Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект интегрированного урока по русскому языку и факультатива «Я изучаю Москву» 3 класс

СКАЧАТЬ (24.2Kb) 06.05.2015, 15:26
Кузина Элеонора Львовна
учитель начальных классов, ГБОУ "Школа №2054", СП №4 (1113)
Звучит музыка «Гимн Москвы». Дети поют «Гимн Москвы.
Учитель:
— Как вы думаете, почему наш урок мы начали с Гимна Москвы? (все значимые события начинаются с гимна)
— И у нас в классе сегодня необычный урок, интегрированный урок русского языка и факультатива «Я изучаю Москву».
— Москва, наша гордость и величие. Каждому человеку хочется хоть раз побывать в Москве. Каждый год в Москву прибывает более миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости, в отпуск. И мы говорим: «Добро пожаловать в Москву!»

У детей на партах карточки:
Всходит солнце в сновидениях.
Руки солнца горячи.
Мы с тобой уже с рождения москвичи.
Мы судьбу свою только начали
Просто девочки, просто мальчики,
Но уже москвичи!
Задание:
— Подберите к существительному «москвичи» существительные мужского и женского рода, единственного числа.
— Как можно назвать эту группу слов?
— Докажите, что эти слова однокоренные.
Вопрос:
— Кого называют москвичами? (ответы детей)
У детей на партах карточки:

Москва — ______________,______________ город.
Москва — ______________,______________ город.
Москва — ______________,______________город.
Москва — ______________,______________город.
Задание:
— Подберите слова, отвечающие на вопрос какой?, с помощью которых мы можем воспеть красоту и величие нашего города.
— Найдите существительное второго склонения (город).
Вопросы:
— Какое буквосочетание в нем спряталось? (-оро-). Подберите сло-во с буквосочетанием –ра— (град).
Учитель:
— Москва – столица России. Москва— стольный град.
Вопрос:
— А почему «стольный»?
— Кто и в каком году основал Москву? ( Юрий Долгорукий, 1147 год)
Учитель:
— Сейчас мы с вами совершим заочную экскурсию на Красную пло-щадь. Включите мысленный экран воображения.
Дети — экскурсоводы:
— Мы входим на Красную площадь, остановитесь и слушайте. Сре-ди шума огромного города эта площадь – место торжественной тишины. Башни замерли, как часовые. Вы стоите в центре Москвы, в центре страны, в том месте, которое называется Красная площадь.
Красная площадь – главная площадь России. Мы стоим с вами на брусчатке Красной площади. А что такое брусчатка?
Чтение учителем стихотворения И. Токмаковой:

Мы с детства запомнили эти слова,
И нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади – Красная площадь.
На свете немало других площадей,
Героев на свете немало,
Но сколько здесь было отважных людей
Пожалуй, нигде не бывало.
Кто в море уходит, кто в космос летит,
Маршрут пролагая опасный,
Но каждый считает началом пути
Прогулку по площади Красной.

Письмо по памяти.
Первое четверостишие.
Вопросы:
— Почему Красная площадь называется «Красной»? (в старину «красная» значило — красивая)
Ученик:
— На Красной площади находится храм Василия Блаженного. Вто-рое название храма — Покровский собор (рассказ о соборе).
Задание:
— Запишите слова: брусчатка, площадь.
— Определите склонение данных существительных, пользуясь алгоритмом действий.
— Назовите «ошибкоопасные» места в этих словах.
Учитель:
— Начинается земля, как известно, от Кремля. Кремль-сердце Моск-вы, с ним связана вся история нашей Родины. В создании
Кремлевских стен, башен, соборов принимали участие зодчие Европы и многих городов Руси. Над Кремлем возвышается 20 башен.
— Кто знает название этих башен? (отвечают дети: в Кремле есть башни – Спасская, Троицкая, Боровицкая, Никольская, Кутафья)
Ученик:
— Я хочу рассказать про Боровицкую башню. В западной части Кремля стоит Боровицкая башня. Она очень красивая. Свет всему свету несет Московский Кремль. Москва. Россия. Недаром в минуты радости или тяжких испытаний говорим мы простые и гордые слова А.С. Пушкина: « Твоя Москва, Твой Кремль, Твоя держава».
Задание:
— Разберите по составу два слова из перечисленных названий башен.
— Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
Вопрос:
— Как вы считаете, какая башня самая главная?
Ответ:
— Самая главная – Спасская башня, на ней находятся куранты.
Вопрос:
— А что такое «куранты»?
Задание:
— Запишите предложение. Куранты – это главные часы … , которые своим боем отсчитывают время.
Задание:
— Вставьте в предложение знакомое вам словарное слово (Рос-сия).
— Почему это слово относится к словарным словам?
Учитель:
— Раньше, когда куранты начинали играть, все на площади снимали шапки.
— С тех времен пришли к нам и пословицы, и поговорки о Москве.
Задание:
— Собери пословицы. На партах карточки с частями пословиц. Работаем парами.
1. Кто в Москве не бывал — красоты не видал.
2. Москва — всем столицам голова.
3. Живем в Москве — в малой тоске.
4. В Москве каждый день праздник.
Задание:
— Прочитайте, что у вас получилось.
Учитель:
— Внимание! Игра: «Падежи».
Согласны ли вы, что одна из пословиц — лишняя? (Москва — всем столицам голова). Почему? (существительное Москва стоит в имени-тельном падеже). А в остальных случаях? (В предложном падеже)
Учитель:
— Ребята, вы сказали, что Москва город древний, старинный, а вы знаете, что у каждого старинного города на Руси был свой герб и флаг? А у Москвы есть свой флаг?
Дети:
— Да, есть.
Учитель:
— Что изображено на флаге?
Ответы детей.
На доске появляется запись:
На флаге изображен Георгий Победоносец. Он сидит на белом коне, в серебряном шлеме, а в руках он держит золотое копье. Им он поражает змея.
Задание:
— Из текста выписать выделенные имена существительные и обозначить склонение и падеж.
Учитель:
Игра «Автобиография имени существительного».
Имя существительное — …, которая отвечает… и обозначает… .
На вопрос кто? Отвечают имена существительные …, а на вопрос что? ….
Имена существительные бывают … .
Имена существительные изменяются по … .
Начальная форма имени существительного — это … .
Изменение существительного по падежам и числам называется … .
В русском языке … падежей.
Чтобы определить падеж , нужно … .
В русском языке … склонения.
Чтобы определить склонение, нужно … .

Итог:
Учитель:
— Наша экскурсия заканчивается. Много интересного мы могли бы еще увидеть, продолжая экскурсию. Но пришло время возвращаться. И я очень хочу сообщить вам интереснейший факт: слово «Москва», как искры, разлетелось по всему свету. Например: есть улица Москвы в Париже, деревушка Москва в Шотландии, 5 городов США имеют название Москва, много улиц, гостиниц, спортивных сооружений носят это гордое имя.
Рефлексия:
— А сейчас вы оцените свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность своей работы.
1. Сегодня я узнал … .
2. Было интересно … .
3. Было трудно … .
4. Я понял, что … .
5. Теперь я могу … .
6. Я научился … .
7. У меня получилось … .
8. Я смог … .
9. Меня удивило … .
10. Мне захотелось … .
Учитель:
— Спасибо за урок !
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ellalvovna
Просмотров: 611 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал