Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Иван Андреевич Крылов»
Подготовлен учителем начальных классов МБОУ «Выльгортская СОШ №1» Мальцевой Лейлой Мустафаевной.
Урок построен в форме путешествия.
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Крылова, провести работу над понятием «басня».
Ход урока.
Орг. момент. Актуализация знаний.
- Догадайтесь, из какого произведения взяты эти строки: Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать совсем уж было собралась, Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил… («Ворона и Лисица»)
- Известен вам автор этих прекрасных строк?
- Это произведение написал Иван Андреевич Крылов.
Открытие нового знания.
- С какими жанрами литературных произведений вы знакомы? (стихотворение, рассказ, повесть, сказка, быль, легенда)
И.А. Крылов писал совершенно в новом для начала XIXв. жанре – басня.
- Давайте отправимся с героями нашего учебника - близнецами Олей и Игорем, а также профессором Николаем Александровичем Рождественским в путешествие на Машине времени. Готовы? Итак, в путь. Играет мелодичная музыка. Читает учитель.
Оля и Игорь, а также профессор Рождественский оказались на Остоженке. Дома были как будто те же, но исчез асфальт. Не было машин, троллейбусов, зато по улице медленно катился смешной старинный экипаж. В экипаже сидел человек. Его лицо показалось Оле знакомым. «Кто это? Где я его видела?» - никак не могла вспомнить девочка.
Выйдя из своего экипажа, незнакомец, остановился у книжной лавки. Зазвенел колокольчик, дверь отворилась, и он вошел. Наши путешественники вошли следом. Пройдя ближе к прилавку, Оля и Игорь увидели, что человек, за которым они шли, листает какую-то книгу. Детям удалось прочесть название «Эзоп. Басни».
Пока дети рассматривали книги, профессор вступил в разговор с незнакомцем.
Чтение диалога Николая Рождественского и И.А. Крылова на стр. 89 учебника «В океане света» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Наши путешественники вышли из книжной лавки, медленно пошли по улице и вскоре оказались на берегу Москвы-реки.
- Понравилось вам наше путешествие? Что нового вы узнали об Иване Андреевиче Крылове? (высказывания детей)
- Как вы поняли из монолога писателя, что такое басня?
- Люди стали писать басни давно, ещё в Древней Греции. Первые басни, которые сохранились и дошли до нас, принадлежат Эзопу. Это его книгу читал Крылов при встрече с нашими путешественниками. Эзоп являлся рабом, то есть человеком, который работал на своего хозяина. Поэтому ему было запрещено открыто высмеивать людей, которые обладают властью. Впоследствии он стал выдумывать истории, которые случались с различными животными. Но хотя все понимали, что речь идёт о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает поступки определенного человека. Таким образом баснописец придумал иносказание. То есть под поступками героев-животных мы будем видеть поступки обычных людей.
- В каждой стране существуют свои баснописцы. В России лучшим из них признан И.А.Крылов.
- Захотелось ли вам теперь поближе ознакомиться с баснями писателя?
- Как вы думаете, басни - это основное творчество Крылова? (предположения детей)
- В его Полном собрании сочинений в трех томах они занимают лишь одну восьмую часть. (Дети: «А остальное?»)
- Он написал 13 пьес, повести и даже роман.
- Вы знаете, в биографии Крылова есть один интересный факт: свою 1-ую пьесу он написал, когда ему было пятнадцать лет. Впоследствии за нее от издателя он получил немалый по тогдашним временам гонорар, то есть плату, - 60 рублей. Радость автора была велика. Но он обрадовался еще больше, когда ему вместо денег позволили выбрать на эту сумму книги лучших драматургов. И он с удовольствием это сделал.
- А уже в 20 лет баснописец Крылов самостоятельно издавал журнал «Почта духов». В нем он печатал свой роман с продолжением.
В 1825 году в городе Париже граф Григорий Орлов опубликовал басни И. А. Крылова в двух томах на русском, итальянском и французском языках. Эта книга стала первым зарубежным изданием басен.
-Дедушку Крылова любят во всем мире и взрослые, и дети. Его басни разлетелись на крылатые выражения, которыми мы пользуемся до сих пор.
В 1845 г., сразу же после смерти баснописца, был учрежден Комитет для открытия подписки на сооружение памятника. На данном сооружении представлен не только сам писатель, но и его персонажи и сцены из басен: «Лисица и виноград», «Ворона и Лисица», «Петух и жемчужное зерно», «Мартышка и очки» и многие другие. Памятник был открыт 12 мая 1855 г. в Летнем саду на площадке перед «Чайным домиком» в культурной столице страны - Санкт-Петербурге.
Рефлексия подведение итогов.
-Что нового каждый для себя открыл на этом уроке?
- Что вам запомнилось из биографии писателя?
- Захотелось ли вам познакомиться поближе с баснями И.А. Крылова
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.