Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Развитие познавательной активности на уроках русского языка как средство повышения качества обучения"

СКАЧАТЬ (8.20 Mb) 15.03.2016, 12:36
Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Цель: выявить  возможности интеллектуального развития на уроках русского языка обучающимися начальных классов.
    Задачи:
  • изучить формы, методы интеллектуального развития в процессе преподавания русского языка.
  • подобрать и систематизировать комплекс заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
Теоретические основы методики интеллектуального развития
            Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу,   логическому мышлению;
- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами  
  мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.
            Термин интеллект появился в глубокой древности.   В последующие столетия менялось его значение. Интеллектуальное развитие происходит на ранних  этапах становления личности. Так, например, к шести  годам - это развитие осуществляется на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти.
                У детей младшего школьного возраста резервы умственного развития чрезвычайно велики,  необходимо всячески способствовать их реализации, обеспечить ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.
     ВОСПРИЯТИЕ –  это познание качества целого, а не его отдельных свойств. Это творческий процесс познания.
                Для младших школьников восприятие играет огромную роль в овладении навыков письма, чтения. У детей этого возраста необходимо развивать умение замечать навыки анализа, выделения совокупности свойств и предметов.
   ВООБРАЖЕНИЕ – это способность представлять  отсутствующий  объект, удерживать его в сознании. В раннем школьном возрасте  воображение является важной предпосылкой обучения:  ребёнку  нужно представлять ситуации, создавать образцы.
    Цели развития  воображения:
- развитие склонности к фантазированию в соответствующих видах творческой деятельности;
- развитие стремления к достижению реальной цели с помощью  собственных усилий. 
     ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.
    Основные характеристики  внимания: избирательность, распределение, концентрация, переключаемость.
     У детей младшего школьного возраста необходимо   развивать произвольное внимание, т.к. оно тесно  связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого  задания.   
     ПАМЯТЬ – способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления.
                Память учащихся начальной школы можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания – определённый уровень развития мыслительных операций. Все задания, направленные на формирование умственных действий, в той или иной мере способствуют  развитию памяти.
                Психологи отмечают: в начальных классах у детей наступает особая способность к развитию мышления и памяти. В это время они любят сравнивать, анализировать, классифицировать. Но это увлечение не придёт само собой, если мы не подготовим для этого почву.
МЫШЛЕНИЕ – это процесс познавательной деятельности.
Цели развития  мышления у детей младшего школьного возраста:
- развивать скорость мышления, мыслительные процессы обобщения, отвлечения,  
  выделения существенных признаков;
- развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать 
  причинно-следственные связи, способность рассуждать.
              Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
               Приведём примеры заданий, направленные на интеллектуальное развитие  младших школьников в процессе обучения русскому языку.
    Тема:  СЛОВА  С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
     Словарно-орфографическая работа.
Задание: вставьте недостающую букву в это изображение, и вы прочитаете слово,
с  которым  познакомимся  на уроке.
   Ответ: хорошо.
Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Словарно-орфографическая работа.
Задание: новое слово спряталось в этом круге. Какое это слово? Как вы его определили?                                         (Слово – топор. Чтобы  его  определить, надо найти  первую букву слова. Она является большего размера,  чем  другие. Далее нужно   читать по ходу  часовой   стрелки через две  буквы).
Ответ: ТЛКОРСПМНОИАРХЗ
Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
Словарно-орфографическая работа.
Задание: если расположите  данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.

Ответ: медведь.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Какое?
Ответ: молоко.

Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Словарно-орфографическая работа.
Задание: «Распутайте» эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.
Ответы:    1) Не зная броду, не суйся в воду.
                  2) Мал золотник, да дорог.           
                  3) Первый блин комом.
   
 
Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Минутка  чистописания.
Задание: внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какие буквы мы
будем писать на минутке чистописания? Они встречаются чаще, чем другие.
Сколько раз? Какие это буквы?

 
Тема:   ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ.
 Словарно-орфографическая работа.

Задание: сопоставьте прямоугольники и определите зашифрованные слова.
Тема: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ
Словарно-орфографическая работа.
 Задание: постарайтесь узнать в этой записи новые два слова, с которыми мы познакомимся на  уроке.
ГСРФХКОРОВАЖДМАСИНЧАППВХЖИСОБАКАХИН
Ответы: корова, собака.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: новое слово спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной  последовательности, получите слово.
КЛМНСТТКАВГДЩШРАНХЗСБВЖППДАШННККФЛРПГНТ
Ответ: карандаш.
 
Игра «НАБОРЩИК»
Используя буквы из слова скороговорка, составить другие слова
рог          вор        горка       сор      корова   сок       враг
говор     скоро    окорок      ворс    коса        гора    коровка
 
«СЛОВА В СЛОВАХ»
Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число.
  •       Хоровод (хор, ров, овод)
  •       Шпагат
  •       Яблоко
  •       Буйвол
  •       Волосы
  •       Ярмарка
  •       Голоса
  •       Полоса
 
КАКИЕ СЛОВА СПРЯТАЛИСЬ?

«СОБЕРИ СЛОВА»

«ВПИСАТЬ СЛОВО, КОТОРОЕ БЫ ЗАКАНЧИВАЛО ПЕРВОЕ И НАЧИНАЛО ВТОРОЕ СЛОВО»

«КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ»
 
«РАСШИФРУЙ СЛОВО»

«ОТГАДАЙ РЕБУСЫ»
 
 
«А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?»
Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
  •          У птицы это крыло – у человека…
  •          У зверя лапа – у человека…
  •          У собаки морда – у человека…
  •          У конфеты фантик – у человека…
  •          У подводной лодки перископ – у человека…
  •         У льва пасть – у человека…
  •         У машины мотор – у человека…
  •         У рыбы жабры – у человека…
  •         У берёзы сок – у человека…
  •         У экскаватора ковш – у человека…
 
«КТО БЫСТРЕЕ»
       Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
  •  Зелёный, продолговатый, сочный -…
  •  Маленькая, серенькая, пугливая -…
  •  Белое,  пушистое,  лёгкое -…
  •  Ветвистая, зелёная. колючая -...
  •  Белый, душистый, лесной -…
 
«ВОССТАНОВИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:
  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                      Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                       Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим  владельцам.
 
«КТО КАКОЙ?»
Запишите словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.
  •     холодный                                 олень
  •     трусливый                                медведь       
  •     хитрая                                       ёж
  •     шустрая                                    змея
  •     неуклюжий                              лиса
  •     пёстрая                                     ящерица
  •     рогатый                                     заяц
  •     колючий                                    волк
  •     ядовитая                                    белка
 
«НАЙДИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найдите общее определение к
каждой группе из трёх существительных. Например: хлеб, климат, подушки – общее определение мягкие.
  •  Деревня, тетеря, старушка - …(глухая).
  •  Клён, малыш, парик - …(кудрявые).
  •  Дорога, воля, дисциплина - …(железная).
б) Найдите в первой строке определение каждому слову из второй строки:
  • Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.
  • Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
                Таким образом, правильное и систематическое использование данной методики позволяет  обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком.
                В результате систематической работы  могу отметить, что учащиеся, регулярно выполняющие интеллектуально-логические задания, проявляют большую самостоятельность при изучении нового материала, в выполнении научных работ, активно участвуют в интеллектуальных играх, организованных в классе и школе, занимают призовые места среди учащихся своего возраста.      
      


Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: русский язык, начальные классы
Просмотров: 1490 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог