Сегодня: 05.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Конспект внеурочного занятия по Детской Риторике в 4 классе по теме «Основные части рассуждения. Аргументы»

СКАЧАТЬ (48.5Kb) 01.11.2016, 10:34
Мальцева Лейла Мустафаевна
учитель начальных классов, МБОУ "Выльгортская СОШ №1"
Раздел: «Скажи мне, почему…
Цель:
Вспомнить основные части рассуждения (изученные во 2-м и 3-м классах).
Познакомить учащихся с видами аргументов и с требованиями к ним.
 
Планируемые результаты:
Познавательные УУД. Учащиеся научатся:
Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника.
Регулятивные УУД. Учащиеся научатся:
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД. Учащиеся научатся:
Оформлять свои мысли в устной форме. Развивают умение слушать и понимать других.
Личностные УУД. Учащиеся научатся:
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
 
Источники: Ладыженская Т.А. Детская риторика  в рассказах и рисунках. Учебная тетрадь для 4 класса. – М.: ООО «Баласс», изд. «Ювента». - 2015.
Ладыженская Т.А. Детская риторика  в рассказах и рисунках. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: ООО «Баласс», изд. «Ювента». - 2011.
 
Этапы урока Деятельность учителя и учащихся Формирование УУД
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи. Беседа по схеме учебника (с. 101).
– Какие виды рассуждений по особенностям их основной части вы знаете? (Рассуждения-объяcнения и рассуждения-доказательства.)
– Вспомним, как называются в рассуждении-объяснении основные части текста. (Тезис, объяснение, вывод.)
– Запишем нужные названия в схему «Рассуждение-доказательство». (Естественно, основная часть будет называться иначе.)
– Сколько абзацев может быть в основной части? Как это показано на схеме?
– А теперь главное: часто ли в жизни мы встречаем рассуждения?
(Когда спрашиваем о чём-то и наш вопрос начинается с «почему».)
 
– Например?
(Учительница спрашивает, почему ты поставил здесь запятую.
Почему ты сегодня плохо выучил урок?
Почему братья-месяцы помогли сироте?
И ещё мы спрашиваем у авторов, например: почему вы не наказали злую мачеху за то, что она унижала и обижала Золушку?)
– И много-много других «почему». У поэта Владимира Орлова есть даже стихотворение «Почемучки и Потомучки». Какими вы представляете себе фантастические существа? Попробуйте их изобразить.
– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?
Класс делится на две команды. Выбирается тема (предмет речи). Жюри оценивает отдельно вопросы с «почему» и ответы с «потому». Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов за интересные вопросы и отдельно за правильные ответы.
 
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
 
Открытие новых знаний. Задания 149–150.
Смешная сказка о двух глупых барашках позволяет показать, что тезис хочу (не хочу) с тобой разговаривать, дружить, беседовать
требует серьёзных, убедительных обоснований, что цвет барашков (чёрный–белый) не является доказательным аргументом тезиса. И в самом деле, когда набежали тучи, сверкнула молния и ударил гром, барашки потянулись друг к другу и поняли, что им есть о чём потолковать друг с другом. Что же они сказали друг другу: какой аргумент привели:
 
– Ты чёрный, а я белый, но оба мы барашки!..
– Ты белый, а я чёрный, но мы оба барашки!..
И оба эти аргумента доказывали тезис: «И я хочу с тобой беседовать и дружить».
Дети хорошо понимают глубокий смысл этой смешной истории (дело не в цвете кожи, не в одежде и т.д. – не это определяет отношения между людьми, а желание быть вместе).
Учитель обобщает: в рассуждении большое значение имеют аргументы, они должны быть убедительными, серьёзными – иначе тезис останется недоказанным.
Задание 151.
Смысл задания – научить различать:
– главную мысль абзаца (суждение);
– аргументы, её подтверждающие.
Задание облегчено тем, что суждения выделены в тексте.
Задание 152.
Знакомит детей с тем, что факты бывают различными. Приводятся
два типа фактов – по разным основаниям:
а) научные, экспериментальные – ненаучные, житейские;
б) конкретные – обобщённые (из жизни, из наблюдений). На схеме отчётливо видна структура аргумента с разного рода фактами.
Задание 153.
Во всех примерах суждения – первые предложения. В первом примере развивается мысль о том, что учитель «очень любил Москву», во втором – приводится факт, что Москва впервые упоминается в летописи 1147 года.
 
Суждение третьего предложения подкрепляется ссылками на иностранные источники. Суждение, что московское метро – лучшее в мире, подтверждается его описанием, той пользой, которую оно приносит людям.
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
Регулятивные УУД.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме.
На основе анализа объектов делать выводы.
Ориентироваться на развороте учебника.
 
Развитие умений. Применение знаний. Работа в учебнике.
Задание 154.
Выясняется несколько доказательств теоремы Пифагора. Дети выписывают их названия из главы «Стул невесты»: доказательство Евклида, метод сложения, метод разложения, метод вычитания, укладка паркета, стул невесты (другие, увы, в книге не упоминаются). Но и этого достаточно, чтобы убедительно проиллюстрировать мысль: доказательств может быть много и самых различных. Нередко учёные ищут не просто доказательства,
а самые короткие и экономные.
Задание 155.
Разговор Оли и Риторика о дружбе мальчиков с девочками. Важно обратить внимание на то, как умело Оля, вначале соглашаясь с Риториком, затем возражает ему. При этом она согласна с тем, что в жизни бывает иначе, дружить мальчику с девочкой трудно, их дружба вызывает насмешки и т.д. И вдруг после аргумента согласия делает неожиданный вывод («...лучше дружить девочке с девочкой, а мальчику с мальчиком»). Оба спорящих опираются на примеры из жизни – конкретные и обобщённые.
Задание 156.
Рисунки подсказывают те примеры, которые можно использовать,
отвечая на вопрос задания.
 
 
Познавательные УУД
Выявлять сущность, особенности объектов.
Личностные УУД
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД
Развиваем умение слушать
и понимать других.
Рефлексия Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какой был уровень задания?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
 
 
Итог урока. – Что нового узнали сегодня на уроке?  
Домашнее задание. Предлагается выписать из любого учебника 3 вопроса с «почему» и ответить на эти вопросы письменно.  
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Leyla_Malceva | Теги: конспекты, конспект урока, риторика, начальные классы
Просмотров: 110 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал