Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» Вариант 1 (на примере языка художественной литературы 19 века).
I. Соотнесите тропы и их определения. 1) Метафора А) Перенос значения с одного явления на другое по смежности. 2) Метонимия Б) Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т. д. какого-либо предмета. 3) Парафраз (парафраза) В) Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. 4) Ирония Г) Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. 5) Литота Д) Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.
II. Какой троп использован: 1) В.А. Жуковским в создании образа моря: Ты живо: ты дышишь; смятенной Любовью, Тревожною думой наполнено ты... 2) Н. В. Гоголем в изображении пешеходов в повести «Невский проспект»; «Здесь вы встретите усы чудные... здесь вы встретите такие талии...»; 3) Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»: Выпряг народ лошадей — и купчину С криком «ура!» по дороге помчал... Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?.. 4) А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова: «Не то на серебре - на золоте едал»; 5) Н.В.Гоголем в описании великой украинской реки: «Редкая птица долетит до середины Днепра» A) Ирония; Г) метонимия; Б) олицетворение; Д) гипербола; синекдоха. III. Определите вид эпитета: A) постоянный; Б) изобразительный; эмоциональный; Г) метафорический. 1. «Ночевала тучка золотая» (М.Ю.Лермонтов). 2. «Вот идёт он к синему морю» (А.С.Пушкин).
3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. М.Ю.Лермонтов. 4. «Роняет лес багряный свой убор» (А.С.Пушкин) IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения. 1 .Эпифора А) Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально- смысловой значимости. 2. Антитеза Б) Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. 3. Эллипсис В) Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.) 4. Градация Г) Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. 5. Параллелизм Д) Усиление выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей, образов.
V. Какой синтаксический приём: 1) подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С.Пушкина: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»? 2) использовал А. А. Фет для изображения лирических переживаний: Опять душа помолодеет, Опять родной увидит край; 3) придаёт яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова: «Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид»; 4) использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи: «Где стол был яств, там гроб стоит»; 5) передаёт эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С.Пушкина «Скупой рыцарь»: «Нет; я хотел... быть может, вы... я думал, Что уж барону время умереть». A) Анафора; Г) инверсия; Б) антитеза; Д) градация. Умолчание; VI Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С.Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»: Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
Контрольная работа по теме «Изобразительно-выразительные средства языка» (на примере языка художественной литературы 20 века). I. Соотнесите тропы и их определения. 1. Синекдоха А) Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака. 2. Аллегория Б) Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. 3. Сравнение В) Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. 4. Гипербола Г) Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ. 5 .Олицетворение Д) Непомерное преувеличение размера, силы, значении и т. д. какого-либо предмета, явления.
II. Какой троп использован: 1) С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...»: Изба- старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины; 2) Б. Горбатовым в прозаической строке: « Снежная пыль столбом стоит в воздухе»; 3) М. Исаковским для передачи лирического переживания: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»; 4) В. Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»: Желудок в панаме! Тебя ль заразят Величием смерти для новой эры?! 5) Б. Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа: «Стекло стрекоз сновало по щекам». A) Синекдоха; Г) развёрнутая метафора; Б) метафора; Д) сравнение. Метонимия; III. Закончите фразу. «Сравнение как троп трёхчленно и состоит из: 1. предмета сравнения. 2. образа сравнения 3 ». IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения. 1. Анафора А) Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. 2.Оксюморон Б) Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок. 3. Инверсия В) Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). 4. Парцелляция Г) Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. 5. Риторический вопрос Д) Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.
V. Какой синтаксический приём: 1) использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания: «Флёров - всё умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже»; 2) использовал А.Блок для изображения лирических переживаний: Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня, Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня; 3) придаёт динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»: «Офицер - из пистолета, Тёркин — в мягкое штыком»; 4) использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»: «Мы любим всё - и жар холодных числ...»; 5) подчёркивает авторскую мысль в поэтических строках О. Берггольц: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. A) Оксюморон4 Г) градация; Б) парцелляция ; Д) эллипсис. эпифора; VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»: У меня в Москве — купола горят, У меня в Москве — колокола звенят.
Ответы
1 Вариант I. 1) в; 2) а; 3) г; 4) д; 5) б. II. 1) б; 2) в; 3) а; 4) г; 5) д. III. 1) г; 2) а; 3) в; 4) б. IV. 1) в; 2) д; 3) б; 4) а; 5)г. V. 1) г; 2) а; 3) д; 4) б; 5)в. VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.
2 Вариант
I. 1) б; 2) в; 3) а; 4) д; 5) г. II. 1) г; 2) д; 3) в; 4) а; 5) б III. Признак сходства. IV. 1) в; 2) г; 3) б; 4) д; 5) а. V. 1) б; 2) в; 3) д; 4) а; 5)г. VI. Анафора, метафора, параллелизм
Использованная литература 1. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. – Паритет, 2007 2. Приходько В.К. Выразительные средства языка. – Академия, 2008
|