Цель: выявить возможности интеллектуального развития на уроках русского языка обучающимися начальных классов.
Задачи:
- изучить формы, методы интеллектуального развития в процессе преподавания русского языка.
- подобрать и систематизировать комплекс заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
Теоретические основы методики интеллектуального развития
Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу, логическому мышлению;
- вниманием, памятью, наблюдательностью, сообразительностью, различными видами
мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.
Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение. Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Так, например, к шести годам - это развитие осуществляется на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти.
У детей младшего школьного возраста резервы умственного развития чрезвычайно велики, необходимо всячески способствовать их реализации, обеспечить ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.
ВОСПРИЯТИЕ – это познание качества целого, а не его отдельных свойств. Это творческий процесс познания.
Для младших школьников восприятие играет огромную роль в овладении навыков письма, чтения. У детей этого возраста необходимо развивать умение замечать навыки анализа, выделения совокупности свойств и предметов.
ВООБРАЖЕНИЕ – это способность представлять отсутствующий объект, удерживать его в сознании. В раннем школьном возрасте воображение является важной предпосылкой обучения: ребёнку нужно представлять ситуации, создавать образцы.
Цели развития воображения:
- развитие склонности к фантазированию в соответствующих видах творческой деятельности;
- развитие стремления к достижению реальной цели с помощью собственных усилий.
ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.
Основные характеристики внимания: избирательность, распределение, концентрация, переключаемость.
У детей младшего школьного возраста необходимо развивать произвольное внимание, т.к. оно тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания.
ПАМЯТЬ – способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления.
Память учащихся начальной школы можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания – определённый уровень развития мыслительных операций. Все задания, направленные на формирование умственных действий, в той или иной мере способствуют развитию памяти.
Психологи отмечают: в начальных классах у детей наступает особая способность к развитию мышления и памяти. В это время они любят сравнивать, анализировать, классифицировать. Но это увлечение не придёт само собой, если мы не подготовим для этого почву.
МЫШЛЕНИЕ – это процесс познавательной деятельности.
Цели развития мышления у детей младшего школьного возраста:
- развивать скорость мышления, мыслительные процессы обобщения, отвлечения,
выделения существенных признаков;
- развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать
причинно-следственные связи, способность рассуждать.
Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
Приведём примеры заданий, направленные на интеллектуальное развитие младших школьников в процессе обучения русскому языку.
Тема: СЛОВА С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: вставьте недостающую букву в это изображение, и вы прочитаете слово,
с которым познакомимся на уроке.
Ответ: хорошо.
Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Словарно-орфографическая работа.
Задание: новое слово спряталось в этом круге. Какое это слово? Как вы его определили? (Слово – топор. Чтобы его определить, надо найти первую букву слова. Она является большего размера, чем другие. Далее нужно читать по ходу часовой стрелки через две буквы).
Ответ: ТЛКОРСПМНОИАРХЗ
Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
Словарно-орфографическая работа.
Задание: если расположите данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.
Ответ: медведь.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Какое?
Ответ: молоко.
Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Словарно-орфографическая работа.
Задание: «Распутайте» эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.
Ответы: 1) Не зная броду, не суйся в воду.
2) Мал золотник, да дорог.
3) Первый блин комом.
Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Минутка чистописания.
Задание: внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какие буквы мы
будем писать на минутке чистописания? Они встречаются чаще, чем другие.
Сколько раз? Какие это буквы?
Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ.
Словарно-орфографическая работа.
Задание: сопоставьте прямоугольники и определите зашифрованные слова.
Тема: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: постарайтесь узнать в этой записи новые два слова, с которыми мы познакомимся на уроке.
ГСРФХКОРОВАЖДМАСИНЧАППВХЖИСОБАКАХИН
Ответы: корова, собака.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: новое слово спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной последовательности, получите слово.
КЛМНСТТКАВГДЩШРАНХЗСБВЖППДАШННККФЛРПГНТ
Ответ: карандаш.
Игра «НАБОРЩИК»
Используя буквы из слова скороговорка, составить другие слова
рог вор горка сор корова сок враг
говор скоро окорок ворс коса гора коровка
«СЛОВА В СЛОВАХ»
Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число.
- Хоровод (хор, ров, овод)
- Шпагат
- Яблоко
- Буйвол
- Волосы
- Ярмарка
- Голоса
- Полоса
КАКИЕ СЛОВА СПРЯТАЛИСЬ?
«СОБЕРИ СЛОВА»
«ВПИСАТЬ СЛОВО, КОТОРОЕ БЫ ЗАКАНЧИВАЛО ПЕРВОЕ И НАЧИНАЛО ВТОРОЕ СЛОВО»
«КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ»
«РАСШИФРУЙ СЛОВО»
«ОТГАДАЙ РЕБУСЫ»
«А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?»
Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
- У птицы это крыло – у человека…
- У зверя лапа – у человека…
- У собаки морда – у человека…
- У конфеты фантик – у человека…
- У подводной лодки перископ – у человека…
- У льва пасть – у человека…
- У машины мотор – у человека…
- У рыбы жабры – у человека…
- У берёзы сок – у человека…
- У экскаватора ковш – у человека…
«КТО БЫСТРЕЕ»
Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
- Зелёный, продолговатый, сочный -…
- Маленькая, серенькая, пугливая -…
- Белое, пушистое, лёгкое -…
- Ветвистая, зелёная. колючая -...
- Белый, душистый, лесной -…
«ВОССТАНОВИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:
- Неуклюжий как крот Верный как слон
- Неповоротливый как собака Хитрый как бык
- Слепой как пёс Длинный как заяц
- Трусливый как медведь Вороватый как жираф
- Злой как лиса Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим владельцам.
«КТО КАКОЙ?»
Запишите словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.
- холодный олень
- трусливый медведь
- хитрая ёж
- шустрая змея
- неуклюжий лиса
- пёстрая ящерица
- рогатый заяц
- колючий волк
- ядовитая белка
«НАЙДИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найдите общее определение к
каждой группе из трёх существительных. Например: хлеб, климат, подушки – общее определение мягкие.
- Деревня, тетеря, старушка - …(глухая).
- Клён, малыш, парик - …(кудрявые).
- Дорога, воля, дисциплина - …(железная).
б) Найдите в первой строке определение каждому слову из второй строки:
- Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.
- Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
Таким образом, правильное и систематическое использование данной методики позволяет обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком.
В результате систематической работы могу отметить, что учащиеся, регулярно выполняющие интеллектуально-логические задания, проявляют большую самостоятельность при изучении нового материала, в выполнении научных работ, активно участвуют в интеллектуальных играх, организованных в классе и школе, занимают призовые места среди учащихся своего возраста.
|