Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Планирование


Программа научно – исследовательской работы "Лингвокраеведение"

СКАЧАТЬ (14.3 Kb) 04.12.2013, 12:12
Понамарева Галина Николаевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Кожевниковская СОШ №1" Кожевниковского района Томской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кожевниковская средняя общеобразовательная школа № 1»
Кожевниково Томской области

Лингвистическое краеведение
Программа научно – исследовательской работы

Автор-составитель
Понамарева Галина Николаевна,
учитель русского языка и литературы

Кожевниково

Актуальность избранной темы

Концепция модернизации российского образования кардинально изменила назначение уроков русского языка и литературы. Современный период методики преподавания характеризуется обострённым интересом к кумулятивной функции языка, приобщению обучающихся к национальной культуре. Чем это вызвано? Такое изучение языка развивает культуроведческую (этнокультуроведческую) компетенцию, называемую также национально – культурным уровнем владения языком. Эта компетенция предполагает знание следующих региональных особенностей: речевого этикета, наименований предметов и явлений традиционного быта, изучение национальных игр, обрядов, обычаев, изобразительного искусства, устного народного творчества.
Под мощным влиянием нормированного литературного языка русская диалектная речь незаслуженно утрачивает исконно присущие ей черты, и безвозвратно уходят в прошлое слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа. Такого допускать нельзя. Территориальная лексика должна изучаться во всем своем богатстве, чтобы передать потомкам наиболее полное представление о предках, их жизни, внушать молодому поколению бережное отношение ко всему тому, что уцелело от великой культуры.
Необходимость знания местных особенностей языка также неоспоримо, если учесть, что до 25% орфографических ошибок обучающихся так или иначе обусловлено влиянием окружающего диалекта.
В то же время надо отметить, что диалектной речи принадлежит ведущая роль в образовании большинства литературных языков мира, что русские диалекты на протяжении многих лет служат одним из основных источников пополнения словарного состава литературного языка.
Это говорит о большом значении диалектной речи в истории национального языка. Далее, в наше время нельзя не учитывать необходимость и важность решения проблемы экологии языка, что не может идти мимо школы, так как именно юный ум наиболее восприимчив и, к сожалению, не готов противостоять негативным внешним воздействиям - тому же, к примеру, наполнившему Россию потоку иноязычной лексики или ненормированному языковому бескультурью поколения перестройки. Ситуация настоящего времени настолько обострила проблему сохранения самобытного русского языка, что актуальными стали слова В.И. Даля: «Пришла пора подорожить народным словом». Нельзя допустить, чтобы, по словам В.Распутина, «взращенная на академических гербицидах» заимствованная лексика вытеснила то, что вышло из исторических глубин нации – живое русское слово. Нельзя не обратить внимание на народный язык как памятник нематериальной культуры народа, вобравший в себя крупицы народной мудрости, крупицы, отражающие и характер народный, и его философию, его веру и чаяния, его поэтический мир, в общей сложности, мир нации.
Изучением русских народных говоров Сибири активно занимаются Новокузнецкий педагогический институт, Кемеровский и Томский государственные университеты. И этим учебным заведениям, по утверждению кандидата филологических наук, доцента кафедры исторического языкознания и славянских языков КГУ Э. В. Васильевой, удалось зафиксировать лексику только отдельных населенных пунктов. В результате составлены малые по объему словари говоров, не позволяющие считать работу законченной. Из этого следует вывод о настоятельной потребности успеть зафиксировать народный язык как кладезь всевозможных знаний о жизни народа на сибирской земле.
Следуя Концепции модернизации образования, мы приобщим обучающихся к решению описанной проблемы.

Объекты исследования: речь, живой народный язык
Предмет исследования: диалектная лексика жителей села Кожевниково
Цели исследования:
1. изучение живой, звучащей речи жителей Кожевниково;
2. выявление диалектной лексики;
3. развитие у обучающихся настоящего интереса, способствующего прочному усвоению школьных дисциплин;
4. воспитание обучающихся интеллигентности
• как благоговению перед культурой, т.е. перед тем огромным опытом, который накопило человечество;
• как ответственности перед культурой в плане сохранения и воспроизведения её положительного опыта.

Весь текст материала находится в приложенном файле


Категория: Планирование | Добавил: Понамарева
Просмотров: 1649 | Загрузок: 95 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог