Урок ОРКСЭ, образовательная программа «Школа 2100», авторы: Р.Н.Бунеев, Д.Д.Данилов, И.И.Кремлева 4 класс Учитель Юранева Л.Г. Тема урока: Взгляд светский и религиозный. Цели урока по линиям развития личности: 1 линия развития личности: - Объяснять значение нравственности, веры и религий в жизни человека и общества - Формулировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. 2 линия развития личности: Учить договариваться с людьми, преодолевая конфликты в жизненных ситуациях. Предметные умения: - Устанавливать взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей - Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры м жизни людей в обществе. - Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры. Актуализация знаний. У. – Ребята, вам нравятся уроки ОРКСЭ? -Почему? У. - Ребята, а мне нравится, как вы работаете с понятиями на уроках. Сегодня я предлагаю вам повторить некоторые из них. Перед детьми лежат цифры, указывающие номер понятия. Объясните, пожалуйста их. 1.МОРАЛЬ 2 НРАВСТВЕННОСТЬ 3 ЭТИКА 4 АТЕИЗМ 5 РЕЛИГИЯ У. –Ребята! Как вы думаете, зачем нам нужны эти понятия на уроке? У. - Определяем проблему урока. Откроем стр. 54. Найдем рисунок. Кто изображен? - Что происходит с мальчиком? Д. У мальчика кружится голова от каких-то знаков У. - А от чего может кружиться голова? И почему у мальчика кружится голова? Предположите. Д. - Можно предположить, что он не разбирается в религиях и их символах? У. – Прочитаем название параграфа! - Как вы понимаете «светский», «религиозный» Обсудите в группах? - Где можно найти понятия? Д. в словаре. У. - Хотите разобраться в этих понятиях? А в начале нам поможет текст, реальная история, которая произошла в Московской области. Откроем учебник на странице 54. ( Дети читают историю по ролям) - Рустам, ты почему в пятницу не пришел с нами в футбол играть? – спросил Миша. - По пятницам я в мечеть хожу, - пояснил Рустам.Ты же по воскресеньям в церковь ходишь? - Вообще – то нет – пожал плечами Миша. - Плохо это, - покачал головой Рустам. По – настоящему добрый человек это тот, кто в Бога верит. - Почему это?- удивился Миша? У меня папа атеист. Он говорит, что Бога не существует, что люди его придумали .Что же получается, что мой папа - не добрый , а злой?!Вот ты послушай! Мы с ним много путешествовали , бывали в разных городах, и в церкви заходили , и в мечети .Он и с христианскими священниками разговаривал, и исламскими, и с буддистами. Я очень хорошо запомнил, что всякий раз, когда он им говорил, что неверующий, они удивлялись! Отвечали: « Если бы ты это сейчас не сказал, ни за что бы не подумали, что ты в Бога не веришь .У тебя лицо доброе». Значит, и неверующий человек может быть добрым. - Про отца твоего говорить ничего не буду, - кивнул Рустам.- Знаю, он много другим людям помогает, и родители мои его за это уважают. Только по – настоящему проверяется , на что способен человек, в тяжелых испытаниях. Мне дед рассказывал, что на войне в плену вражеском – многие люди в зверей превращались. А тем, кто истинно в Бога верил, их вера помогала оставаться настоящими, добрыми людьми У. – Сравните мнения ребят о доброте, нравственных правилах верующих людей и неверующих. ( Атеистов) У. -Каково мнение Рустама? Д. Рустам говорит, что добрый человек только тот, кто в Бога верит. У. _ О чём говорит Миша? Д. Миша не согласен с Рустамом. Он говорит, что и неверующий человек может быть добрым. У. – В чем точки зрения мальчиков противоречат друг другу? У. – Какой проблемный вопрос вызывает это противоречие мнений? Определение проблемы. Д. - Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста? У. - Могут ли быть одинаково добрыми и верующий и неверующий? А от кого это зависит? У.- Давайте решать проблему и открывать новые знания. Предлагаю поработать в группах. Открываем новые знания. Работа в группах. Задание в группы: .- Рассмотрите картинки - Прочитай текст 1) Соотнесите картинки с текстом 2) Ответьте на вопросы 3) Слушаем друг друга и проверяем внимательно и дополняем. Д. – На первой картинке изображен Иисус Христос Текст: Христиане верят в единого бога, но в трех лицах: Отца, Сына-Иисусу Христа и Святого Духа. На второй картинке изображен Будда Текст: Буддисты верят в буду, то есть человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия. На третьей картинке изображен Моисей – пророк Иудеев. Текст: Иудеи верят в единого Бога, с которым заключили договор, описанный в Библии. На четвертой картинке изображен Мухаммед – пророк Аллаха. Текст: Мусульмане верят в единого Бога, но называют его по – арабски Аллах, как это написано в Священной книге- Корране. Вопросы в группы: 1 группа.– Кто верит в Иисуса Христа? (христиане верят в Иисуса Христа) 2 группа. – Как называется священная книга, в которой рассказывается о договоре людей с Богом? (Книга называется Библия) – Как зовут пророка иудеев? (пророка иудеев зовут Моисей) 3 группа. – Кто верит в Аллаха? (мусульмане верят в единого Бога, и называют его по - арабски Аллах) - Как называется священная книга мусульман? (священная книга называется Коран) 4 группа. – В кого верят буддисты? (буддисты верят в Будду, т.е. человека, который достиг просветления и первым из людей ушел из мира страстей в мир спокойствия) У.. – Ребята, как вы думаете, какие правила есть во всех религиях? Задание в группах: Работа с таблицей в учебнике на странице 56 Задание: Сравните правила морали разных религий. Сделайте вывод. Религия Правила морали Буддизм « Говорить правду, не брать чужого, стремиться к добру, не чувствовать злобы и зависти. Не причинять другим того, что самим кажется больно» Ислам « Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким и Он удерживает от мерзости, гнусного, и преступления. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своемутого же, чего желает себе» Иудаизм «Почитай отца своего и мать, не убий, не укради,. Что ненавистно вам не делайте ближнему своему» Христианство «Почитай отца своего и мать, не убий, не укради» Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
У. - Что вас удивило? На что вы обратили особое внимаеие? - Какие правила есть во всех религиях? - Кто открыл эти правила? У. Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правила морали, объясняющие людям, что такое хорошо, а что плохо. Как можно себя вести, а как нельзя. Задание Прочитайте текст на странице 56, использовав прием инсерта . Текст: Верующие одной религии объединяются в религиозную общину, чтобы помочь друг другу следовать правилам добра и спасти свои души. Община верующих устанавливает свои обряды – правила, которые постоянно напоминают человеку о необходимости следовать заповедям Бога. Например, верующий должен молиться о помощи свыше или о прощении за нарушение заповедей. Вера дает человеку надежду на спасение души от смерти. Эта надежда укрепляет в тяжелых испытаниях, помогает делать выбор между плохим и хорошим поступком. Сделайте вывод. Какие правила установлены в религиозной общине? Учитель – Ребята, вы молодцы. В религиозной общине отношения строятся на заповедях Бога. На вере, надежде, которые помогают делать человеку выбор: хорошо поступает или плохо, на правиле морали – каком? Религий много, но в каждой из них есть учение об этике, правилах морали, объясняющие людям что хорошо, что плохо. -Какое золотое правило знаем мы? Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Итак, над каким проблемным вопросом работаем? У.- Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста? - Вернемся к заголовку нашего параграфа Какую часть темы мы рассмотрели? Д. . Взгляд религиозный. У - Какой взгляд надо рассмотреть? Д - Светский У.- А может ли быть доброта без веры в Бога? Как называют людей, которые не верят в Бога? (стр. 57) Д. Атеисты. У.- По каким правилам живут атеисты? Рассмотрим произведения Валентины Осеевой и других авторов На каких моральных правилах они основаны? 1 группа. В Осеева « Просто старушка» ( сценка) - О каком поступке говорит Осеева? 2 группа Стихотворение Симеона Полоцкого О чем нам говорит Полоцкий? 3 группа Н Некрасова « Дедушка Мазай и зайцы» ( отрывок) Какой нравственный поступок совершает дедушка Мазай? 4 группа « В Осеева « Три товарища» Так может быть доброта без веры в Бога? У .-Вернемся к заголовку нашего параграфа. Какой взгляд рассмотрели? У. Итак, вернемся к проблемному вопросу урока. Что мы хотели выяснить? Д - Отличается ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста? У. Сравним свой вывод с авторским на странице 58 У. Доброта не зависит от религиозных взглядов. Это состояние души человека. Доброта основывается на золотом правиле нравственности. Каком? Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. - Да, с точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако те и другие признают общечеловеческие правила морали, главнее из которых (правило морали) «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» . Рефлексия У.- Ребята, сделали ли вы какие либо выводы для себя на уроке? - Можете ли поддержать беседу на эту тему?
|