Сегодня: 10.12.2016
6+
Регистрация
Вход на сайт




Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Языковые особенности поэмы Павла Васильева «Одна ночь»

24.02.2015, 12:09
Хмоленко Алёна Игоревна
учитель русского языка и литературы, ГУ "Средняя общеобразовательная школа-гимназия № 9 г. Павлодара"
Павел Васильев – поэт, с именем которого читатели связывают в единое целое и его дух, и его землю, и его народ. Так уж получилось, что он сумел соединить всё в единое и неделимое. Имя Павла Васильева, творчество которого является ярким, неподъёмным пластом, навеки связано с Павлодаром, Иртышом, нашей родной землёй. Для каждого из нас его поэзия – это приобщение к славе предков, к тем ценностям, без которых человек никогда не будет человеком.
Мы присоединяемся ко всему сказанному о Павле Васильеве и его творчестве ранее, и хотим сделать попытку открыть ещё одно произведение поэта, на данный момент малоисследованное.
В данной работе мы поставили целью провести собственное изучение языка поэмы «Одна ночь».
Сущность проблемы сводится к тому, что своим исследованием мы должны решить следующие задачи:
- разобраться в многообразии языковых особенностей поэмы, увидеть их взаимосвязь с общей темой произведения;
- проследить влияние языковых особенностей на раскрытие тематики произведения.
Поэма «Одна ночь» была написана в 1933 году. Это был год кипящих страстей вокруг имени поэта. Он уже отсидел в тюрьме два месяца, уже был взят «на учёт», но не сдавался. Её композиция состоит из отдельных глав, их восемь, небольших, но очень ёмких, несущих в себе волнующие поэта мысли.
Это произведение сугубо личное, касающееся только мыслей П. Васильева. Поэма лирична, заставляет читателя переживать вместе с поэтом, здесь каждый образ, каждая жизненная ситуация, о которой рассказывается, уже несёт в себе своеобразную тему. И в этом смысле «поэма «Одна ночь» - многопроблемное произведение» [1, С. 146].
Необычайно красочен и энергичен язык поэмы, который может быть понят лишь в связи с той образной системой, которая лежит в основе произведения. П. Васильев делает «своеобразный отбор лексических интонационно-синтаксических звуковых средств, при помощи которых создаётся тот или иной образ» [2, С. 188-189]. Непривычно и оригинально всё – «и содержание, и словарь, и ритмический натиск, и метафорически движущийся рисунок» [3, С. 8].
Разнообразие экспрессивно-эмоциональных оттенков достигается использованием средств словесной образности. Ведущие тропы в данной поэме – эпитет, метафора, олицетворение, метонимия. П. Васильев отбрасывал обветшалые цветовые эпитеты романтиков, угнетённые мистифицизмом изыскания символистов, которые стали к тому времени достоянием эпилогов. Свежесть его определения необыкновенна: «мир неустроен, прост и весом», «неистребимая жизнь», «лесная луна», «камышовое лето». В поэму они введены приёмом антитезы: славящие, оптимистчные, нежные и резкие, общительные («неслыханное счастье», «мир прост и лучист», «жизнь прекрасна и дорога», «самое прекраснейшее», «злая мохра», «говор собачий», «подлая, падлая мреть», «стиляжий рот», «дремучий быт»). Павел Васильев также использовал и метафорические эпитеты («хитрая припадочная строфа»), и местоименные: («таких не брали в равном бою»).
Тематика поэмы раскрывается через использование языковых средств выразительности. Именно в языке произведения чувствуется чрезвычайно развитая работа мысли. Становится понятным, что для Павла Васильева эти свойства языка в особенности важны. Они помогли ему передать те мысли и чувства, которые вызывала окружающая его действительность.
«Психологизм образов Павла Васильева удивительно точен» [3, С. 9]. Чтобы показать свое неразрывное единение с жизнью, с миром, автор олицетворяет их, обращаясь к ним на «ты»:
Ты увела меня…
Любила меня…
Учила хитрить…
Сводила с ума…
Подсказывала сама.
Ты обступила кругом меня,
Всеми заботами.
Ополчилась, славлю тебя [3, С. 101].
С необычайным волнением герои обращаются к революции, живой, сильной, могучей: «Ты, революция, бей, не промахиваясь, по ним… бей в эту подлую, падлую мреть…»
Экспрессивность, яркость языка достигается и использованием метонимии: «…сила раскинув руки лежит», «о нём возглашают шеренги орудий, о нём надрываются медные груди оркестров», «пахнут руки твои весною, снегом, берёзовою корой».
Голос поэта звучит в поэме свободно и просто, сильно и раскованно. Такую пластическую выразительность придают ему метафоры, широко распространённые в произведении: «ночь… также умевшая звёзды толочь?», «вымрут стихи, не обагрённые кровью эпохи», «страх питает почву гнилую». Удачными в языке Павла Васильева являются и сравнения: меткие, обличающие, они удивительно точно передают тонкие тональности настроения автора. Васильев использует разные синтаксические конструкции, вводя сравнения в текст поэмы. Это, прежде всего, сравнительные обороты с союзами: «я весь, как в синяках, в обидах», «постыдные, как плевки и блевота», «мужчины, словно ухваты». Встречаются и существительные в форме творительного падежа, в основе своей содержащие сравнения: «ходят волной июльские травы».
Также увидеть жизнь, изображённую в произведении, услышать голос автора, почувствовать его позицию в освещении жизненных явлений, понять авторское отношение к героям нам помогают стилистические фигуры речи. В золотых россыпях васильевской поэзии каждый находит «яркие запоминающиеся картинки» [4, С. 36].
В поэме «Одна ночь» П. Васильев довольно часто использует риторические обращения, этим придавая высказыванию задушевность, интимность. Обращаясь к жизни, он по-разному называет её: ты, жизнь, милая… Это вносит разнообразие в «стилистическую ткань текста» [5, С. 160]. Кроме того, обращения Васильев помещает то в начале («жизнь, ты обступила меня»), то в середине («ну-ка попробуй, жизнь, отвяжи»), что устраняет тот «интонационный монолит, который наблюдается в тех случаях, когда все обращения в тексте стоят в начале фраз» [5, С. 160].
Эмоционально-риторическая интонация создаётся с помощью употребления риторических восклицаний: «жизнь!», «ну что ж!», «Да, это ночь!», «Ночь!» Они придают тексту внутреннюю напряжённость, усиливают его экспрессию.
А риторические вопросы активизируют внимание читателя, заставляя переживать вместе с лирическим героем: «Вы любите славу?», «Как меня занесла сюда ты?» Неопределённо-адресованные вопросы («Чтобы песня родилась – // не та ли, для которой // Я был рождён?») выражают чувство радости, веру в лучшее при восприятии мира.
Мы видим, что текст насыщен назывными предложениями («Жизнь!», «Ночь!»). Также в поэме автор использует лексический повтор, который отличается ещё большим эмоциональным зарядом («есть такое чёрное знамя и красное знамя…», «несметную силу ломит солома. И сила, раскинув руки, лежит»).
В ярком языке произведения часто используется анафора:
Таких не брали в равном бою,
Таких сначала поят вином,
Таких настилают
Тёмной темью… [3, С. 106]
***
Жизнь орудует напропалую.
Жизнь!.. [3, 104]
Вынос одного и того же слова в начало строки – это заострение внимания читателя. Оно является призывом к тому, чтобы его увидели, так как это слово обычно несёт огромную смысловую нагрузку.
В этих восклицаниях, вопросах, обращениях, во всём синтаксисе поэмы нашли яркое выражение волнующие, негодующие и оптимистичные настроения автора, вводящего читателя в мир поэтических идей и образов.
Таким образом, язык любого произведения при всём его своеобразии подчиняется общим требованиям автора. Это основная функция языковых средств. И весь языковой строй поэмы работает на раскрытие темы, поставленной автором.
Поэтический рисунок поэмы интересен и тонко чувствуется неразрывность значения и звучания слов. «Звукопись стиха – старая традиция русской поэзии» [6, С. 98]. И Павел Васильев удачно использует её. В поэме звуки отражают весь реальный мир, чувства и ощущения. Очень часто речь взрывается: повсюду слышны свист, шипение, раскаты, завывания надвигающейся бури. Эти напряжённые картины автор создаёт, используя звукопись.
Звуковая инструментовка стиха достигается прежде всего повторами согласных, аллитерацией (шипящих, свистящих, взрывных):
Я ненавижу говор собачий [ж г с б]
Торг вокруг головы певца [3, С. 106]. [г г г]
Скопление звука [р], звонкого, дрожащего, упругого, создаёт впечатление активного шума, раската, торжественного звона:
О нём надрываются [р]
Медные груди [р]
Оркестров… [3, С. 106] [р р]
Новое содержание 30-х годов ХХ века диктует П. Васильеву поиск новых форм в искусстве. То, что происходило в мире, ломало давние и, казалось, такие устойчивые традиции, опрокидывало привычные, тысячу раз проверенные критерии. Настоящие художники не могли не почувствовать, что сам воздух искусства изменился. И Павел Васильев решительно отказывается от привычной творческой манеры, отсюда – «длинные периоды, прихотливый, рубленный ритм стиха» [4, С. 43], который помогает воочию представить читателю каждую деталь разворачивающейся картины. Васильев изобретает и варьирует свободные стиховые формы, глубоко проникая в образную ткань и музыку речи. Ритм и инструментовка служат единой цели: передать динамичные, напряжённые, волнующие мысли поэта. Васильев пишет свои картины не только словами, но и звуками и ритмом. Это и есть «музыкальная соответственность между содержанием и формой» [7, С. 124].
Необычна ритмическая организация стиха. Строки укорочены, по два-три слова. Такое построение не случайно – второстепенного нет, всё главное. А мы знаем: любой автор, чтобы выделить основную мысль, часто одно-два слова выносит на отдельную строку. Так и П. Васильев заставил увидеть нас каждое слово. Поэма написана перекрёстной рифмой, которая тоже имеет необычное построение: она объединяет и по четыре, и по шесть строк. В «Одной ночи» ощутимо сложное движение ритма, которому подчиняется смена размеров. Ритмический рисунок поэмы своеобразен, очень динамичен. Васильев преобразует и свободно сочетает традиционные трёхсложные размеры:
дактиль Я, у которого
Над колыбелью… [3, С. 98]
амфибрахий Я видел, как ты,
Голубям по весне
Бросала зерно
И овёс кобылам [3, С. 98].
анапест Начинает большими
Ветвями шуметь… [3, С. 109].
создавая гибкую подвижную структуру стиха.
Также характерна для поэмы вариативность длины строк. Они состоят преимущественно из пяти слов, но есть и из двух, есть и из трёх. Такое построение передаёт глубокую взволнованность поэта, торжественный настрой его речи.
Ритмическое разнообразие и вариативность стихотворения не самоцель, а средство выражения многогранного содержания поэмы. Гибкая ритмическая структура позволяет поэту передать движение времени, выразить эмоциональное богатство поэтического повествования. И эта ясность, краткость, сжатость, страстность языка ощущается как «высшая форма языковой культуры» [1, С. 192].
Таким образом, поэма «Одна ночь» - произведение небольшое, но ёмкое, многопроблемное, насыщенное «глубокой авторской мыслью» [8, С. 84]. И оно ещё раз подтверждает убеждение, что у Васильева малого ничего нет, он и в небольшом по объёму произведении умел сказать о многом и многих заставлял задуматься. Сложность 30-х годов встаёт со страниц поэмы в её строфах, тональности, ритме, голосе автора, убежденного в силе разума, правды, в могучем воздействии поэзии на жизнь человека, в языке, в котором чувствуется сила, сочность, жизнь. В нём всё замечательно, сжато и ёмко. Эта поэма – одно из совершеннейших произведений в поэзии Павла Васильева, в котором достигнута гармония содержания и формы.

Список использованных источников

1 Тимофеев Я. И. Основы теории литературы. – М.: Просвещение, 1976. – 548 с.
2 Шевченко С. Будет вам помилование, люди… – Павлодар: НПФ «ЭКО», 1999. – 236 с.
3 Васильев П. Стихотворения и поэмы. – Уфа: Башкирское книжное издательство, 1976. – 216 с.
4 Васильев П. Материалы и исследования. – Омск: Изд. ОмГУ, 2002. – 120 с.
5 Панов Б. Т. Работа по стилистике при изучении синтаксиса. – М.: Просвещение, 1967. – 203 с.
6 Михайлов А. Азбука стиха. – М.: Молодая гвардия, 1982. – 319 с.
7 Львова С. И. Уроки словесности. – М.: Дрофа, 2002. – 416 с.
8 Туманский Е. Павел Васильев, каким мы его не знали… – Самара: Самарское книжное издательство, 1992. – 112 с.
Категория: Разное | Добавил: liono4ka
Просмотров: 366 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 1.0/1

Нравится
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Новый год - сценарии, презентации, плакаты, стенгазеты, поделки

Я - Учитель!



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2016 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.

Рейтинг@Mail.ru
Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Мы в соцсетях:


Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧкА"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал