Сегодня: 21.11.2017
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект урока по музыке в 4 классе по теме "Жанр кантаты"

СКАЧАТЬ (55.0Kb) 26.10.2017, 10:38
Мальцева Лейла Мустафаевна
учитель начальных классов, МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Тема четверти: Что  стало бы с музыкой, если бы не было литературы

Тема урока:  Жанр кантаты.

Цель: Подвести учащихся к выводу о том, что без литературы не было бы кантаты.

Задачи:

1)  Обучающие:

  • формирование эмоционального отношения к музыке на основе её восприятия.
  • знакомство с понятием жанра «кантаты»
  • знакомство с кантатой Г.Свиридова «Поэмы памяти Сергея Есенина»
  • Разучивание «Песни о России» В. Локтева.
  • Проверить прочность усвоения знания о романсе.

2) Развивающие:

  • Развитие памяти, внимания, наблюдательности при слушании музыкального произведения.
  • Развитие исполнительских навыков.

3) Воспитывающие:

Формирование чувства любви и интереса к музыке и литературе.

Оборудование: Диск и пластинки с музыкальными произведениями: иллюстрации.

Этапы урока

 

Содержание

Орг. момент

 

- Здравствуйте, дети. Садитесь.

 

Вступительная беседа.

- Кто напомнит тему четверти? (что стало бы с музыкой, если не было литературы).

- Сегодня мы продолжим изучение этой темы.

 

Слушание романса  М.И. Глинки «Жаворонок»

 

- 2 урока назад вы познакомились с музыкальным произведением. Сейчас я его включу, а вы попытаетесь его отгадать.

звучит Жаворонок Глинки

- Кто автор романса? ( Михаил Иванович Глинка.)

- Кто такой Глинка? (создатель 1ой оперы «Иван Сусанин»)

- Как называется произведение? ( романс «Жаворонок».)

- Какой лад у романса? (минорный).

- Какая по характеру песня? (грустная).

- Почему это романс? Что такое романс? (светская музыка)

- Романс – это песня, в которой тесно сплетается поэтический текст и музыка.

- Какие произведения Михаила Ивановичка Глинки вы уже слушали? ( Попутная песня, ария из оперы Иван Сусанин, увертюра «Арагонская хота»).

- В основе романса, в основе любой песни  что лежит?  (слова, стихи, которые ложатся на музыку).

-  А без стихов, мы бы поняли о чем это произведение? (о птичке, а о какой птичке – не поняли бы).

- Так кто же сделает вывод? Получилось ли это произведение у М.И. Глинки, если была бы только музыка? (музыка без литературы быть не может).

- какой композитор использовал тему песни «Жаворонка» Глинки в своем произведении? (Милли Балакирев).

- Могла бы существовать эта пьеса, если бы не было «Жаворонка» Глинки?

Повторение песни «С чего начинается Родина»

Музыка: В. Баснер Слова: М.Матусовский

- Сейчас я вам зачитаю  четверостишие, а вы подумайте, из какой песни я ее взяла.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

- Как называется песня? (С чего начинается Родина)

- Давайте ее вспомним и пропоем.

Исполнение детьми песни

- Что для вас Родина?

Изучение нового материала. Слушание 2-ой части кантаты Г. Свиридова «Поет зима, аукает».

- Я вас хочу познакомить с великим русским поэтом Сергеем Есениным. Есенин всю свою жизнь писал стихи, в которых воспевал красоту России, очарование природы, простой русской деревни. Это был великий поэт своей Родины.

Его замечательные стихи услышал композитор Георгий Васильевич Свиридов. Родился он в Курской области г. Фатеж. Это наш современник. Умер 12 лет назад.

Свиридов написал музыку на есенинские стихи и назвал их «Поэма памяти Сергея Есенина».  

Она состоит из десяти частей, которые делятся на три крупных раздела. Мы с вами послушаем 2 часть, которая называется «Поет зима, аукает». Это произведение является кантатой.

- Найдите в учебнике, что означает слово «кантата»?

Кантата – это довольно большое произведение в нескольких частях, в исполнении которого участвуют хор, солисты и симфонический оркестр. Кантату объединяет общий сюжет.

- Давайте запишем это определение в тетради.

- Ребята, перед вами стихи С.Есенина.  (Читает подготовленный ученик)

Поет зима – аукает…
 

 

- Кто такие пташки? (птички).

- Как вы понимаете слова «стозвоном сосняка»?  (треск сосен во время заморозков).

- О чем  говориться в произведении? (о зиме),

- Какую картину вы представили? (вьюга. снегопад, ветер, мерзнут птички и потом наступает затишье).

- Представьте себя композиторами и пофантазируйте, какую бы музыку вы написали к этому произведению. Какие средства музыкальной  выразительности вы бы использовали.

- Какие средства музыкальной выразительности вы знаете? (лад, тембр, темп, динамика).

- Какой бывает лад музыки? (мажор и минор).

- Что такое динамика? (громкость звучания).

- Что такое тембр? (окраска человеческого голоса или музыкального инструмента).

- Тембр бывает высокий и низкий.

- Что такое динамика? (громкость звучания: тихо, громко, не очень тихо, не очень громко).

-- Что такое темп? (скорость исполнения муз. произведения: быстро, медленно),

- Также подумайте, инструментальное или вокальное произведение у вас было бы. Разделили бы вы свое произведение на части.

- Давайте послушаем это произведение и проверим свои догадки. И после прослушания, ответьте на вопрос: Кто исполняет это произведение? (хор мужской и женский, оркестр).

1 слушание Поет зима, аукает

 

- Как с помощью музыкальной выразительности были изображены стихи? (суровый холод, метель передавали басы, встревоженные голоса, быстрота исполнения, духовые инструменты;     затишье – женские голоса, медленная плавная мелодия,   птичьи голоса передавала флейта).

- Какой лад произведения? (минор)

- А есть ли эпизоде в мажоре? (с надеждой говорится, что пришла красавица весна).

- Сколько частей услышали? (2)

- На какие 2 части можно поделить это муз. произв-е? (1 часть -  энергичную, оживленную, взволнованную, а 2 часть -  тихую).

- Давайте послушаем кантату еще раз и покажите мне, где начинается 2 часть, поднимите руку.

слушают 2 раз

- Могла бы существовать эта кантата как жанр без поэзии? (Кантата не может существовать без поэзии. Не было бы их, не было бы кантаты.).

Разучивание песни

 

- Предлагаю разучить новую песню. Называется она «Песня о России» Музыка В. Локтева на слова О. Высотской. Слова на доске. Вначале послушаем песню.

- Сегодня разучим только 1 куплет и припев. Запишите 1 куплет и припев в тетрадь.

-  Послушайте 1 куплет.

-  Пропоем 1-4 строчки. Повторяю слова.

Посмотри как все красиво,

Посмотри простор какой,

Точно мать склонилась ива,

Над заснувшею рекой.

- Поют 1-4 строчки.

- Еще раз пропоем 1-4 строчки, а с 5 по 8 послушаем.

- Поем про себя 1-4 строчки, а 5-8 вслух.

Ветерок взметнулся разом

Облаков прорвав кольцо

И ромашка желтым глазом

Смотрит солнышку в лицо.

- Пропоем полностью 1 куплет. Послушаем припев.

- Пропоем 1-2 строчки припева.

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

- Еще раз пропоем 1-2 строчки, а 3-6 послушаем.

- 1-2 строчки припева поем про себя, а 3-6 вслух.

- Пропоем припев полностью.

- Соединим куплет и припев и пропоем их.

Итог урока

-  Что нового вы узнали на уроке?

- Что мы с вами повторили?

- Какие эмоции у вас возникли на уроке?

- Какой итог по уроку вы сделаете? (Без поэзии не было бы кантаты, песни).

- За что вы можете себя похвалить?

- Спасибо за урок.

Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Leyla_Malceva | Теги: начальные классы, конспект урока, урок музыки, музыка
Просмотров: 103 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Конкурсы для детей


Хотите быть в курсе новых статей и конкурсов сообщества "Я - Учитель!"?

Подпишитесь на нашу рассылку!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2017 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал