«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно»
Л. Выготский
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию основ экологической культуры, поведения в природе, позволяющего сохранять, окружающий мир в первозданном виде. Проектно-исследовательская деятельность, бесспорно, это один из самых эффективных путей формирования экологических знаний и умений у дошкольников. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно в ходе собственных творческих изысканий.
Цель:
С помощью проектно – исследовательской деятельности повысить уровень экологических знаний детей старшего дошкольного возраста, развивать их познавательный интерес и любознательность.
Задачи:
1. Обучать детей проектно - исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и в практическом экспериментировании с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
4. Расширять представления о значимости живой и неживой природы в жизни человека. Развивать экологическое сознание.
5. Развивать умение структурировать текст - уметь последовательно и точно строить рассказ на материале проведенного опыта-эксперимента.
6. Развивать связную речь – учить детей выражать свои мысли, чувства, желания
Принципы проектно-исследовательской деятельности:
Системности.
Соответствие возрастным особенностям.
Интеграции.
Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семье.
Учитываем индивидуальные особенности.
Этапы развития проектно – исследовательской деятельности.
I этап – изучение личностных качеств детей, индивидуальных возможностей; проведение диагностики знаний детей о экологической культуре.
II этап – создание предметно-развивающей среды, составление учебно-тематических планов.
III этап – совместная деятельность с детьми, направленная на развитие экологической культуры, через проектно – исследовательскую деятельность.
Содержание работы по формированию экологической культуры:
Познавательные занятия.
Экскурсия в природу.
Трудовая деятельность в уголке природы, на цветнике и на огороде.
Чтение литературы, рассматривание демонстрационного материала, заучивание стихов, пословиц, поговорок и др.
Дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Проведение музыкальных и спортивных развлечений.
Оформление выставки детских работ.
Наблюдение за живой и не живой природой, за трудом взрослых.
Проектно -исследовательская деятельность
Формы работы с детьми.
1. Подражательско - исполнительская. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему.
2. Развивающая. На этом этапе дети могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Реже обращаются к взрослому. Активно организуют совместную деятельность со сверстниками, развивается самоконтроль, самооценка, принимают проблему, уточняют цель. Проявляют готовность участвовать в проектах. Самостоятельно находят проблемы.
3. Творческая. На этом этапе развивается и поддерживается творческая активность детей, создаются условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
|