Сегодня: 08.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Методическая разработка программы начальной школы по теме «Правописание слов со звонкими и глухими согласными»

СКАЧАТЬ (44.8Kb) 10.06.2016, 11:37
Косенкова Ирина Анатольевна
учитель начальных классов, ГБОУ Школа №7 г.Москва
В первом классе не ставится задача сформировать навык правописания слов со звонкими и глухими согласными. Создаётся лишь основа знаний и действий, которые предстоит развить во втором классе.
Эту основу составляют:
  1. Умение различать все звонкие и глухие согласные звуки.
  2. Умение различать парные звонкие и глухие согласные.
  3. Знание о том, что парный согласный звук на конце слова может заменяться другим звуком, и поэтому эти слова нужно проверять.
  4. Знание того, что перед гласным согласный звук не проверяется, что эти слова сами являются проверочными.
  5. Умение сопоставлять согласные звуки в проверяемом и проверочном словах (флаги-флаг, зубы-зуб).
Основной задачей является то, чтобы учащиеся понимали, какие слова требуют проверки и почему, а какие слова являются проверочными и почему. В основном, в первом классе проводится работа со словами, в которых парные согласные звуки встречаются на конце.
Очень важно развивать у первоклассников умение писать с объяснением или объяснять, почему написали так, а не иначе после написания. Это связано с развитием умения сопоставлять слова. Например, ученику надо написать слово дуб. Он рассуждает так: «В слове дубы перед гласным звуком произносится звук [б] и пишется буква «б», поэтому и в слове дуб надо писать на конце букву «б». Или: «В слове зуб парная сомнительная согласная б(п). Мы не знаем, как писать. Изменим слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук (зубы). Слышится звук [б], значит и в слове зуб надо писать букву б.
Аналогичные объяснения учащиеся дают и для слов грядка, сказка, где проверяемый согласный звук стоит в середине слова.
Осознанность письма во многом зависит от последовательности написания слов, поэтому целесообразно писать сначала проверочное слово, потом проверяемое (глаза-глаз). Для этого на первых уроках русского языка даются упражнения, нацеливающие детей на установление сходства в написании проверочного и поверяемого слов. Например, написать проверочное слово, подчеркнуть согласную букву перед гласной. Или, вставить пропущенные буквы (интерактивная доска, тренажёр): площади-площа…ь-площа…ка.
Изучение данной темы в первом классе состоит из нескольких этапов.
  1. Понятие о звонких и глухих согласных звуках.
На этом этапе ставится цель различать звонкие и глухие согласные непарные (л, м, н, р- ц, х, ч, ш) и звонкие-глухие парные согласные звуки, также развивать умение анализировать звуковой состав слова (сколько букв, сколько звуков и какие: мягкий-твёрдый, звонкий- глухой, гласный- согласный).
На этом этапе проводится наблюдение над парными звонкими и глухими согласными звуками с целью их распознать и отличить звонкий звук от глухого.
Для этого могут быть предложены следующие упражнения:
Найти слова, которые отличаются только одним звуком (борт-порт, гость-кость, удочка-уточка, ужи-уши, коза-коса)
-Какие звуки в этих словах разные? Произнесите их.
-Какой звук произносится с голосом, звонко?
-Какой без голоса, глухо?
-Какой буквой обозначен звонкий звук? Глухой?
-Подчеркните эти буквы в словах.
-Чем ещё различаются слова? (смыслом)
Учитель записывает на доске буквы парами:
Ученики вспоминают, сколько пар согласных они знают. Необходимо обратить внимание детей на то, что в парах, которые образуют данные звуки, один звук звонкий, другой – глухой. Поэтому такие звуки называются парными звонкими или парными глухими. Можно добавить, что каждый звонкий звук так как и глухой может быть в словах твёрдым или мягким.
Ещё может быть предложено такое задание:
Рассмотрим слово жил.
-Какой в этом слове первый звук? (ж) Звонкий он или глухой? Замените его парным глухим звуком. Аналогичная работа с другими словами.
II. Следующий этап-сопоставление согласных букв на конце слова и перед гласными в формах одних и тех же слов
Цель этого этапа состоит в том, чтобы ознакомить детей с особенностями проверяемых и проверочных слов.
Например, даются слова зубы-зуб.
-Какой звук слышится на конце слова зуб? (п)
-Какую букву надо писать на конце? (б)
-Почему?
Учащиеся могут ответить на этот вопрос, если вспомнят, что в начале обучения грамоте был краткий обзор проверяемых и проверочных слов со звонкими и глухими согласными, а если не смогут ответить, то учитель должен задать им наводящие вопросы. (В слове зубы перед гласным слышится звук [б] и пишется буква б, значит и в слове зуб надо писать букву б). Предложить учащимся подчеркнуть проверяемую букву в обоих словах. Далее идёт разбор ещё нескольких слов. После этого в учебнике читается правило: «Звонкие и глухие согласные на конце слов пишутся так же, как и перед гласными.»
Чтобы закрепить это правило, берутся такие упражнения:
1.Вместо картинок написать слова: арбуз, голубь, жираф, сапог. В процессе выполнения упражнения учитель обращает внимание на точность объяснения написания слов. Например, в слове отряд на конце нужно писать букву д, т.к. в слове отряды перед гласным произносится звук [д] и пишется буква д.
2.Написать проверочные слова:
-Почему слова, которые подобрали являются проверочными? (В них после согласного стоит гласный)
-Какое слово нужно проверять? (С парным согласным звуком на конце).
3. Изменить слово так, чтобы оно обозначало один предмет: луга, жуки, тетради, сети, глаза, часы, ежи, ерши
4. Упражнение на изменение формы слова. Написать слова по образцу: глаза-…, карнизы-…, морозы-…
Задание: назвать слово, в котором произносится звук [п], а пишется буква б.
5. Словарная работа.
-Как назвать одним словом? Записать это слово.
-инструмент, состоящий из лезвия и ручки;
-участок земли, засаженный плодовыми деревьями;
- замёрзшая вода
 Работа со словами из словаря
Подобрать из словаря 6 слов, которые оканчиваются на парный согласный звук и их надо проверять (завод, колхоз, класс, тетрадь, карандаш, мороз).
6. Из двух слов выбрать проверочное, записать его:
Площади-площадки, кровати-кроватки, сторожить-сторож, дубы-дубки.
Почему эти слова являются проверочными?
  1. Закрепление.
Цель III-го этапа изучения слов с парными согласными состоит в том, чтобы находить эти слова в тексте, уметь проверить их, написать нужную букву.
Задания:
1.Игра «Не ошибись»
Учитель показывает карточку с любой парной согласной, а учащиеся подбирают слова, оканчивающиеся на эту букву и записывают их. Например: З: мороз, глаз, колхоз. Выигрывает тот ряд, который выполнил задание без ошибок.
2.Учащиеся вставляют пропущенные буквы (тренажёр).
IY. Проверка знаний учащихся по данной теме.
Даётся диктант с грамматическим заданием. Примерный текст диктанта:
Утром мама идёт на работу. На улице мороз. Под ногами хрустит снег. Вот и площадь. Там стоит большой дом. Это завод. Мама любит свой труд.
Задание 6 выписать из текста слова с парными согласными и написать к ним проверочные.
V.Работа над ошибками в диктанте.
1) Назовите в диктанте слова с парными согласными. Те, кто допустил ошибку, исправляют её и объясняют написание слова.
2) Работа над ошибками в других орфограммах.
Работу над правописанием слов с глухими и звонкими согласными во втором классе необходимо рассматривать как продолжение работы, начатой в первом классе, предоставлять детям большую самостоятельность.
Формирование у школьников навыков правописания слов с парными звонкими и глухими согласными в корне опирается , во первых, на умение различать парные звонкие и глухие согласные, во вторых, что корни в родственных словах пишутся одинаково, независимо от произношения (мороз-морозить-заморозки). Указанные знания необходимы для того, чтобы учащиеся осознали сущность проверки и правильно подбирали проверочные слова.
Практика обучения убеждает в том, что во втором классе целесообразно одновременно работать над правописанием парных согласных в конце и середине слова. Это обусловлено тем, что проверка парных звонких и глухих согласных звуков не зависит от того, где стоит данный звук, в середине слова или в конце.
Так, например, написание слов дуб, дубки можно в равной степени проверить словами дубы, дубок, дубовый, т.е. изменяя форму слова и подбирая однокоренные слова.
Важно, чтобы учащиеся осознали основное: проверочным может быть слово, в котором после согласного стоит гласный звук.
В качестве проверочных слов можно использовать однокоренные слова или то же слово, изменить его окончание (форму слова).
В условиях одновременной работы над правописанием согласных в конце и в середине слова учителю необходимо руководствоваться следующим правилом: «Чтобы узнать, какой буквой обозначить парный согласный звук в середине или на конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.» Например, слово воз можно проверить словами возы, возить. (Использование правила в указанной формулировке для учащихся является не обязательным).
На формирование данного навыка положительное влияние оказывает использование различных способов проверки: проверка путём изменения числа слова (сторож-сторожа), изменения слова по вопросам(что? морковь-чего? моркови), путём подбора однокоренного слова (робкий-робеть).
Поскольку проверка предшествует написанию слова, проверочное слово нужно писать перед проверяемым, иначе запись проверочного слова теряет смысл.
Более трудным является для учащихся  написание слов с мягкими согласными на конце (бровь, площадь).
Затрудняет учащихся также написание имён прилагательных с парными звонкими и глухими согласными в середине слова (робкий, мягкий, гладкий, лёгкий).
Целесообразно выделить группу таких слов и научит школьников правильно подбирать проверочные слова. Например, учитывая это, можно дать такое упражнение:
На интерактивной доске даны слова:
Перед выполнением этого задания провести объяснение. Задать наводящие вопросы, если дети не ответят, помочь им.
-Каким способом можно проверить слова в первом столбике? (Путём изменения слов по числам)
-Каким способом можно проверить слова во втором столбике?
(Путём подбора однокоренных слов, в которых после согласного стоит гласный)
Из практики известно, что учащиеся в процессе изучения данной темы начинают допускать ошибки в словах, написание которых не расходится с произношением (герб, карп, нос, сук, серп ). Правильное написание этих слов зависит от умелого подбора проверочного слова.
Необходимым условием формирования данного навыка (как и других орфографических навыков) является система упражнений, предполагающих усложнение видов заданий. При этом возрастает и самостоятельность учащихся.
Сначала учащиеся выполняют упражнения, которые подводят их к пониманию, какие слова нужно проверять и какие слова являются проверочными.
Задания 1 уровня
1.Сравнить произношение согласных на конце слов и перед гласными. Какие из этих слов являются проверочными?
Год-годы, столб-столбы, флаг-флаги, гриб-грибы.
2.Написать слова по образцу:
Глаза-глаз, карнизы-…, зубы-… .
3.Изменить слово так, чтобы оно обозначало один предмет:
Луга, жуки, тетради, ежи.
Затем проводятся упражнения, развивающие умение правильно и быстро подбирать проверочное слово, соотносить произношение и написание слова ( упражнения с заданием вставить пропущенную букву и написать проверочное слово; выборочный диктант; выборочное списывание; письмо по памяти; подбор слова на данное правило).
Задания 2 уровня
1.Игра в «Хлопки». Хлопаем, если услышим слово с парным согласным звуком на конце: берег, ястреб, слон, лев, стриж, грач, голубь, сом, ёрш, день, год.
2.Написать проверочное слово, вставить пропущенные буквы:
-холо…                               -овра…
-рука…                                -обе…
-отря…                                -поез…
3. Из двух слов выбрать проверочное:
Кровати, кроватки- крова…
4. Догадайтесь, какое слово написано с пропущенной буквой
Поле сжато,
Скошен лу…,
Птицы тянутся на юг.
-Назовите букву. Какой звук она обозначает?
-Почему так пишется слово?
-Какой смысл оно имеет?
5. Занимательное задание на наблюдение над связью между смыслом слова, его произношением и написанием.
Игра «Помогите разобраться»
Миша летом жил в деревне. В письме своему другу Толику он однажды писал: «У нас в деревне есть прут. Мы братом сделали плод и спустили его в прут.» Толик прочитал письмо и удивился.
-Как вы думаете, какие слова вызвали недоумение и почему?
6. Запись под диктовку с предварительной орфографической подготовкой:
Первый лёд и первый снег очень радовали всех.
-В каких словах согласные требуют проверки?
-Какие слова являются проверочными?
7/ Выборочный диктант
Выяснить смысл предложений, найти слово с парным глухим согласным звуком, подобрать проверочное, записать проверочное и проверяемое слова. (Работа выполняется коллективно)
Нож не точить-заржавеет.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз.
8. Подберите родственное слово по образцу: ложечка-ложка, чашечка, кошечка, лопаточка, лавочка.
-Какие из написанных слов являются проверочными и почему?
9.Работа с сигнальными карточками.
-Покажите букву, которую надо писать в словах: ёрш, чиж, крот, поезд, дорожка, чашка, лопатка, ноготки, редкий, резкий.
-Составьте предложение с одним из слов и запишите его самостоятельно.
10. Отгадайте загадки:
Весь я сделан из железа,                    Шёл долговяз,
У меня ни ног, ни рук.                          В землю увяз.
Я по шляпку в доску влезу,                  (дождь)
А по мне всё тук да тук.
(гвоздь)
-Что интересного вы заметили в отгадках? (Две парных согласных)
11.Подобрать загадки и отгадки на данное правило.
12.Свободный диктант
В живом уголке жил зайчик. Ребята поймали его в лесу у берёзки. Шерсть у зайца гладкая. Задние лапки длинные. Зайка был очень робкий. Но скоро привык к ребятам. Вдруг зайчик стал скучать. Дети выпустили его на волю.
13.Письмо по памяти
Хорошо бежать на лыжах мимо сосен и берёз.
Воздух чист и неподвижен, не пугает нас мороз.
И, наконец, упражнения творческого характера: составление предложений на определённую тему, изложения, сочинения и другие задания-задания 3 уровня
1.Подберите слово с корнем –ход-
Например, ходить, выход, переход, походка
-Какие из них нужно перед записью проверять?
-Какое слово можно использовать в качестве проверочного?
2. Напишите слова в единственном числе: грибы, глаза, медведи, платки, флаги, ножи, ерши, голуби
3. Вставьте в пословицу пропущенные слова:
Зимой … глубокий, летом … высокий.
Декабрь … кончает, зиму начинает.
-На какое правило вставленные слова?
4. Образуйте и напишите слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера. Используйте суффикс –к-
Труба, морковь, ягода, шуба, лошадь, сеть, берёза
-Сравните написание корней в словах
-Какие из этих слов являются проверочными?
5. Образуйте однокоренные слова, отвечающие на вопрос что?
Следить, шутить, возить, звонить, обедать, сторожить, шагать
6. Замените глаголы именами существительными и напишите словосочетания:
Доставлять почту - доставка почты
Поливать грядки –
Погрузить багаж –
Работа выполняется коллективно.
-Какие слова требуют проверки?
-Какие слова являются проверочными?
7.Игра «Подбери слово»
Пропущено столько букв, сколько указано чёрточек
8. Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши их вместе с подходящим по смыслу словом, обозначающим предмет
Широкий- узкий шарф
Далёкий – близкий друг
Высокий –
Жёсткий –
Шершавый –
Горький –
9. К данным словам подобрать слова, которые отличаются от них только звонкой или глухой согласной в начале слова:
Пой –том -
Тень –тело-
Пил –палка -
Точка –тоска -
Шар –код –
11. Составьте из данных слов три предложения:
Зима, придёт, скоро, настоящая
Ребята, наденут, и, шапки, шубки
Пойдёт, в, снежки, игра
 Придумать и записать по три слова с согласными б, д, в в конце слова
12. Имена существительные с пропущенными буквами написать в единственном и во множественном числе
Велосипе…, лесопар…, лесору…, сле…, мос…, го…
13. Распредели слова в две группы. Запиши каждую группу в отдельный столбик
Народ, шалаш, завод, полёт, город, поезд, поворот, год, ответ, свет
14.Выписать слова со звонкой или глухой согласной на конце слова, приписать к ним 2-3 родственных слова
В полдень дождь перестал, и, что белый пушок,
На осеннюю грязь начал падать снежок.
Изучение данной темы во втором классе состоит из нескольких этапов.
I.Особенности проверочных и проверяемых слов с парными согласными в корне.
Целями этого этапа являются уточнение представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными, закрепление знаний о способах проверки слов с согласными в конце и середине, овладение учащимися последовательностью действий при обозначении согласных звуков буквами. На этом этапе проходит повторение о звонких и глухих согласных.
II.Упражнение в проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Целями этого этапа являются следующие: овладение учащимися способами проверки слов, формирование умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.
III.Закрепление знаний о способах проверки написания слов с глухими и звонкими согласными в конце и середине слов.
Цели: формирование умения проверять слова с парными согласными и перед другими согласными, умения распознавать согласные буквы, требующие проверки.
IV. Контрольный диктант.
Примерный текст диктанта
Идёт зима. Ночью выпал первый снег. Он мягкий, белый, пушистый. На берёзах и дубах снежные хлопья. Надеваю пальто, шапку, варежки и бегу на улицу. Хорошо во дворе! У крыльца маленький сугроб. Беру лопатку и радостно чищу дорожку. На улице скользко. Под снежком гладкий лёд.
Задание: выписать из текста три слова со звонким и глухим согласным, подобрать проверочные слова.
V. Обобщение о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне.
При изучении этой темы, так же как и при изучении других тем, необходимо использовать на уроках разнообразные виды деятельности. Это и фронтальная работа, и работа индивидуальная на интерактивной доске, работа по карточкам, работа с учебником, самостоятельная работа, изложения, сочинения, диктанты, использование игровых моментов и другие интересные задания.
Все эти виды деятельности даются на разных уровнях (смотри выше).
Необходимо использовать наглядность (можно с помощью интерактивной доски): картинки, таблицы.
Также надо использовать межпредметную и внутрипредметную  связи на уроках.
Например, проводя словарную работу, объясняя значения слов, прослеживается связь с жизнью, с окружающим миром. Также связь с жизнью имеет место при отгадывании кроссвордов и загадок.
Связь с уроками чтения прослеживается при разборе пословиц и поговорок:
 «Труд кормит, а лень портит»
Связь с уроком окружающего мира:
«Когда с тобою этот друг, ты можешь без дорог
Шагать на север и на юг, на запад и восток» (компас)
«Белые горошки на зелёной ножке» (ландыш)
Внутрипредметная связь имеет место в следующих упражнениях:
1.Связь с темой «Состав слова»
- Образуйте слова с помощью суффикса –к- (берёза, морковь)
2. Связь с темой «Число имён существительных»
-Напишите имена существительные в единственном числе: (проруби, тетради, кусты, плоды)
3. Связь с темой «Части речи»
-Подчеркните парный согласный звук в словах, обозначающих признак предмета: (Сладкий пирог, гладкий лёд, гибкий прут, близкий друг)
4. Связь с темой «Однокоренные слова»
-Какие слова являются проверочными, а какие надо проверить? Как называются эти слова?
Сторожит, сторож, сторожка
Площадочка, площадь, площадка
Берёза, берёзовый, берёзка
5.«Перенос слов»
-Спишите, разделяя выделенные слова для переноса:
Нашу речку, словно в сказке, за ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки, ёлку из лесу принёс.
6.«Синонимы»
-К данным словам придумайте близкие по значению, в которых согласную на конце слова нужно проверять:
Мороз (холод), люди (народ), работа (труд)
Игровые моменты, занимательные задания
1.Физминутка:
-Где растёт морковь?
-На грядках.
-Буквы пишут где?
-В тетрадках.
-Чистим что мы?
-Чистим зубки.
-Одеваем в холод?
-Шубки.
-Любим все?
-Снежки, салазки.
-А читаем часто?
-Сказки.
Если слышишь парный звук, будь внимательным, мой друг,
Парный сразу проверяй-слово смело изменяй:
Зуб- на зубы, лёд- на льды- будешь грамотным и ты.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
Грядка-нет чего?-нет грядок. А тетрадка?-нет тетрадок.
Зубы! Изменили-зубы. Шубки! Проверяем-шубы.
Ждём снежинок и салазок, и побольше чудных сказок.
2.Подберите нужные слова:
-Как называется избушка, где живёт сторож?
-----ж--
-Украшение в ушах?
----ж--
-Застёжка на поясе?
---ж--
Часть стола или стула?
--ж--
3. Шарады
С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким сам звеню я на просторе (колос-голос)
С глухим траву она срезает,
Со звонким-листья объедает (коса-коза)
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким-в нём же обитаем (том-дом)
С глухим шипящим я – числительное,
Со звонким- имя существительное (шесть-шест)
С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким –как огонь горячий (шар-жар)
Когда я с д, меня сорвут,
Когда я с т, на мне плывут (плод-плот)
4.Цепочка слов
-Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой согласной, которую нужно проверять: холод-дед-дог-глаз-зуб-брод-дуб, автобус-след-друг-год-дрозд, мороз-зуб-багаж-жук
5. Кроссворд
По горизонтали:
1-В золотой клубочек спрятался дубочек
2- Его весной и летом все видели одетым, а осенью с бедняжки слетели все рубашки
По вертикали:
3-В огне не горит, в воде не тонет
4-Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает
5-кто растёт корнем вверх?
6. Игры
1-Звонкий-глухой
Ученик бросает кому-то мяч и называет парный звонкий или глухой звук. Поймавший называет парный звук.
2-Магазин игрушек
Оборудование: кукла, грибок, барабан, собачка, зайка, волчок, фонарик, дудочка, чеки-буквы.
Учитель-продавец, дети-покупатели.
-Покупая игрушку, вы должны заплатить за неё чеком-буквой, которая обозначает первый звук в названии этой игрушки и объяснить, звонкий или глухой это звук.
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Ira12345 | Теги: русский язык, конспект урока, начальные классы, правописание, конспект занятия
Просмотров: 542 | Загрузок: 10 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал