Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Коллективная творческая деятельность на уроках изобразительного искусства"

СКАЧАТЬ (68.7 Kb) 01.10.2014, 21:55
Васильева Нелли Генриховна
учитель начальных классов, МОУ "СОШ №86" г. Саратов
Коллективная творческая деятельность на уроках изобразительного искусства
Многие педагоги считают, что художественным воспитанием детей должны заниматься исключительно специалисты - учителя рисования. Наверное, в чем-то они правы. Ведь здесь нужна особая подготовка, способности, знания и умения. Но сколько возможностей в деле полноценного развития своих учеников, эмоционального единения, нравственного совершенствования получает учитель начальных классов, преподающий в своём классе изобразительное искусство! Ведь в наше время далеко не у всех детей есть возможность посещать развивающие культурные учреждения. Поэтому, на наш взгляд, школьные уроки изобразительного искусства приобретают всё большее значение. Очень важно решить для себя, что это - тоже главное, первостепенное, не урок "отдыха", а урок творчества, созидания, развития.
Нe секрет, что эстетическое развитие детей начинается задолго до их обучения в школе. Занятие рисованием не является для первоклассников чем-то новым. Изобразительная деятельность появляется на втором году жизни и до десяти лет (часто и дольше) остаётся устойчивым увлечением всех детей (исключения редки). А к концу дошкольного возраста у ребёнка складывается изобразительная самодеятельность, появляется возможность выразить в рисунке, лепке, других художественных поделках своё индивидуальное отношение к миру, проявляется особая восприимчивость к выразительности художественной формы. Школьная практика показывает, что обучение в начальной школе, не учитывающее всё это, приводит к психологическому конфликту в сознании ребёнка, к распаду изобразительной деятельности на "рисование для себя" и "школьное рисование". В тех случаях, когда семья и внешкольные кружки и студии не стимулируют у ребёнка "рисование для себя", увлечение изобразительным искусством исчезает, а "школьное рисование" становится скучной обязанностью, неспособной заменить самодеятельность ребёнка.
Автор данной работы имеет опыт реализации различных программ обучения изобразительному искусству. Хочется поделиться опытом организации коллективной творческой деятельности при реализации программ двух авторов: Б.Неменского и Ю.А.Полуянова.
Коллективная изобразительная деятельность - эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, не только способствует решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации даёт возможность формировать навыки и умения общения, развивать привычку к взаимной помощи. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения.
Задания могут выполняться двумя сидящими рядом учениками, группой из 3-6 человек или всем коллективом класса одновременно. Все виды сов¬местной деятельности станут педагогически оправданы лишь в том случае, если в процессе её происходит осознание учащимися цели деятельности как единой и значимой для всех, требующей объединения усилий, если происходит разделение функций между её участниками, установление взаимной ответственности, оказание помощи друг другу, корректировка деятельности не только педагогом, но и самими учащимися.
Интересное "монументальное " полотно мы готовили во втором классе, в декабре, к Новому году. Это панно выполняется гуашью. Здесь сочетается работа в парах с коллективным творчеством. Основное внимание уделяется построению замысла. Учитель предлагает тему: сказочные герои со всех концов света спешат на новогоднюю ёлку. Вспоминаются герои сказок, предполагается, кто из них живёт рядом, а кто - очень далеко. Условно разделяем сказки на "зимние" и "летние", "осенние" и "весенние" - по времени года, в котором происходит действие сказки. Выясняется, что герои зимних сказок должны занимать место поближе к ёлке. Так строится схема будущего панно (учитель вычерчивает её на доске и заполняет по ходу обсуждения). В центре, на целом листе ватмана, вертикально, будет изображена ёлка. Здесь же Дед Мороз и Снегурочка, а слева и справа - стремящиеся к ним сказочные герои (формат листа вдвое меньше). На всех листах на одном уровне (способ деления "на глаз") отчерчивается линия горизонта.
Дети выбирают персонажей и разбиваются на пары: по интересам, художественным умениям: лошадей для Снежной королевы сумеет нарисовать Коля, а Оксана любит рисовать красавиц. При выполнении первых набросков детям нужно не только распределять действия в парах, но и помнить о том месте, которое рисунок занимает в общем ряду: правильно выбрать направление движения персонажей, следить за соблюдением пропорций, одинаковых для всех картин. Важно выдерживать основное правило: главные герои должны находиться на первом плане, быть крупными и выразительными.
На следующих уроках картины выполняются в цвете. Помимо соблюдения сезонности, ученикам предлагается отразить ещё и время суток. Ведь Новый год наступает в полночь, значит, рисунки, расположенные ближе к ёлке, будут с темно- синим фоном - ночь, чем дальше от неё, тем светлее будет фон и "теплее" выбранные цвета. И вот картины оживают! Лихая тройка лошадей несёт в санях Снежную королеву, катится карета с Золушкой, на печи "медленно поспешает" Емеля, Дюймовочка летит на ласточке, из жаркой Африки на крокодиле едет Бармалей... А в центре - красавица-ёлка, сверкающая игрушками и огнями, Снегурочка и Дед Мороз с мешком подарков. Панно монтируется и занимает своё место. Очень не хочется ребятам расставаться с полюбившейся картиной, предлагают разместить её в классе. Но учитель склоняет их к мысли, что делать подарки - это очень приятно, и мы решаем подарить радость всем: вывешиваем панно в рекреации, где будут проходить новогодние утренники. Завершена большая работа, и, помимо чисто учебных целей, многое достигнуто в воспитательном плане. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально рисунков, это в полном смысле слова - плод коллективного творчества, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы, где от каждого требуется инициатива и, в то же время, готовность и способность согласовать её с задачами общей работы.
В четвёртом (или третьем) классе, когда основные учебные умения уже сформированы, мы решили предложить детям самим не только по¬строить замысел, но и продумать способы его реализации.
Тема определена календарём: это снова Новый год, декабрь. Ученики сразу вспоминают своё новогоднее панно. Но что придумать, отражающее эту же тему, но не повторяясь? В ходе обсуждения кто-то предлагает идею, понравившуюся всем: встреча Нового года в лесу. Но опять картина. Проторённый путь решительно отвергается. Снова предположения, споры и вот решение: объёмная композиция с использованием разных техник и материалов. Заинтересованы все: глаза горят, они уверены, что всё сумеют. Придумывают сказку: Дед Мороз и Снегурочка попадают в заколдованный лес. Вся нечисть лесная пытается им помешать попасть на праздник, а добрые зверята спешат им на помощь. Распределяется работа, выбираются материалы. Каждый берёт себе работу по силам. Таня и Шолпан будут делать ёлку, из больших листов картона (но зелёного у нас нет, потом покрасят гуашью). Два мальчика изготавливают разнообразные деревья по изученным ранее технологиям. Особое внимание "заколдованной" части леса, там совсем другие деревья, как их сделать, нужно подумать самим - эта работа для другой группы. Лисы, зайцы оживают в руках умельцев, хорошо научившихся делать игрушки из бумажных полос и кону¬сов. Медвежья семья изготавливается специалистами по мягкой игрушке. Виталик строит избушку на курьих ножках, Света - лубяную, а Сергей - ледяную. Дети умеют делать бумажных лошадок, поэтому нет проблем с "тройкой " для Деда Мороза, а вот как построить сани, нужно придумать. Caша вызывается изготовить Бабу Ягу в ступе, с метлой, - всё из бумаги, но тоже в объёме. Возражений нет ни у кого, она признанная мастерица. Неожиданно для всех Гоша выказывает желание сделать Змея Горыныча. Как, из чего - пока не знает, но хочет. После недолгих споров ему представляется эта возможность. Гоша оправдал доверие ребят: Змей Горыныч с тремя головами, извергающими пламя, получился очень убедительным.
Из шишек и желудей дети создают лесовичков, леших, кикимор.
Выполнение композиции требует больших временных затрат, часть работы дети выполняют во внеурочное время. Но эта деятельность настолько захватывает ребят, что приходится даже ограничивать их рве¬ние и безудержную фантазию.
Когда все персонажи и декорации готовы, приступаем к построению композиции. Мы располагаем её на подоконнике в классе. Композиция разделена на две части: слева - заколдованный лес, справа - сказочный, добрый. Всё усыпано снегом - для него ребята принесли синтетическое волокно, в заколдованной части снег чёрный, деревья искорёжены. Сани с Дедом Морозом и Снегурочкой остановились перед зава¬лом из деревьев. Двое леших продолжают сою работу: спиливают очередное дерево. К месту событий торопятся в ступе Баба Яга - мы её подвесили на леске к карнизу, и кажется, что она действительно летит. Так же прикреплен и змей Горыныч, вылетающий из своей пещеры в дальнем углу леса. Оконное стекло тоже оформляется: рисуем паутину, летучих мышей, сову, а на другой половине - традиционные снежинки. Звери в ле¬су собрались вокруг украшенной ёлки, но некоторые уже спешат в путь, на помощь Деду Морозу.
Уже давно разошлись по домам ученики других классов, а мы всё не можем расстаться, обсуждаем, что получилось хорошо, что можно было сделать лучше. Выбираем "экскурсоводов", они будут рассказывать ученикам нашей школы новогоднюю сказку, придуманную и сотворенную нашим классом. Экскурсия проводится и для учителей, и, конечно, для родителей, ведь мамы и папы помогали, чем могли, подыскивали необходимые материалы, переживали вместе с нами. Впечатления от созданной композиции были у ребят настолько яркими, что они вспоминали о ней и в последующие годы.
Много интересных работ было придумано нами, создано по программам Полуянова, Неменского. Изучая тему "Образ художественной культуры Древней Греции", воспользовавшись рекомендациями, мы выполнили панно "Греческий атлетический праздник", на котором с помощью аппликации изобразили храмы, обнаженных атлетов. С другим классом по этой же теме был изображён "Праздник Великих Панафиней", во время которого греки по обряду ведут в Парфенон корабль с платьем для статуи Афины Девы. На панно изображена процессия, направляющаяся к Парфенону. Все персонажи нарисованы разными учениками на своих листах, затем вырезаны и наклеены на общем панно. Впереди идут жрецы и знать, затем носильщики с дарами, за ними воины, музыканты, другие достойные люди. Завершает шествие огромный корабль, который по брёвнам перекатывают силачи.
Излюбленной нашей темой было и создание панно "Русская деревня", выполнявшееся в смешанной технике: объёмная аппликация, гуашь. Картины различались временем года, характером построек. В цикле "Жилища разных народов" мы создавали картину "Напевы степей", отражая близкие детям понятия: джайлау, высокие горы, юрты. Юрты выполнялись в технике аппликации из ткани, узоры из цветных фигур наклеивались с помощью ПВА, пейзаж изображался гуашью. Интересными были объемные композиции "Образ среднеазиатского города", японский сад в теме "Праздник цветения сакуры".
Думается, при реализации программ и других авторов несложно находить темы, подходящие для коллективного творчества, для выполнения работ, которые интересны детям и дают видимый результат их труда


Категория: Разное | Добавил: nelly
Просмотров: 1181 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог