Сегодня: 03.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках математики как средство формирования информационной компетентности..."

СКАЧАТЬ (281.5Kb) 24.01.2016, 21:42
Токарева Н.В., Баландина Л.В.
учителя начальной школы, МАОУ СОШ №8 города Березники Пермсий край
Статья "Использование компетентностно-ориентированных заданий
на уроках математики как средство формирования
информационной компетентности у младших школьников"

В нашем современном обществе не главное обладать большим объёмом знаний, а главное – уметь самостоятельно мыслить, действовать, применять свои знания на практике.  Здесь очень    уместны следующие слова Я.А. Коменского «Труд школьника должен стать источником умственного удовлетворения и душевной радостью. Учением нужно и можно заниматься  с увлечением, с интересом, а не просто по обязанности». Поэтому цель каждого учителя создать такие учебные ситуации на уроке, которые научили бы учащихся самостоятельно думать, мыслить, находить, делать, творить и использовать свои определённые знания в жизненных ситуациях. Этого можно достичь, если каждого обучающего включать в деятельность, а это является основой ФГОС.[1]
Одной из задач по ФГОС – сформировать у учащихся информационную компетентность, которая включает в себя умение осуществлять поиск информации, извлекать нужную информацию, умение её обрабатывать, систематизировать и представлять её разными способами.  Как показывает практика: при выполнении учащимися комплексных работ, суть которых работа с текстом, учащиеся затрудняются  в выполнении заданий, т.к. не умеют извлекать нужную информацию для оформления ответа, затрудняются в её обработке. При выполнении комплексной работы в конце 1 класса со всеми заданиями справились 24% учащихся. Почему такое низкое качество? - задавала я себе этот вопрос. Весь материал, который излагается в учебниках, мало связан с жизнью. [3]
Тогда у меня возник вопрос: с помощью, каких заданий можно сформировать данную компетентность. В 2012 году я посещала городскую лабораторию в МАОУ СОШ №14, на которой нужно было подготовить стендовый доклад. Готовясь к докладу, я перелистывала журнал «Начальная школа», и нашла статью о КОЗ, назначение которых окунуть учащихся в решение жизненной задачи, которые также требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Меня эти задания заинтересовали.
Я определила для себя следующие задачи:
  1. Найти единомышленников, которым интересна данная тема.
  2. Познакомиться с КОЗ, её структурой.
  3. Научиться распознавать данные задания.
  4. Использовать готовые задания на уроках, найденных в интернете.
  5. Научиться самой составлять КОЗ.
  6. Разработать дидактическое пособие.
 
Среди коллег меня поддержала Любовь Владимировна.  Готовясь к стендовому докладу, мы  познакомились с этими заданиями, чётко изучили структуру КОЗ, в которой обязательно должен быть: 
  • стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение);
  • задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания),
  • источник или указание на его (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания);
  • инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания). [1]
 
Главной отличительной особенностью данных заданий является связь с жизнью. Эти задания должны стать значимыми для каждой личности ребёнка. Мы стали использовать на уроках КОЗ 1раз в неделю по 15 минут, которые мы находили в интернете. Но задания были однотипными, их было недостаточно. Анализируя выполнение комплексных работ, мы обратили внимание, что больше ошибок учащиеся допускают  в заданиях по математике, где требовалось данную информацию представить в виде таблицы, схемы и наоборот. Тогда мы с Любовью Владимировной  решили сами разработать такие задания и  оформить  дидактическое пособие по математике для учащихся 3-4 классов, использование которого способствуют формированию информационной  компетентности у учащихся. (Приложение1)  Своё дидактическое пособие мы представили в трёх разделах.
Первый раздел мы посвятили заданиям с рекламными листами. В школу часто приходят агитировать детей на посещение цирка, театра и т.д., и оставляют эти рекламные листы. Во время беседы учащиеся, не читая эти листы, задают много вопросов, а это ведь тоже информация. Мы подумали, как их можно использовать. После выполнения таких заданий, учащиеся самостоятельно извлекают нужную информацию, и могут даже составить простые задачи.
Во втором разделе – работа с таблицами, где нужно дополнить таблицу нужной информацией, выбрав данные из текста, или выбрать нужные данные из таблицы для ответа на вопрос.  
 В третьем разделе – работа с диаграммами, которые часто встречаются в различных работах. Я работаю по УМК  «Планета знаний», в котором заложено знакомство с диаграммами, но заданий недостаточно. В своём дидактическом материале мы представили задания на извлечении информации из диаграмм, также на их построение, причём используем различные виды: столбчатые, круговые, линейные.
Проводя комплексную работу во 2 классе в 1 четверти, уже со всеми заданиями уже справилось 36%.  Результат есть, работу продолжаем дальше. Мы поставили перед собой следующую цель: продолжить составлять КОЗ и по другим предметам, т. к компетентностно - ориентированные задания развивают самостоятельность, учат анализировать и давать характеристику своим действиям на каждом этапе решения задачи, способствуют  применять накопленные знания в практической деятельности. А также данные задания повышают качество усвоенного материала, обучающиеся осознают роль математики в жизни каждого человека, оценивают  свой опыт, контролируют  собственные действия.
 
Эти  задания мы также  используем в качестве дифференцированных заданий на уроке, домашних индивидуальных заданий, а также при подготовке обучающихся к мониторингам и  олимпиадам по математике.
Категория: Разное | Добавил: nonnat | Теги: начальные классы, Статья, математика
Просмотров: 453 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки

Интерактивная игра "Школьные загадки"


Серия конспектов непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей логопедической группы с окружающей природой


Сценарий праздника «День матери» для старших дошкольников «Мама и я!»


Методическая разработка урока по дисциплине “Web-дизайн” по теме: “Встраивание готовых динамических объектов на страницу сайта”


Сценарий музыкально-спортивного развлечения ко дню Матери «Вместе с мамой веселее» для детей раннего возраста



© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал