РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (РКИ) (для детей возраста 6-7 лет) (старшего дошкольного и младшего школьного возраста)
В последнее десятилетие постоянно увеличивается приток в Санкт-Петербург нерусского населения из стран ближнего зарубежья и национально-государственных субъектов Российской Федерации, естественно, что перед новоприбывшими представителями различных этносов, встает вопрос включения в социальную жизнь мегаполиса. Но процесс культурно-языковой адаптации весьма затруднён, поскольку для подавляющего большинства мигрантов русский язык не является родным, а для многих национальных групп он утратил роль государственного языка и языка межнационального общения. Ребёнок должен посещать школу при любых обстоятельствах и изменениях в жизни своей семьи, а незнание языка крайне затрудняет включение этих детей в учебный процесс. Следовательно, их нужно срочно обучать русскому языку, и чем раньше, тем лучше. Данная рабочая программа разработана на основе 1) Государственного стандарта по русскому языку как иностранному; 2) авторской "Программы по русскому языку как иностранному для детей 6-7 лет (старшего дошкольного и младшего школьного возраста)", О.Н. Каленковой. Рабочая программа опирается на лингвистические и методические работы последних лет, на сложившийся отечественный опыт преподавания РКИ и на опыт зарубежных стран по обучению иммигрантов государственному языку.
1. Цели и задачи обучения Конечная цель учебного курса - подготовка ребёнка, не владеющего русским языком, к обучению в общеобразовательной школе. Согласно предлагаемой программе ребёнок сначала учится говорить, а затем - читать и писать. Таким образом, аудирование и говорение предшествуют чтению и письму. Общей целью обучения русскому языку по данной программе является не получение суммы знаний по грамматике, а практическое владение русской устной речью. Культурно-языковая адаптация детей предполагает решение таких задач, как физическая и эмоциональная адаптации к новым условиям жизни, обеспечение необходимого уровня владения русским языком для активной бытовой и успешной учебной деятельности, подготовка к систематическим занятиям по программе начальной российской школы. Общая цель обучения конкретизируется в следующих задачах: - формирование коммуникативной компетенции: умений и навыков общения на русском языке в учебных и бытовых ситуациях, что позволит учащимся понимать речь учителей и своих сверстников и общаться с ними; - формирование культуроведческой компетенции: совокупности знаний о реалиях быта, материальной и духовной культуры России (распространенные русские игры и игрушки, детские стихи, песни, сказки, мультфильмы, фильмы, начальные сведения о русском быте и правилах речевого этикета в типовых ситуациях), что позволит учащимся ориентироваться в новой культурной среде; - формирование умений и навыков коллективной учебно-познавательной деятельности, что позволит снять психологическое напряжение первого этапа обучения в начальной школе; - формирование навыков чтения, письма , что позволит учащимся приблизиться к уровню подготовки к школе российских детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Как уже отмечалось, обучение русскому языку по данной программе начинается с нулевого уровня, то есть начального этапа, когда учащиеся впервые знакомятся с русским языком. Начальный этап обучения включает наиболее употребительный материал всех уровней языковой системы и элементарный культуроведческий материал. Основное внимание при обучении уделяется не сообщению и усвоению знаний о языке как системе, а собственно коммуникативному аспекту - овладению русской речью. Дети приобретают элементарные навыки общения на русском языке и корректного поведения в типичных ситуациях, усваивают основные элементы русской культуры ("фоновые знания"), известные большинству российских детей этой возрастной группы и лежащие в основе построения учебных курсов по всем предметам в российской общеобразовательной школе.
2. Организация обучения Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с авторской программой: Авторская программа рассчитана на 330 часов. Рабочая программа рассчитана на 70 часов. В связи с этим сократилось количество часов на изучение лексических тем, не запланированы натурные уроки, свободная игра под руководством преподавателя.
3. Формы контроля уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков Контроль уровня сформированности речевых и культурологических умений и навыков учащихся осуществляется в различных формах: ролевая игра, игра-соревнование, собеседование, тест, ситуативные задания, ответы на вопросы, творческие задания, а также в форме "творческого отчета" учащихся - инсценировки сказок, концерты, утренники, праздники. Прежде всего, каждый будущий ученик должен пройти так называемое входное тестирование, результаты которого фиксируются и станут начальной точкой отсчёта культурно-языковой адаптации ребёнка. Текущий контроль в игровой форме осуществляется на каждом уроке с целью проверки понимания и усвоения конкретного учебного материала.
Весь текст материала находится в приложенном файле
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.