучили структуру КОЗ, в которой обязательно должен быть: 
  • стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
  • задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания),
  • источник или указание на его (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);
  • инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания). [1]
 
Главной отличительной особенностью данных заданий является связь с жизнью. Эти задания должны стать значимыми для каждой личности ребёнка. Мы стали использовать на уроках КОЗ 1раз в неделю по 15 минут, которые мы находили в интернете. Но задания были однотипными, их было недостаточно. Анализируя выполнение комплексных работ, мы обратили внимание, что больше ошибок учащиеся допускают  в заданиях по математике, где требовалось данную информацию представить в виде таблицы, схемы и наоборот. Тогда мы с Любовью Владимировной  решили сами разработать такие задания и  оформить  дидактическое пособие по математике для учащихся 3-4 классов, использование которого способствуют формированию информационной  компетентности у учащихся. (Приложение1)  Своё дидактическое пособие мы представили в трёх разделах.
Первый раздел мы посвятили заданиям с рекламными листами. В школу часто приходят агитировать детей на посещение цирка, театра и т.д., и оставляют эти рекламные листы. Во время беседы учащиеся, не читая эти листы, задают много вопросов, а это ведь тоже информация. Мы подумали, как их можно использовать. После выполнения таких заданий, учащиеся самостоятельно извлекают нужную информацию, и могут даже составить простые задачи.
Во втором разделе – работа с таблицами, где нужно дополнить таблицу нужной информацией, выбрав данные из текста, или выбрать нужные данные из таблицы для ответа на вопрос.  
 В третьем разделе – работа с диаграммами, которые часто встречаются в различных работах. Я работаю по УМК  «Планета знаний», в котором заложено знакомство с диаграммами, но заданий недостаточно. В своём дидактическом материале мы представили задания на извлечении информации из диаграмм, также на их построение, причём используем различные виды: столбчатые, круговые, линейные.
Проводя комплексную работу во 2 классе в 1 четверти, уже со всеми заданиями уже справилось 36%.  Результат есть, работу продолжаем дальше. Мы поставили перед собой следующую цель: продолжить составлять КОЗ и по другим предметам, т. к компетентностно - ориентированные задания развивают самостоятельность, учат анализировать и давать характеристику своим действиям на каждом этапе решения задачи, способствуют  применять накопленные знания в практической деятельности. А также данные задания повышают качество усвоенного материала, обучающиеся осознают роль математики в жизни каждого человека, оценивают  свой опыт, контролируют  собственные действия.
 
Эти  задания мы также  используем в качестве дифференцированных заданий на уроке, домашних индивидуальных заданий, а также при подготовке обучающихся к мониторингам и  олимпиадам по математике.


Категория: Разное | Добавил: nonnat | Теги: начальные классы, Статья, математика
Просмотров: 1654 | Загрузок: 28 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог