Сегодня: 24.09.2018
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Практический опыт работы по снижению агрессивности детей младшего школьного возраста через анимационную деятельность

СКАЧАТЬ (89.7 Kb) 22.08.2018, 08:40
Мосина Татьяна Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №32 г. Новосибирск

Введение

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является насущной проблемой врачей, педагогов, психологов, всего общества в целом. Исследованиям в области детской агрессивности посвящено достаточно много научных трудов, направленных как на поиски причин, так и на поиск методов по ее снижению. Число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт, это связано с разными факторами: это и ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, несущих за собой повреждения головного мозга ребёнка разной степени, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, насилие с экранов телевизоров.

Актуальность проблемы в современном мире

Агрессивные дети и дети, опасающиеся агрессию, всё это группа риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы.  Следовательно, устранение или коррекция ранних проявлений агрессивности, привитие адекватных социальных навыков межличностного общения является важной задачей практической психологии.

В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения младших школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6 – 10 лет (А.Г.  Лидерс, О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская, и др.). В переводе с латинского языка «агрессия» означает «приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.

Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать как предметы, так и живые существа. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт.

В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т.д. Это состояние может служить средством достижения какой-либо цели – например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения.

Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств.

Проблема агрессивного поведения детей в современном обществе очень актуальна. Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации очень волнуют педагогов и родителей. Увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера также вносят свою роль.

В психолого-педагогической литературе существует ряд определений агрессии. Л. Бендер анализирует агрессию как тенденцию близости к объекту или удаления от него, а Х. Дельгадо объяснил, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести ущерб или вред личности, или обществу. Уилсон заметил, что агрессия есть угроза или физическое действие со стороны одной особи, которые уменьшают генетическую приспособленность или свободу другой особи.

Причины появления агрессии в поведении детей

Существуют разные причины и разные формы, параметры агрессивного поведения детей. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, десяти, семи, трёх лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, различными воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть защитным механизмом от безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, снятием накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь опыт в поведении у детей ещё невелик. Агрессия может быть и следствием воспитания.

Можно выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:

– индивидуальный, который определяет психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;

– психолого-педагогический, который определяет дефекты семейного и школьного воспитания;

– социально психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников, на улице;

– личностный, определяющий активно избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам своего окружения, к педагогическим воздействиям общественности, школы, семьи, а также способность к саморегулированию поведения и личные ценностные ориентации;

– социальный, который определяется социально экономическими условиями.

Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на страдание или физическую боль сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно демонстративный, целенаправленно враждебный и нормативно инструментальный.

Работа с детьми склонными к агрессии в школе и в семье

В сфере «ребёнок – взрослый» кроме отношений «ребёнок – родители» возникают новые отношения «ребёнок – учитель», которые поднимают ребёнка на уровень общественных требований к его поведению.

Более того, в учителе нормативные требования воплощаются для ребёнка с большей определённостью, чем в семье, потому что в первичных условиях общения ребёнку трудно оценить характер своего поведения и выделить себя. В соответствии с этим учитель предъявляет требования к ученикам, оценивает их поведение, создаёт все условия для социализации детей.

В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственные и физические страдания. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.

И как следствие из этого работа с агрессивными детьми должна направляться на безопасный выход агрессии (эмоциональное расслабление), на повышение самооценки, общение должно проходить через игровую деятельность, на преодоление внутренних зажимов и на развитие способности видеть и понимать других.  Эта задача требует отказа от некоторых обычных форм работы учителя. Такие традиционные формы влияния, как убеждения и объяснения педагога, приведение положительных примеров и призывы не обижать других, неэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они уже знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, который представлен как модель, может вызвать только неприязнь к ребенку.

Игра же даёт возможность смоделировать жизненные истории, найти выход из трудной ситуации, проиграв её ещё раз, сделав правильный выбор.

Анимационная деятельность: методика дополнительного образования

Впервые термин «анимация» применительно к сфере свободного времени был употреблен в середине XX века французским социологом Ж. Дюмазедье в контексте теории «цивилизации досуга». Ученый связал качество досуга с обращением личности к экзистенциальным (духовным) ценностям. Стремление человека к творчеству, потребность в культуре, духовной деятельности не возникают спонтанно, в определенный момент жизни. Анимационная технология с практической точки зрения представляет собой систему различных видов педагогически организованного досугового взаимодействия: индивидуально-помогающего, творческо-группового и празднично-массового.

Сегодня в современной педагогической науке определяют три уровня анимации как социально-профессионального:

  • Первый уровень анимации выделяет самостоятельный статус сферы свободного времени, как пространства социального воспитания подрастающего поколения. Он позволяет использовать не только возможности педагогической системы общества, т.е. системы образования, но также и семьи, культуры, спорта, молодежных организаций, масс-медиа, шоу-бизнеса (Л.Г. Борисова, В.Г. Бочарова, О.С. Газман, Д.А. Евтеев, А.В. Мудрик, В.В Полукаров, Б.А. Титов, С.А. Шмаков и др.).
  • Второй уровень анимации определяется как элемент социально-педагогической системы в виде совокупности государственных, общественных, частных и иных социальных институтов, призванных обеспечить необходимый и достаточный уровень социально-одобряемых и социально-полезных видов детского досуга, деятельность которых отвечает интересам общества и закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах (Р.Н. Азарова, А.В. Мудрик, С.Б. Серякова и др.).
  • Третий уровень анимации – профессиональная деятельность педагога, целенаправленно обеспечивающая формирование культурно-досуговой компетентности личности, включающей в себя осознанный выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Интерес к анимации третьего уровня все чаще проявляется у педагогических работников, сталкивающихся с детьми, имеющими проблемы социализации, коммуникации, подверженными агрессии и т.д. Причиной этому является методики преподавания и суть используемого материала.

Методика преподавания по программам дополнительного образования в области анимации, включает в себя методики обучения декоративно-прикладному искусству, изобразительному творчеству. При проведении занятий обычно используются различные психолого-педагогические приемы: проектирование игровой деятельности; практикум работы с творческим объединением; коммуникативный практикум; психолого-педагогический практикум; культура умственного труда; эмоционально-художественное "погружение", художественно-творческое и образное моделирование, активизация воображения и творческого представления, сравнение и сопоставление, импровизация, субъективная трансформация (произвольное видоизменение тех или иных средств художественной выразительности и последующее сопоставление их с замыслом автора).

Используются образовательные технологии и активные формы деятельности учащихся, применяемые для проведения занятий по программе:

1. обучение в малых группах (обучение в сотрудничестве – cooperative learning);

2. подбор индивидуальных заданий разного уровня сложности;

3. подбор индивидуальных занятий с разной целевой направленностью.

Подбираются и разрабатываются учебные материалы с учетом возможности их предоставления в различных формах, обеспечивающих обучающимся с адаптационными проблемами научится работать в коллективе и сформировать интерес к учебному процессу.

Особенностью программы является использование в качестве мотивационного элемента наиболее известный и популярный у детей вид досуга – мультипликацию. Современные дети знакомятся с мультфильмами в самом раннем детстве, поэтому многие воспринимают анимацию как основной источник информации для формирования картины мира. Особенно это характерно для детей из социально неблагополучных семей, в которых ребенок большую часть времени проводит в «общении» с телевизором, а не с семьей. Современные мультипликационные герои гораздо более известны, чем герои русских народных сказок. По этой причине обучающимся гораздо интереснее узнавать, как создается анимация и научиться воспроизводить эти действия. Использование в качестве обучения «любимого анимационного героя» стимулирует интерес к трудовой и познавательной деятельности.

Основные модели поведения на примере анимационных героев

В программе «анимационная деятельность» обязательным элементов является просмотр мультфильмов, которые определяет учитель. Перечень мультфильмов и время просмотра подбирается в зависимости от физического и психо - эмоционального состояния обучающихся. Например, для детей, склонных к агрессивным действиям рекомендуются мультфильмы с заложенной моделью примирительных действий. Примирительные действия – это процесс взаимодействия между конфликтующими субъектами, либо воздействие на них с целью примирения и восстановления отношений между враждующими сторонами. Модель примирительных действий – готовый образец вариантов примирительных действий, для урегулирования конфликтов.

После просмотра таких фильмов ребенку предлагается тест, направленный на формирование примирительного поведения. Далее приведены вопросы из такого теста (рисунок 1).

Вопрос 1. Как нужно вести себя при встрече с другом?

Вопрос 2. Как нужно «дружить»?

Рисунок 1 – Пример вопросов после просмотра мультфильма

- Что тебе понравилось?

- Какие моменты запомнились?

- Какой герой тебе был ближе?

- Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо   или плохо?

Таких видов примирительных действий можно создать очень много. Закрепление неагрессивной модели поведения достигается на следующем этапе программы, когда ребенок сам придумывает сюжет анимационной деятельности, в котором обязательно должна быть использована схема примирения.

Практический опыт по реализации анимационной деятельности

Результативность данной программы можно подтвердить опытом преподавания в одной из начальных школ. Была создана группа из 12 детей, имеющих следующие социальные проблемы детей.

1 ребёнок – опекаемый

1 ребёнок – прогулы в школе

6 детей – частые вспышки гнева

1 ребёнок – вызывающее провокационное поведение

3 ребёнка – постоянное, откровенное непослушание

Задействованы были учащиеся 1 класса. Методика преподавания по данной программе дополнительного образования в области анимации, включающая в себя методики обучения декоративно - прикладному искусству, изобразительному творчеству. При проведении занятий используются: методика и технология работы педагога дополнительного образования детей, современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей, проектирование игровой деятельности, коммуникативный практикум, психолого – педагогический практикум.

Программа направлена на формирование интереса к процессу обучения на основе использования знакомых анимационных образов. В процессе обучения ребёнок моделирует сложившиеся стереотипы поведения его социальной среды, а педагог с помощью ранее указанных методик и приёмов осуществляет их коррекцию.

Используются образовательные технологии и активные формы деятельности учащихся, применяемые для проведения занятий по программе:

  1. Обучение в малых группах
  2. Подбор индивидуальных заданий разного уровня сложности
  3. Подбор индивидуальных занятий   разной целевой направленности

Подбираются и разрабатываются учебные материалы с учётом возможности их предоставления в различных формах, обеспечивающих обучающимся с адаптационными проблемами научиться работать в коллективе и сформировать интерес к учебному процессу.

Заключение

Агрессия представляет собой подпитываемое отрицательными эмоциями, однобокое отражение реальности, приводящее к неадекватному поведению, к необъективному, искаженному, неверному пониманию действительности.

Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения – неадекватный, неудачный, – приводит к ухудшению ситуации и обострению конфликта. Чем сильнее невротичность и фрустрация личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.

Изучая причины и последствия детской агрессии, важно отметить, что злость – это естественная реакция любого живого организма на чью-либо жестокость или опасность.

В житейском понимании слово «агрессия» означает действие, которое направлено на нанесение физического и психического вреда человеку.

Работая по данной программе обучающиеся имеют возможность развивать свою речь, развивать художественный вкус, научиться работать с различными материалами, научиться самим создавать мультфильмы. Работа в группах поможет обучающимся развивать личностные УУД: ответственное отношение к делу, уважительное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку. Содержание всех занятий по программе нацелены на развитие метапредметных УУД: умение организовать свою деятельность, добывать информацию в разных источниках, составлять модели, умение общаться с окружающими.

Все занятия строятся в форме диалога, на первый план выходит обучающийся, который осуществляет поиск, выбор, анализ и презентацию информации. Всё это происходит в процессе деятельности, а это и есть системно – деятельностный подход – основа ФГОС второго поколения.

Реализация данной программы способствует успешной деятельности обучающихся на уроках «Русский язык», «Литературное чтение», «Технология», «Изобразительное искусство».

Работа на занятиях по анимационной деятельности – это мир творчества, в котором каждый обучающийся может раскрыть свои интересы и увлечения, своё «Я»

Категория: Разное | Добавил: tnmosina | Теги: практический опыт
Просмотров: 114 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2018 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.09.2018

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал