Сегодня: 08.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Разное


Статья "Развитие познавательной активности на уроках русского языка как средство повышения качества обучения"

СКАЧАТЬ (8.20Mb) 15.03.2016, 12:36
Никитина Анжелика Валентиновна
учитель начальных классов, МАОУ СОШ №1 г. Кунгур, Пермский край
Цель: выявить  возможности интеллектуального развития на уроках русского языка обучающимися начальных классов.
    Задачи:
  • изучить формы, методы интеллектуального развития в процессе преподавания русского языка.
  • подобрать и систематизировать комплекс заданий, направленных на развитие интеллектуальных способностей.
Теоретические основы методики интеллектуального развития
            Интеллект – это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. В свою очередь он характеризуется:
- способностью к мыслительным операциям: анализу, синтезу,   логическому мышлению;
- вниманием, памятью,  наблюдательностью, сообразительностью, различными  видами  
  мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным, словесно-логическим, речью.
            Термин интеллект появился в глубокой древности.   В последующие столетия менялось его значение. Интеллектуальное развитие происходит на ранних  этапах становления личности. Так, например, к шести  годам - это развитие осуществляется на треть, к восьми – наполовину, а к двенадцати годам – на три четверти.
                У детей младшего школьного возраста резервы умственного развития чрезвычайно велики,  необходимо всячески способствовать их реализации, обеспечить ребёнку возможность стать всесторонне развитым человеком.
     ВОСПРИЯТИЕ –  это познание качества целого, а не его отдельных свойств. Это творческий процесс познания.
                Для младших школьников восприятие играет огромную роль в овладении навыков письма, чтения. У детей этого возраста необходимо развивать умение замечать навыки анализа, выделения совокупности свойств и предметов.
   ВООБРАЖЕНИЕ – это способность представлять  отсутствующий  объект, удерживать его в сознании. В раннем школьном возрасте  воображение является важной предпосылкой обучения:  ребёнку  нужно представлять ситуации, создавать образцы.
    Цели развития  воображения:
- развитие склонности к фантазированию в соответствующих видах творческой деятельности;
- развитие стремления к достижению реальной цели с помощью  собственных усилий. 
     ВНИМАНИЕ – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.
    Основные характеристики  внимания: избирательность, распределение, концентрация, переключаемость.
     У детей младшего школьного возраста необходимо   развивать произвольное внимание, т.к. оно тесно  связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого  задания.   
     ПАМЯТЬ – способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления.
                Память учащихся начальной школы можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания – определённый уровень развития мыслительных операций. Все задания, направленные на формирование умственных действий, в той или иной мере способствуют  развитию памяти.
                Психологи отмечают: в начальных классах у детей наступает особая способность к развитию мышления и памяти. В это время они любят сравнивать, анализировать, классифицировать. Но это увлечение не придёт само собой, если мы не подготовим для этого почву.
МЫШЛЕНИЕ – это процесс познавательной деятельности.
Цели развития  мышления у детей младшего школьного возраста:
- развивать скорость мышления, мыслительные процессы обобщения, отвлечения,  
  выделения существенных признаков;
- развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать 
  причинно-следственные связи, способность рассуждать.
              Возрастные особенности развития детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической педагогической работы – всё это даёт возможность создать систему комплексного интеллектуального развития младших школьников в процессе обучения их русскому языку.
               Приведём примеры заданий, направленные на интеллектуальное развитие  младших школьников в процессе обучения русскому языку.
    Тема:  СЛОВА  С БЕЗУДАРНЫМИ ГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
     Словарно-орфографическая работа.
Задание: вставьте недостающую букву в это изображение, и вы прочитаете слово,
с  которым  познакомимся  на уроке.
   Ответ: хорошо.
Тема: РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК
Словарно-орфографическая работа.
Задание: новое слово спряталось в этом круге. Какое это слово? Как вы его определили?                                         (Слово – топор. Чтобы  его  определить, надо найти  первую букву слова. Она является большего размера,  чем  другие. Далее нужно   читать по ходу  часовой   стрелки через две  буквы).
Ответ: ТЛКОРСПМНОИАРХЗ
Тема: МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВА
Словарно-орфографическая работа.
Задание: если расположите  данные прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них, получится новое словарное слово.

Ответ: медведь.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРЕДМЕТЫ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: если вы внимательно проследите за движением стрелки, то прочитаете слово. Какое?
Ответ: молоко.

Тема: СВЯЗЬ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.
Словарно-орфографическая работа.
Задание: «Распутайте» эти замысловатые высказывания, не переставляя слов, поменяв только буквы, и вы прочтёте известные пословицы.
Ответы:    1) Не зная броду, не суйся в воду.
                  2) Мал золотник, да дорог.           
                  3) Первый блин комом.
   
 
Тема: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Минутка  чистописания.
Задание: внимательно посмотрите на данное изображение. Скажите, какие буквы мы
будем писать на минутке чистописания? Они встречаются чаще, чем другие.
Сколько раз? Какие это буквы?

 
Тема:   ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ.
 Словарно-орфографическая работа.

Задание: сопоставьте прямоугольники и определите зашифрованные слова.
Тема: ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ
Словарно-орфографическая работа.
 Задание: постарайтесь узнать в этой записи новые два слова, с которыми мы познакомимся на  уроке.
ГСРФХКОРОВАЖДМАСИНЧАППВХЖИСОБАКАХИН
Ответы: корова, собака.
Тема: СЛОВА, КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ
Словарно-орфографическая работа.
Задание: новое слово спряталось в цепочке букв. Внимательно посмотрите на цепочку, найдите слоги в следующем порядке: СГ, СГС, СГС. Сложив их в указанной  последовательности, получите слово.
КЛМНСТТКАВГДЩШРАНХЗСБВЖППДАШННККФЛРПГНТ
Ответ: карандаш.
 
Игра «НАБОРЩИК»
Используя буквы из слова скороговорка, составить другие слова
рог          вор        горка       сор      корова   сок       враг
говор     скоро    окорок      ворс    коса        гора    коровка
 
«СЛОВА В СЛОВАХ»
Найдите слова в словах(имена существительные), определите их род и число.
  •       Хоровод (хор, ров, овод)
  •       Шпагат
  •       Яблоко
  •       Буйвол
  •       Волосы
  •       Ярмарка
  •       Голоса
  •       Полоса
 
КАКИЕ СЛОВА СПРЯТАЛИСЬ?

«СОБЕРИ СЛОВА»

«ВПИСАТЬ СЛОВО, КОТОРОЕ БЫ ЗАКАНЧИВАЛО ПЕРВОЕ И НАЧИНАЛО ВТОРОЕ СЛОВО»

«КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ»
 
«РАСШИФРУЙ СЛОВО»

«ОТГАДАЙ РЕБУСЫ»
 
 
«А ЧТО ЭТО У ЧЕЛОВЕКА?»
Запишите слова – ответы и определите в них род и число.
  •          У птицы это крыло – у человека…
  •          У зверя лапа – у человека…
  •          У собаки морда – у человека…
  •          У конфеты фантик – у человека…
  •          У подводной лодки перископ – у человека…
  •         У льва пасть – у человека…
  •         У машины мотор – у человека…
  •         У рыбы жабры – у человека…
  •         У берёзы сок – у человека…
  •         У экскаватора ковш – у человека…
 
«КТО БЫСТРЕЕ»
       Отвечать, не задумываясь, молниеносно. Кто это? Что это?
  •  Зелёный, продолговатый, сочный -…
  •  Маленькая, серенькая, пугливая -…
  •  Белое,  пушистое,  лёгкое -…
  •  Ветвистая, зелёная. колючая -...
  •  Белый, душистый, лесной -…
 
«ВОССТАНОВИ СПРАВЕДЛИВОСТЬ»
Злой колдун поменял у слов определения, и получилось вот что:
  • Неуклюжий как крот                             Верный как слон
  • Неповоротливый как собака                Хитрый как бык
  • Слепой как пёс                                     Длинный как заяц
  • Трусливый как медведь                      Вороватый как жираф
  • Злой как лиса                                       Упрямый как сорока
Восстановите справедливость – верните определения своим  владельцам.
 
«КТО КАКОЙ?»
Запишите словосочетания из имён прилагательных и имён существительных.
  •     холодный                                 олень
  •     трусливый                                медведь       
  •     хитрая                                       ёж
  •     шустрая                                    змея
  •     неуклюжий                              лиса
  •     пёстрая                                     ящерица
  •     рогатый                                     заяц
  •     колючий                                    волк
  •     ядовитая                                    белка
 
«НАЙДИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ»
а) Как известно, некоторые слова, в том числе и имена прилагательные, могут употребляться как в прямом, так и в переносном значении. Найдите общее определение к
каждой группе из трёх существительных. Например: хлеб, климат, подушки – общее определение мягкие.
  •  Деревня, тетеря, старушка - …(глухая).
  •  Клён, малыш, парик - …(кудрявые).
  •  Дорога, воля, дисциплина - …(железная).
б) Найдите в первой строке определение каждому слову из второй строки:
  • Ясный, упрямый, стройный, здоровый, хитрый, могучий.
  • Лиса, день, бык, тополь, осёл, дуб, туча.
                Таким образом, правильное и систематическое использование данной методики позволяет  обеспечить эффективное развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся, необходимых для успешного овладения русским языком.
                В результате систематической работы  могу отметить, что учащиеся, регулярно выполняющие интеллектуально-логические задания, проявляют большую самостоятельность при изучении нового материала, в выполнении научных работ, активно участвуют в интеллектуальных играх, организованных в классе и школе, занимают призовые места среди учащихся своего возраста.      
      
Категория: Разное | Добавил: redaktor | Теги: русский язык, начальные классы
Просмотров: 352 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал