Сегодня: 09.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Начальные классы » Уроки, конспекты


Внеурочное занятие по курсу «Краеведение» во 2 классе по теме «Коми орнамент»

СКАЧАТЬ (78.2Kb) 22.01.2016, 09:17
Хабарова Юлиана Валериевна
учитель начальных классов, МБОУ «Выльгортская СОШ№1»
Цель: Познакомить  с орнаментом в костюмах коми народа.
Технологии: технология совместной деятельности, технология ИКТ
Личностные УУД
  • Сформировать любовь к своему народу
 Регулятивные УУД
  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
  • Умение проговаривать последовательность действий
  • Сформированность умения работать по предложенному плану.
  Познавательные УУД
  • Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
  • Способность перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы со сверстниками и взрослыми
  • Сформированность умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять схему
   Коммуникативные УУД
  • Умение договариваться о распределении функций и ролей совместной деятельности
  • Сформированность умений осуществлять целенаправленный поиск конкретной информации и работать с ней
  • Способность слушать и понимать речь других
Ход занятия
1.Орган. момент
- Здравствуйте, ребята!
2. Мотивация
-Я сегодня к вам на занятие пришла в необычном образе. В образе кого? (предположения)
-Сегодня я пришла к вам в гости в образе коми мастерицы-рукодельницы.
- А вы знаете, кто такая рукодельница? (сшила одежду, вышивала, вязала, всё делала своими руками)
3. Актуализация знаний
-Давайте посмотрим, как воспитывали в коми семье с детства рукодельницу.
( иллюстрации: девочка за прялкой, женщина девушка вышивает, женщина сидит за ткацким станком)
-Кто знает,  сколько коми девочке было лет, когда её садили за прялочку и учили прясть? (6-7 лет)
-В коми крестьянской семье девочек уже в возрасте 6-7 лет садили за прялочку и учили прясть. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 – должна уметь ткать на  ткацком станке. И глядя на нарядно одетую девушку, соседские коми ребята понимали, такая красавица не просто модница, она труженица и мастерица, а значит, будет в доме хорошей хозяйкой.  С такого раннего возраста коми люди готовили своих дочерей быть хорошими хозяйками и рукодельницами.
-Ребята, скажите, пожалуйста, в гости ходят с пустыми руками? (нет) 
- И я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. Я принесла с собой сундук. Вы, его видите? (нет)
-Я решила его вам показать виртуально.
- Откуда я могла взять этот сундук? (из музея, из избы)
-Что коми мастерицы рукодельницы  хранили в сундуках? (одежду, полотенца, инструменты для вязания, вышивки, шитья)
-Вам интересно узнать, что в моём  сундуке?  (да)
-Сундук покажет вам, что в нём хранится, если вы отгадаете загадки.
Загадки
1.  Я на плечиках держусь,
     Повернёшься – я кружусь. (сарафан)  САРАПАН
4. Не сшиты, не кроены,
     А на ниточке собраны. (чулки) ЧУЛКИ
2. Входишь в одну дверь,
А выходишь из трёх,
Думаешь, что вышел,
А на самом деле – вошёл.
(рубашка, рубаха) ДОРОМ
5 Дали братьям тёплый дом,
Чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился
И отдельно поселился.
(варежки,  рукавицы) КЕПЫСЬ
3. Я на поясе держусь.
    Я на кухне пригожусь. (передник)
6.  Надену - ободом сведёт,
Сниму - змеёю упадёт,
Тепла не даёт,
А без него холодно.
(пояс)
( иллюстрации отгадок)
-Как можно одним словом обозначить что это? (одежда)
-Мы сейчас такую одежду носим? (нет)
-А когда её носили? (в давние времена)
-А какой народ её носил, если мы знакомимся с ней на занятии краеведение? (коми)
- Посмотрите внимательно, предметы одежды нарядно украшены. Как называется украшение одежды?  (узор)
- А как по другому, как  можно назвать узор? (орнамент)
(НА ДОСКЕ   ОРНАМЕНТ – УЗОР)
4. Сообщение темы и цели
- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? Какая, тема сегодняшнего занятия? (о коми  орнаменте)
- Хорошо, а теперь я вам покажу, на какую тему мы сегодня  будем говорить.    ( Тема: «Коми орнамент»)
5.Планирование
-Посмотрите на меня. Я в коми национальном костюме украшенным коми орнаментом. Глядя на меня какие вопросы у вас могут возникнуть по нашей теме «Коми орнамент»? (ответы)
-Я вас поняла. Вы, наверное, хотели бы узнать:
  • Что такое орнамент?
  • Где наносили орнамент в коми костюме?
  • Зачем нужен коми орнамент?
  • Из чего состоит коми орнамент?
  • Какой бывает орнамент?
- Важно ли вам про всё это знать? Почему?
 (Мы живём в коми крае, мы коми люди, должны знать о бабушках, дедушках, должны знать традиции коми народа.)
5. Открытие новых знаний
( иллюстрации: люди в коми костюмах)
-Кто мог носить такую одежду? (женщины, мужчины, дети)
- Действительно  в давние времена был мужской и женский коми костюм. 
-А у меня какой костюм? (женский)
- Ребята, где я рукодельница  вышивала  на своём костюме коми орнамент? ( внизу рукавов, на вороте рубахи, кайма по подолу сарафана, нижнюю часть фартука, пояс, головной убор)
(ВЫХОДЯТ ДЕТИ И ПОКАЗЫВАЮТ)
- На какой вопрос мы постарались найти ответ? ( Где наносили орнамент в коми костюме?)
- Давайте рассмотрим  мужской костюм и посмотрим, где наносили коми орнамент.  ( иллюстрация: мужской костюм)
-Эту работу я предлагаю выполнить в парах. (На партах раздаточный материал- коми мужской костюм)
Вспомним правила работы в парах.
 РАБОТА В ПАРАХ
- Проверим.
 (На косом вороте рубахи, поясе)
- Чей костюм был больше украшен орнаментом? (женский)
-Почему? (женщина д/б быть красивой, она показывала, какая она рукодельница)
-Значит, какую функцию нёс орнамент? (украшения)
-Какая деталь коми костюма как женского, так и мужского была украшена полностью коми орнаментом? (пояс)
(Показ поясов учителем)
-Почему? (он был оберегом)
- Значит коми орнамент, какую ещё функцию нёс? (он служил оберегом)
-На какой вопрос мы нашли ответ? (Где  наносили орнамент  в коми костюме? Зачем  нужен коми орнамент?)
Физ –минутка «МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ»
-У  меня в сундуке хранятся праздничные и повседневные  костюмы коми людей. Я хочу вас познакомить  с орнаментом праздничных костюмов коми людей  живших на реке Вычегда  и на реке Сысола. (иллюстрации: женские коми костюмы)
- Давайте рассмотрим орнаменты на этих костюмах из моего сундука, а всё что узнаем, всю информацию оформим в виде схемы.
-Я начертила схему, но я не знаю, какие слова вписать.
- Что будем рассматривать? (орнамент)
- Какое слово запишем посередине? (орнамент)
- Что в орнаменте мы можем рассмотреть? (узоры)
- Из чего состоит узор? ( из элементов)
РАБОТА В ГРУППАХ
- Я предлагаю рассмотреть, из каких элементов состояли орнаменты и записать их в столбик.
 -Как нам эту работу выполнить быстро? (поработать в группе)
- Вспомним правила работы в группах. ( вспоминают правила)
(ДЕТИ РАБОТАЮТ В ГРУППАХ)
-Проверим.  (читают по группам, открыть 1 и 2 столбик )

- Почему я некоторые элементы отнесла в 1 столбик, а другие во 2 столбик схемы? (геом. фигуры, элементы растений)
-Значит, как будет называться орнамент в 1 столбике? (геометрический)
-А, как будет называться орнамент во 2 столбике? (растительный, природный)
- Ребята, почему коми люди в орнаменте использовали элементы растений? Геометрических фигур? (Растения их окружали, геометрические фигуры были родовыми пасами)
 
РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ
 -В давние времена у каждой коми семьи был родовой пас (знак). Коми охотники родовыми пасами в лесах помечали свои угодья, территорию, на которой охотились. И этот родовой пас переходил по наследству от отца к сыну. Только сын к своему родовому пасу добавлял ещё один элемент. Так из поколения в поколение родовые пасы увеличивались и становились красивыми узорами, которые служили оберегом у коми людей.
-Вся ли информация у вас в схеме собрана? Можем ли мы её прочитать?
- Кто готов прочитать?   (несколько способов)
-На какой вопрос мы нашли ответ? ( Из чего состоит коми орнамент?  Какой бывает орнамент? )
- С чем мы работали? ( с информацией)
 -Что учились делать с информацией? (информацию оформлять в схему, учились читать схему) 
- Посмотрите внимательно на орнамент, что вы ещё заметили?  (элементы повторяются)
Как располагается коми орнамент? ( в полосе)
- Можем ли мы теперь с вами ответить на самый главный вопрос
 « Что такое коми орнамент?» (ОРНАМЕНТ - ЭТО УЗОР ИЗ ПОВТОРЯЮЩИХСЯ геометрических и растительных ЭЛЕМЕНТОВ)
6.Первичное закрепление . Практическая часть
-Сундук вам показал и рассказал об орнаментах на коми костюмах, а не хотите ли вы побывать в роли рукодельницы? (да)
У меня есть заготовки для коми орнамента и элементы коми орнамента, вам нужно составить и приклеить элементы коми орнамента.
-Как нам быстро выполнить эту работу? (поработать в парах)
- Какими будут ваши шаги?
                 ШАГИ
  1. Выбрать элементы.
  2. Определить в какой последовательности они будут идти
  3. Приклеить
(дети работают в группах)
-Проверим. Всё ли вас получилось?
ДЕТИ ВЫХОДЯТ С ОРНАМЕНТОМ (анализ ошибок)
-Можно ли закрыть сундук, раз мы ответили на вопросы, будем ли мы ещё обращаться к сундуку.
7.Рефлексия
-Я вас благодарю за работу, и хочу вас спросить, на все ли вопросы мы нашли ответы?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Что интересного?
- Чему научились?
8.Самооценка
-Встаньте ребята, кому сегодня было интересно на занятии.
- Кто считает, что был сегодня помощником на занятии краеведение.
- А мне понравились ребята……
- Теперь вы, наверное, можете себя назвать рукодельницами и мастерами. И я вам хочу подарить одежду коми костюма, а вы дома попробуйте нарисовать на них коми орнамент.
(Детям дарятся рубахи и фартуки коми костюмов. и предлагается дома нарисовать на них орнамент)     
- Спасибо за внимание!
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: yuliana | Теги: внеурочная деятельность, начальные классы, конспект урока, внеурочное занятие
Просмотров: 774 | Загрузок: 22 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал