Сегодня: 20.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Программа по литературе "Экранизация русской классики" 9 класс

СКАЧАТЬ (99.0 Kb) 22.02.2015, 07:01
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка и литературы, г. Павлодар школа-гимназия №9
                   Пояснительная записка
 
       На рубеже  Х1Х – ХХ веков родилось новое искусство. Это – кино. Дата его появления – 28 декабря 1895 года. Париж. Братья Люмьер демонстрируют десять короткометражных фильмов. Новое  синтетическое искусство кино быстро осознало свои связи с другими искусствами. Элементы их органически входят в художественную ткань фильма: слово – основное оружие литературы- звучит в фильмах из уст действующих лиц, в виде сопроводительного «дикторского» текста, в виде надписей.
     Кино стало «искусством миллионов», что с первых же, ещё робких шагов оно провозгласило современный принцип художественного мышления: мир познаётся в движении, только в развитии.
    «Эстетическая сущность кино уже вполне выкристаллизовалось, - пишет В. Турбин,- кино передаёт высшие формы движения (движение мысли и движение человеческого общества) посредством  низшей – элементарного перемещения в пространстве. Кино мыслит движением». В кино можно создать образы всего – любой существующей и даже несуществующей действительности. Можно зафиксировать или искусственно воссоздать и космические катаклизмы, и жизнь микроорганизмов. Можно создать образы любой эпохи, любых стран, существовавших, существующих или вымышленных художником. Такое всемогущество доступно только литературе, Но литература может всё что угодно описать, позволить читателю представить себе, вообразить, а кино может всё что угодно показать в конкретных образах. И как все искусства , кино также, но полнее, значительнее, правдивее изображает человека. Человек – это объект и субъект искусства кино. Открытие художника , взятое из жизни, одухотворённое в горниле творческого воображения, пропущенное через сердце и перенесённое на экран в живых, волнующих образах, всякий раз вызывающих глубокое сопереживание у зрителей, возвращалось в жизнь, чтобы способствовать её преображению, чтобы сделать её ещё краше.
      Поэтому с первых лет существования  кинематограф видел в литературе источник образов («Гамлет» У. Шекспира был экранизирован   уже в 1900 году).По мотивам произведений А. С.Пушкина в год начала русского кинопроизводства было снято около 50 лент. Среди дальнейших обращений к русской классике серьёзностью и культурой выделяются картины Я.А.Протазанова («Пиковая дама», 1916, «Отец Сергий», 1918) и А. А. Санина («Поликушка», 1919, выпуск 1922).
     Взаимоотношения кинематографа с литературой достаточно сложны и противоречивы. Экранизация обретает всё большую глубину истолкования литературы и всё большую художественную независимость. Кино разрешает себе пользоваться образами фольклора, сюжетами истории или современной хроники. Но иногда кинематограф видит свою задачу в максимальной полноте и точности приближении к источнику. И тогда личность не теряет ни одного своего индивидуального тона, ни одной оригинальной , уникальной приметы, не становится некой неизвестной величиной. С. М. Эйзенштейн  полагал, что условием экранизации является «кинематографичность» мышления писателя, и доказывал , что бой из поэмы «Полтава» можно снимать по уже имеющимся в пушкинском тексте указаниям смены планов, движения камеры, монтажа…
          Часто экранизация сопровождается изменением исторического и национального колорита места действия. Так, японский кинорежиссёр А. Куросава перенёс действия романа Ф. М. Достоевского «Идиот» в японский город после 2- ой мировой войны.
          Иногда далеко расходятся устремления фильма и экранизируемого произведения. Например, «Восхождение» Ларисы Шепитько. С какой силой, с какой страстью , с каким талантом создан фильм! Он не совсем о том , о чём повесть Василя Быкова «Сотников».Но нельзя не отдать должное этому яркому фильму. По этому случаю Г. Бакланов сказал: «Это- интерпретация, и это – своё слово. Я – за такое слово в кинематографе». Допускаются изменения жанровой природы экранизуемого произведения. Так, роман «Приключения Оливера Твиста» Ч. Диккенса решён в кино как музыкальная комедия – стилизация («Оливер!», 1968).
           «Оптимальной», «нормальной» экранизацией принято считать такую, когда целью кинематографистов становится создание экранной аналогии экранизируемому произведения, перевод его на язык кино с сохранением содержания, духа и слова.
      В СССР период немого кино был ознаменован такими разнообразными фильмами, как «Шинель» Г. Козинцева и Л. Трауберга по Н. Гоголю, «Мать»  В.Пудовкина по М. Горькому –оба 1926 года. Кином нового типа стал фильм «Пышка» (1934) М. Рома по Г.Мопассану,  а образцами её – «Чапаев» (1934) Г.Н. и С. Д. Васильевых  по Д. Фурманову, «Пётр Первый» (1937 - 1939) В.Петрова по  А. Толстому , кинотрилогия  «Детство  Горького», «В людях»,  «Мои университеты»(1938- 1940)М. Донского по М. Горькому, «Молодая гвардия»() 1948  поА. Фадееву и «Тихий Дон» (1957-58) по М. Шолохову- оба режиссёра С .А. Герасимова, «Попрыгунья»(1955) С. Самсонова по А. Чехову, «Отелло» (1956) С. Юткевича по Шекспиру, «Судьба человека» (1959) по Шолохову и «Война и мир» (1966- 67) по Толстому _ оба реж. С. Ф. Бондарчука,  «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) по Шекспиру – оба реж. Козинцева. Среди лучших экранизаций также: «Сорок первый» (1956) Г. Чухрая по Б. Лазареву, «Белый пароход» (1976) Б. Шамшиева по Ч. Айтматову, «Братья Карамазовы» ()1969  И. Пырьева и «Преступление и наказание» (1970) Л. Кулиджанова – оба по Достоевскому, «Сон Обломова» по роману И. Гончарова «Обломов» Ню Михалкова.
           Элективный курс «Экранизация русской классики» выстраивается на уровне межпредметных связей (литература- кино)  и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства – кино на материале художественной литературы. В круг  класссловарного запаса учащихся активно войдут слова и понятия – сценарий, сценарист, режиссёр, актёр, сериал, экранизация и т. д.
      Цель данного курса- общее и литературное развитие детей. Нужно развить в ученике необходимость обдумать, понять и оценить фильм: его основные мысли, его соответствие действительности, его художественные качества, начиная с игры актёров и кончая тонкостями музыкального и цветового решения, композицией кадров, монтажа. Нужно учить видению сравнительного анализа произведения литературы и экранизации, восприятие текста сценаристом, режиссёром, актёрами. Такой вид работы будет способствовать творческому развитию детей.
        Элективный курс рассчитан на 34 часа. Просмотр фильмов должен сопровождаться усиленной самостоятельной и практической работой учащихся.
                             
Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Планирование | Добавил: pystina
Просмотров: 3010 | Загрузок: 219 | Рейтинг: 5.0/7

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 20.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог