Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Интегрированный урок по русскому языку и музыке в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию «Танец снежинок»

СКАЧАТЬ (54.0 Kb) 19.09.2017, 13:28
Вахрушева Яна Станиславовна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Италмасовская СОШ"
Тема урока: «Подготовка к сочинению-описанию «Танец снежинок»»

Форма урока: индивидуальная, групповая.

Материалы к уроку: раздаточный материал, репродукции картин, фрагменты музыкальных произведений.

Содержание и ход урока.

  1. Вводное слово учителя русского языка о теме, задачах урока, о необычности предстоящей работы:

- Ребята, нам предстоит сегодня подготовиться к описанию прекрасного поэтического предмета, который вам хорошо знаком, но вы должны отгадать, что это.

Отгадывание загадки:

-        Сейчас я загадаю загадку, а вы найдите ответ на нее.

«Он слетает белой стаей и сверкает на лету.

 Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.

 Он на солнышке румяный, под луною голубой.

 Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой».

(Снег.)

 II. Беседа:

 - Как вы определили, что речь идет о снеге?

- Какая часть речи помогла вам отгадать загадку?

Конечно, в этом нам помогли глаголы (слетает, сверкает, тает, залетает) и имена прилагательные в тексте (белой, прохладной), которые указывают на  действия и признаки предмета, о котором идет речь, тем самым помогают определить его.

Иногда снег становится героем сказок. Назовите такие сказки. («Госпожа Метелица» братьев Гримм, «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.)

Например, в сказке «Снежная королева» Андерсен рассказывает о целом снежном царстве, где верные слуги королевы, снежинки, сопровождают ее во всех путешествиях и становятся соучастниками злых волшебных дел. Да и сама Снежная королева - это, вероятно, тоже недобрая снежинка, которая превратилась в прекрасную женщину. Давайте прочитаем фрагмент сказки и проанализируем описание снежинок-слуг, выделяя эпитеты, сравнения, метафоры:

«Каждая снежинка казалась под стеклом куда больше, чем была на самом деле, и походила на роскошный цветок или десятиугольную звезду. Это было так красиво!

Навстречу Герде несся целый полк снежных хлопьев, но они не падали с неба - небо было совсем ясное, и в нем полыхало северное сияние,- нет, они бежали по земле прямо на Герду и становились все крупнее и крупнее. Герда вспомнила большие красивые хлопья под увеличительным стеклом, но эти были куда больше, страшнее и все живые. Это были передовые дозорные войска Снежной королевы. Одни напоминали собой больших безобразных ежей, другие - стоглавых змей, третьи - толстых медвежат с взъерошенной шерстью. Но все они одинаково сверкали белизной, все были снежными хлопьями».

 Делаем вывод, что автор использует очень необычные эпитеты и сравнения, тем самым показывает собственное отношение к происходящему.

  1. Работа с раздаточным материалом.

 Карточка 1. Вчера шел снег, большой, крупный, прямо снегопад. И вдруг над всем этим снегом засияло безоблачное голубое-голубое небо. В тени он темноватый, сероватый, а на солнце искрится, блестит, сверкает. Глаз не оторвешь – так он притягивает к себе.

Карточка 2. Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось что-то необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

(И.Э. Грабарь)

Карточка3. Я просыпаюсь и подхожу к окну. Морозное солнечное утро. Синее огромное небо над головой. Все засыпано снегом. Он ослепительно блестит на земле, отражая солнце. Серебром сверкают в синеве неба стволы берез, и ярко сияют кристаллики снега на ветвях деревьев. Светятся снежной белизной стены домов, лучатся железные крыши, блистают и искрятся на солнце свисающие с крыш сосульки. Невозможно оторвать глаз от этой фантастической красоты ясного зимнего утра.

Карточка 4. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, и вокруг нее переливался желтоватый круг. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Ветка качнулась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло…

Земля было нарядная, похожая на застенчивую невесту.

(К.Г.Паустовский)

Карточка 5. Снег в феврале обретает краски. Приглядитесь в солнечный день: то золотисто-розовый, то голубой, то густо-синий в тени, звездами переливается. А в лунную ночь плывет над снегами опаловый свет. В солнечный день замечаешь на крышах штыки сосулек. На работу утром идешь по свету, а вечером все позже и позже появляется в окнах синева.

Карточка 6. Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.

Возьмем хотя бы раннюю весну. У нее, у этой еще зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются на льду первые промоины с черной водой, а на буграх – проталины и проплешины…

Невозможно перечислить все.

(К.Г.Паустовский)

Карточка 7. Снег. Обычный, знакомый всем, белый, пушистый, холодный снежок. Белый? Присмотритесь! Удивительно, как окраска неба изменяет цвет снега. В ясный зимний полдень он белый, с чуть заметным фиолетовым оттенком и глубокими синими тенями. Облака несколько притушевывают его сияние. На закате снег окрашивается в багрянец, а позднее, на грани вечера и ночи, становится лиловато-пепельным. Лунный свет делает его зеленоватым, в тени – мутно-лиловый.

В солнечную погоду снег кажется розовым и золотым, а непогода отражается в нем унылой желтизной.

( А.А.Яблоков.)

Карточка 8.

БЕРЕЗА

Белая береза                                             И стоит береза

Под моим окном                                      В сонной тишине,

Принакрылась снегом,                             И горят снежинки

Точно серебром.                                      В золотом огне.

На пушистых ветках                                 А заря, лениво

Снежною каймой                                     Обходя кругом,

Распустились кисти                                 Обсыпает ветки

Снежной бахромой.                                 Новым серебром.

(С.А.Есенин)

Карточка 9.

ПОРОША

Еду. Тихо. Слышны звоны                                  Понагнулась, как старушка,

Под копытом на снегу,                                        Оперлася на клюку,

Только серые вороны                                          И над самою макушкой

Расшумелись на лугу.                                          Долбит дятел на суку.

 

Заколдован невидимкой,                                        Скачет конь, простору много,

Дремлет лес под сказку сна,                               Валит снег и стелет шаль.

Словно белою косынкой                                    Бесконечная дорога

Подвязалася сосна.                                             Убегает лентой вдаль.

( С.А. Есенин)

- Вы получили задания с карточками. Давайте прочитаем художественные описания снега Г. Николаевой,  И. Э. Грабаря, К.Г Паустовского  и других  известных писателей. Найдем художественно-изобразительные средства, с помощью которых писатели описывают зимние картины, и заполним таблицу «Снежные слова»:

Цвет, краски

Снежный покров

Звуки

Нетронутая белизна снега, сиреневый, золотисто-розовый, голубой, густо-синий в тени, опаловый в лунную ночь, переливающийся звездами, ослепительно блестящий на солнце.

 

Воздушная пышность,

 глубокий,    хрупкий,    ноздреватый,    рыхлый,    пушистый на ощупь, зернистый.

 

         Сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки, звенел, хрустел.

Вот видите, как словом можно описать не только цвет, форму, но и звук, ощущения.

IV. Слово учителя с элементами беседы.

-        Видите, как много мы вспомнили снежных слов. Но снег можно изобразить не только словами. Его можно нарисовать красками на холсте. Краски передают множество цветовых оттенков снега в разное время дня и года. Мы уже не раз обращались к этим картинам.  Вспомните и назовите «снежные» картины. («Февральская лазурь» М. Грабаря; «Конец зимы. Полдень» К. Юона; «Март» И. Левитана; «Февраль. Подмосковье» Г. Нисского и др.).    Мы знаем, художник не просто рисует на картине снег, он передает с помощью красок свое отношение к снегу, и вместе с художником мы любуемся и восхищаемся зимним пейзажем, испытываем радость или грусть.

Учитель музыки:  Но снег может быть и героем музыкального произведения, например, музыкальной сказки. У русского композитора П.И. Чайковского есть балет по сказке известного немецкого писателя Гофмана «Щелкунчик». Многие из вас ее читали, видели балет или мультфильм. Вспомните, что там происходит. Это сказка о верной дружбе и преданности. Так вот, в балете П. Чайковского Маша и Щелкунчик попадают в зимний заснеженный лес и видят прекрасный танец снежинок. В сказке Гофмана этого таинственного леса и танца снежинок нет. Но Петру Ильичу очень хотелось, чтобы в спектакле участвовали маленькие балерины. Для них он написал чудесный танец и назвал его «Вальс снежных хлопьев».

-        Что вы знаете о вальсе?

-        Чтобы вы поняли, что происходит в музыке, совершим вместе с  героями  сказки  путешествие  в  зимний  лес.   Итак,   представьте себе, что вы тайком от других гостей новогоднего праздника выбираетесь из дворца и попадаете в спящий лес...

V.      Прослушивание «Вальса снежных хлопьев».

VI.    Беседа о музыкальных впечатлениях.

-        Прекрасная музыка, не правда ли?  Какое настроение она у вас создала?

-        События  происходят в  ночном лесу.  Таинственный лунный свет меняет все вокруг.  Каким вы видите снег? Лес под лунным светом? Деревья? Ночное небо?

-        Что происходит вокруг вас?

-        Опишите снежинки. Какие они?

-        Какие движения они совершают в морозном воздухе? Опишите

их танец. С каким настроением кружатся снежинки? Меняется ли их танец?

VII. Ситуативные задания по группам (учитель музыки и русского языка)

Представьте, что вы:

1 группа - постановщики танца снежинок. Опишите подробно движения танцовщиков.

2 группа - художники спектакля. Опишите подробно для своих помощников, как выглядят декорации зимнего ночного леса.

3 группа – костюмеры.  Опишите костюмы танцовщиц: головные уборы, нарядные платья, украшения и пр.

4 группа – дирижеры. Напишите для себя, как должна исполняться музыка (сила звуков, голоса, инструментов, ритм и темп, чувства, которые должны выразить в своем исполнении музыканты).

VII. Написание сочинения.

- Представьте себе, что ваш друг или просто близкий человек никогда не слышал этой музыки Чайковского. Передайте свои впечатления от услышанного вами сегодня «Вальса снежных хлопьев», чтобы ему очень захотелось услышать этот вальс и увидеть танец снежинок.

- Попробуйте устно передать свои музыкальные впечатления.

Я знаю, как трудно бывает начать текст. Поэтому я предлагаю вам первую фразу: Когда я слушаю «Вальс снежных хлопьев» П. Чайковского, я как будто попадаю…  (я представляю себе…).

 Кроме того, нужно охарактеризовать музыку, ее настроение. Вторую часть высказывания можно начать так: Вальс создает у меня… Музыка вальса словно… И т. д.



Категория: Разное | Добавил: YanaV | Теги: русский язык, конспект урока, интегрированный урок, музыка
Просмотров: 1551 | Загрузок: 26 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог