Цель:
- Знакомство с танцем «Хоровод»
- Разучивание фигур - «воротца», «улица», «колонка»
Задачи урока:
- Учить детей слушать и слышать музыку
- Прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому народному танцу
- Прививать учащимся культуру общения между собой
- Уметь импровизировать в музыкальных играх
План конспекта урока
Первая часть – подготовительная:
- Поклон педагогу
- Маршировка по кругу, чередующаяся с бегом, прыжками, исполнением ритмических заданий
- Выход в основное построение урока
- Образная разминка (упражнения для головы, рук, корпуса, ног)
Вторая часть – основная:
- Разучивание фигур, вспомогательных упражнений
- Работа над танцем «Хоровод»
Третья часть – заключительная:
- Закрепление материала в игре
- Выход в основное построение урока, итог урока
- Поклон педагогу
Ход урока
П- Ребята! Сегодня мы будем знакомиться с хороводом. А как вы думаете, что такое хоровод?
Д- Игра, танец.
П- Самый древний на Руси русский народный танец – хоровод. Хороводы имеют в различных областях России разные названия «карагод», «танок», «городок», «круги», «каравод».
Хоровод танцевали в любое время года, после работы в выходные и праздничные дни.
Хороводы танцевали или «водили» на лугах, на улице. Обратите внимание на стенд. (На стенде фотографии – косоворотка, сарафан, кокошник) Одежда надевалась нарядная. Юноши надевали рубахи – косоворотки, пояса или кушаки, девушки - сарафаны, рубашки. На голове ленты или кокошники. Нарядную одежду хранили в сундуках.
Хоровод – это массовый танец, его танцевали девушки, юноши, мужчины и женщины. Сопровождался он песней, игрой на гармошке, балалайке или простыми хлопками.
Каждая фигура хоровода имеет свое название «воротца», «колонка»,
«корзиночка», «улица», «круг». Хоровод всегда начинается с фигуры «круг».
Ребята, на что похож круг?
Д- На апельсин, блин, мандарин, солнце.
П- А как ы думаете, почему хоровод начинался с фигуры «круг»?
Д- Красивая, большая.
П- Потому что круг олицетворял движение солнца вокруг земли.
П- В разных областях эту фигуру называют по-разному. Полина нам сейчас расскажет как.
Д- Фигуру хоровода «Круг» в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской – «основа», «основка», в Иркутской области и Сибири – «каравай».
П- Давайте под музыку станцуем фигуру «Круг»!
П- Следующая фигура называется «улица», и нас с ней познакомит Настя. Что же это за фигура?
Н- Это две параллельные линии, которые стоят на небольшом расстоянии лицом друг к другу. Они могут сходиться и расходиться. В Москве эту
фигуру называют «стенка», в Перми «проулочек».
П- Давайте посмотрим
П- Ребята, а как бы вы назвали эту фигуру?
Д- Дорога, улица, пешеходная дорожка, клумба, грядка.
П- Давайте все встанем в эту фигуру.
П- А если вы сейчас повернетесь в затылок друг к другу, получится фигура «колонка», в которой за руки не держатся, а если вы поднимите в парах руки вверх, то у вас получится фигура «воротца». Последняя пара отпускает руки и ныряет в воротца, становится впереди и поднимает руки, затем следующая пара и так каждая.
П- Посмотрите
И сейчас мы с вами повторим все фигуры под счет и станцуем под музыку.
♪ Исполнение фигур под музыку.
П- Водили хороводы – «Хороводницы» – женщины, которые умели хорошо петь и танцевать. Ребята, на нашем уроке хороводницей сегодня буду я. П- А сочинять наш с вами танец – хоровод будем вместе. Какие вы предлагаете фигуры?
Д- Круг, колонку, улицу, воротца.
П- Давайте встанем парами, возьмёмся за руки и пойдем в фигуру «колонка», а сейчас мы с вами поднимем руки вверх. Какая у нас получилась фигура?
Д- «Воротца».
П- Правильно.
П- Сейчас последняя пара ныряет под воротца и встает первой. И так повторяет каждая пара.
П- Давайте повернёмся в парах друг к другу лицом. И разойдемся на две линии. Какая у нас с вами получилась фигура?
Д- «Улица».
П- Правильно. Ребята, а какую мы с вами не сделали фигуру?
Д- Фигуру «Круг»
П- Давайте мы закончим наш хоровод фигурой «Круг».
♪ Исполняем все под музыку.
П- Посмотрите, какой у нас получился замечательный хоровод.
П- Одну из фигур хоровода «Круг» мы с вами закрепим в хороводной игре «Яблонька».
П- Участники игры образуют круг, на середину выходит девочка – яблонька. Её имя называется в песне, и она изображает движениями то, о чём рассказывается в песне. Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют.