Цель: вспомнить основные части рассуждения, изученные во 2 и 3 классах.
Технологии:
- Интерактивная технология учебных дискуссий.
- Коммуникативная технология (совместное сотрудничество)
- Теория развития критического мышления
Личностные УУД:
Оценивать ситуации с общепринятыми человеческими нормами
Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
2. Развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Познавательные:
1.Добывать новые знания через слушание, наблюдения, чтение.
2. Умение делать выводы и обобщения.
3. Развитие умения извлекать информацию из схем, текстов.
4. Представлять информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Ход урока:
Орг. момент.
- Уважаемые ребята, я хочу поделиться с вами с проблемой, которая у меня возникла. Может вы мне поможете ее решить.
- У моей подруги завтра день рождения. Она прислала мне приглашение, в котором указывается, что день празднования назначен на пятницу в 18.00. К моему большому сожалению, я не смогу к ней пойти, потому что на пятницу мною уже забронированы билеты в театр. А завтра я бы смогла ее поздравить.
- Могла ли с вами произойти такая же ситуация? (да, могла)
- Что бы вы сказали своей подруге или другу в этом случае, чтобы он не обиделся? (высказывания детей)
- Мы сейчас прослушали 4 разных версии. Давайте вспомним их еще раз.
- Что общего было в этих версиях?
Актуализация знаний.
- Какие виды рассуждения по особенностям их основной части вы знаете из 2 и 3 класса? (рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства)
- Какие из данных видов рассуждения были высказаны сейчас? (рассуждения-объяснения)
- Почему вы так считаете? Докажите. (Вначале был высказан тезис, затем шло объяснение и в конце вывод)
- То есть вы сейчас что назвали? (Основные части текста рассуждения-объяснения).
- Давайте составим кластер под названием «Рассуждение-объяснение» по тем пунктам, которые мы выделили.
- А что же будет входить в рассуждение-доказательство? (Тезис, доказательство, вывод)
- Зафиксируем и эту информацию в кластер.
- Сколько пунктов в этапе доказательства должно быть? (не менее 2х)
- Почему?
- Часто ли мы встречаем подобные рассуждения? (Да, когда спрашиваем о чем-то и наш вопрос начинается со слова «почему»)
- Приведите примеры таких вопросов. (Учитель спрашивает, почему ты поставил здесь восклицательный знак? Почему ты сегодня не выучил правило? Почему прямоугольный треугольник так назван?)
Применение знаний в новой ситуации.
- Великое множество таких «почему» встречается у нас в жизни. У поэта Владимира Орлова есть даже стихотворение «Почемучки и Потомучки». Какими вы представляете себе фантастические существа? Попробуйте их изобразить.
– А могут Почемучки превратиться в Потомучек?
Класс делится на две команды. Выбирается тема (предмет речи). Жюри оценивает отдельно вопросы с «почему» и ответы с «потому». Выигрывает та команда, которая наберёт больше баллов за интересные вопросы и отдельно за правильные ответы.
Формулирование темы и цели урока.
- Ребята, мы сегодня с вами много говорили вопросах и ответах. Какова же была тема урока? (Повторение текстов рассуждения-объяснения и рассуждения-доказательства)
Рефлексия:
- Ведь это не новая тема, а повторение. Для чего мы повторяли то, что уже знаем?
- Что было нового для вас?
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- Предлагаю выписать из любого учебника 3 вопроса с «почему» и ответить на эти вопросы письменно. А на следующем занятии зачитать самые интересные вопросы и послушать ответы своих одноклассников, а затем сравним, совпали ли ваши точки зрения и почему.
|