Внеурочное занятие по риторике по образовательной программе «Школа 2100» по теме «Что такое вежливость?»
Технологии:
- Интерактивная технология учебных дискуссий.
- Коммуникативная технология (совместное сотрудничество)
- Теория развития критического мышления
Личностные УУД:
Оценивать ситуации с общепринятыми человеческими нормами
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке.
Познавательные:
1.Добывать новые знания через слушание, наблюдения, чтение.
2. Умение делать выводы и обобщения.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
I Организационный момент.
У. Ребята, я предлагаю начать занятие по риторике со стихотворения Л. Щипахина:
… Счастливей, чем счастья подкова,
Дороже, чем горсть серебра…
Спасибо за доброе слово.
Спасибо за слово добра.
… Скажите мне доброе слово,
А я приумножу его.
У Как вы думаете, на какую тему мы сегодня поговорим?
Д. Мы поговорим о доброте, улыбке, вежливости.
Мы поговорим о добрых делах и поступках, о том, что добро должно преумножаться.
У Спасибо! Вы у меня молодцы. Тема урока « Что такое вежливость?»
У Я предлагаю вам поработать в группе (четверке) и разделить слова на группы.
II Работа в группе:
Слова: улыбчивый, угрюмый, злобный, приветливый, тактичный, невежливый, доброжелательный, дерзкий, отзывчивый.
Д. Мы разбили слова на две группы:
Первая группа слов:, улыбчивый, приветливый, тактичный, доброжелательный, отзывчивый.
Вторая группа слов: угрюмый, злобный, невежливый, дерзкий.
У Объясните свою точку зрения.
Д. В первую группу вошли слова, которые характеризуют вежливого человека. С человеком, который приветлив, улыбается приятно иметь дело.
Во вторую группу вошли слова, такие как угрюмый, злобный, дерзкий. Это отрицательные качества человека. Мы так считаем.
У. Какие слова вы могли добавить в первую группу?
Д. веселый, добрый, спокойный.
У. Я хочу дополнить ваш ряд словами : учтивый, корректный, обходительный, любезный, галантный.
Какие слова непонятны? Давайте поработаем со словарем Ожегова.
Объяснение слов со словарем.
III Прием « Колесо»
У. Я предлагаю вам создать прием колесо.
Ребята, представьте себе, что у вас берут интервью.
Вопрос следующий Что такое вежливость? Как бы вы ответили?
( Дети образуют внешний и внутренний круг, поворачиваются лицом друг к другу. Когда происходит диалог в паре, « колесо поворачивается», члены обоих кругов поворачиваются вправо, чтобы оказаться лицом друг к другу со следующим человеком.)
У. Спасибо. Какие вы получили ответы.
Д. Вежливость, когда человек говорит с собеседником спокойно, вежливо и уважительно.
Д. Вежливость – это когда человек совершает вежливые поступки и дела, уступает, например, место в автобусе бабушке или поможет донести сумку, успокоить малыша.
Д. Вежлив тот человек, который употребляет вежливые слова такие как « Извините», «пожалуйста», « Спасибо».
Д А еще есть приветливые жесты, мимика.
У. Ребята вы правильно отметили, что вежливый человек совершает добрые поступки и дела, радует окружающих своим приветливым взглядом и улыбкой, благодарит людей за помощь.
IV Интерактивное задание
Разыграйте ситуации, описанные в стихотворении Г. Граубина» Хорошее настроение. Подберите из класса исполнителей для каждой роли. Пусть каждый подумает, что он скажет и сделает. Используйте картинки в учебнике на странице 108.
Хорошее настроение.
Шел по улице парнишка
Не спеша,
И тужурка нараспашку,
И душа
Подарил плаксивой девочке
Цветок-
Залилась веселым смехом, Как звонок.
До подъезда
Сумку бабкину донес-
Бабка строгая
Растрогалась до слёз.
Позабавил двух сердитых малышей-
Растянулись рты мальчишьи до ушей.
А мальчишка шел все так же
Не спеша,
И тужурка нараспашку,
И душа.
Проигрывание ситуаций.
У каким оказался парнишка?
Д. Он человек вежливый, замечает все вокруг, плачет девочка, её надо успокоить, бабушке помог сумку донести, развлек малышей. Хороший мальчик.
У. Я прочитаю вам диалог. А вы ответьте на вопрос . Достаточно ли вежливых слов в этих случаях?
- Добрый вечер, сынок!
_ Мамочка, здравствуй!
Я так рад тебя видеть!
- Как ты себя чувствуешь, дедушка?
- Плохо. Мне нужно купить лекарства.
- Очень жаль! Но не переживай! Пока! Я спешу на тренировку!
У Ребята, я попрошу высказать свою позицию, использовав попс- формулу
ПОПС _ ФОРМУЛА
- позиция
- обоснование
- пример
- следствие
Д. Я считаю, что мальчик невежлив по отношению к своим родным. Дедушке нужна помощь. Он не обратил на это внимание. Сказал, что у него тренировка. Этот поступок недостоин человека.
Д. Как сказали мои уважаемые коллеги, я согласна, мальчик невежа. Дедушка нуждается в помощи. Ему нужны лекарства. Он болен. Я делаю вывод: Надо быть внимательными к пожилым людям.
У. Ребята, а теперь я предлагаю вам предлагаю поработать самостоятельно и ответить на вопрос вежлив ли я?: подчеркнуть предложения, в которых выражена основная мысль автора.
V Самостоятельная работа. Упражнение 134
Это тот, кто умеет считаться с другими.
Это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.
Это тот, кто в ровной степени вежлив и со старшими , и с младшими( годами и по положению)
Это тот, кто всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.
Вежливый человек - это воспитанный человек.
( По Д. С. Лихачёву)
VI Рефлексия
У. Полезен ли наш сегодняшний урок?
Д. Когда встречаешь вежливого и воспитанного человека, это всегда приятно. Нужно быть добрым не только на словах. Доброта и улыбка делают чудеса.
У Придумано кем — то просто и мудро
При встрече здороваться и говорить
— Доброе утро! Солнце и птицы!
— Доброе утро! — Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!
VII Домашнее задание
|