Сегодня: 17.02.2019
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Методическая разработка урока русского языка. Развитие письменной речи

СКАЧАТЬ (23.2 Kb) 19.01.2019, 22:18
Волкова Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы, ЛГ МАОУ "СОШ №2"

«Методическая разработка урока русского языка. Развитие письменной речи».     

Развитие речи. Типы речи.

Цель: создать условия для овладения знаниями о понятиях основных типов речи: повествования, описания, рассуждения и отработки умения определять тип речи в тексте.

Задачи:

1.Познакомить учащихся с разными типами речи.

2. Воспитывать интерес к языку.

3. Научить правильно пользоваться типами речи.
Оборудование: корзина с яблоками и грушами, карточки с текстами, мультимедийная презентация

Ход урока. Организационный момент.

Слово учителя. Здравствуйте! Садитесь, подтянитесь и друг другу улыбнитесь. А я улыбнусь вам.

Когда мы улыбаемся, мы чаще ошибаемся
И чаще награждаемся подарками судьбы…
Когда мы улыбаемся, мы жизнью наслаждаемся
И силой наполняемся, дарующей успех.

- Откройте тетради, запишите число.
1.  Мотивация. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, в моей корзине лежат яблоки и груши. Выберите  себе любой фрукт. Посмотрите внимательно на него, рассмотрите его со всех сторон, потрогайте, понюхайте. А теперь письменно в тетради запишите ответ на вопрос: какое яблоко, какая груша?

- Прочитайте полученные записи. Обратите внимание на то, слов какой части речи больше в вашем тексте? Найдите и подчеркните прилагательные, обозначающие одновременные признаки предмета. Такой тип речи называется описание.

- Ребята, знаете ли вы, на чем растут яблоки и груши, где растут, когда созревают, в каких условиях? Напишите об этом 2-3 предложения. Представьте ваши тексты. Каких частей речи больше в тексте? Найдите и подчеркните глаголы, обозначающие последовательные действия. Такой тип речи называется повествование.

 - А теперь ответьте на вопрос, почему вы выбрали именно этот фрукт? Запишите свои ответы. Скажите, какую мысль доказывает ваше суждение? Какие доказательства вы приводите? Каких частей речи больше в ваших текстах? Найдите и подчеркните отвлеченные имена существительные. Такой тип речи называется рассуждение.

- Сравните ваши тексты. Что общего в их содержании? (Все тексты о яблоках и грушах). Чем они отличаются? В каком тексте вы повествуете о том, где растут и как растут яблоки и груши (во втором).
- В каком тексте содержится описание?
- В каком тексте излагается рассуждение о том, почему вы выбрали данный фрукт?

2.Определение учащимися темы и целей урока.

Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить? А для этого внимательно прочитайте это стихотворение (на экране):

По-разному можно текст создавать:

Можно красиво все описать,

Можно проблему поднять, рассуждать,

Можно и случай какой рассказать-.

Каждый получим с особым лицом.

В каждом особую прелесть найдем.

Ну, а поможет речи нам тип,

Ведь на урок наш он темой проник.

     Сформулируйте тему нашего урока. Какие цели перед собой поставим? Чему научимся? (Учащиеся формулируют тему и цели урока. Тема урока проецируется на экран, записывается в тетрадях).

3.Сопоставительный анализ текстов.

А) Работа с текстом.

- А вот как описывает яблоко А.С.Пушкин: «Соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь…». Из какой сказки этот отрывок?

- Какие особенности яблока описаны в каждой части?

  • можно ли рассказать об этих особенностях в другом порядке?

· придётся ли при этом вносить какие-либо изменения в каждую из частей описания? (Нет)

· можно ли описание яблока передать на одном снимке или слайде? (Да)

Особенности описания:

  • в каждой части описана какая-то особенность предмета, явления;

· можно задать вопрос Какая? Какой? Какое?

· описание можно передать на одном снимке или слайде;

· части можно поменять местами.

Б) Работа над повествовательным текстом.

Когда наступает осень, прилавки магазинов наполняются фруктами нового урожая. Среди этого изобилия даров природы особо выделяются груши — плоды с неповторимым ароматом, сладкие на вкус и очень сочные. А еще груша очень полезна для здоровья. Недаром в древнем Китае грушу считали символом долголетия, а древнегреческий поэт Гомер называл грушу «даром богов».

 

  • какие эпизоды этой истории выделяет автор?
  • случаен ли порядок этих эпизодов?

· можно ли поменять местами части повествования?

· можно ли содержание этого текста сфотографировать на одном снимке или слайде?

Особенности повествования:

  • говорится в тексте о событиях и действиях (что было сначала, потом, затем …и наконец);

· можно задать вопрос что произошло?

· нельзя сфотографировать на один снимок или слайд;

· нельзя поменять части.

Вывод об особенностях каждого текста будут формулировать учащиеся после обсуждения (все предложения выносятся на интерактивную доску, затем идет обсуждение правильности ответа и оценивание).

В) Работа с текстом, в котором содержится рассуждение о пользе яблок.

Яблоки не только чрезвычайно вкусны, но и очень полезны. Народная мудрость гласит: «Одно яблоко в день освободит вас от необходимости визита к врачу». О полезных свойствах яблок можно писать целые книги. Мы назовем только некоторые из них. Во-первых, яблоки полезны для мозга, потому что фосфор, содержащийся в яблоках, стимулирует мозговую деятельность и укрепляет нервную систему. Во-вторых, яблоки способствуют нормализации пищеварения и полезны при недостатке витаминов. Яблоки способствуют омолаживанию организма и замедлению процессов старения. Лучше употреблять яблоки свежими и не срезать кожуру, так как именно в ней содержится большое количество пектина и волокон. Ценность яблок, помимо всего прочего, состоит в том, что они доступны нам круглый год. Ешьте яблоки и не болейте!

  • В какой части автор говорит о возникшем у него вопросе? (Вступление)

· В какой части сформулирован ответ на вопрос? (Во вступлении и вопрос, и тезис)

· Какая информация содержится в основной части текста? (Доказательство)

· Что содержится в заключение текста? (вывод)

· Можно ли поменять части рассуждения или сфотографировать? (Нет)

Особенности рассуждения:

  • излагаются причины явлений, событий, названий в их взаимосвязи;

· части невозможно поменять местами;

· можно поставить вопрос почему?;

  • невозможно сфотографировать на один снимок или слайд.

Еще один прием, помогающий различать типы речи:

Повествование – это несколько снимков. Описание - один снимок Рассуждение ни одного.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление понятий.

- Прочитайте 3 заголовка. Определите, какой из них больше подходит к повествованию, какой – к описанию, какой – к рассуждению?

За что я люблю лето?

Забавный случай, произошедший со мной летом.

Ах! Если бы лето не кончалось…

 

- Какой тип речи может быть использован в сочинениях на данные темы?

- Есть ли связь между формулировкой темы и типом речи? Докажите.

6. Творческая работа в группах. Из предложений, которые лежат на столе, соберите текст - рассуждение.

1) И взрослые, и дети любят читать сказки.

2) Некоторые из них называют волшебными.

3) В них рассказывается о необыкновенных приключениях героев, которые поднимаются на ковре-самолёте выше туч, попадают в подземное царство, достают живую и мёртвую воду, и в этом им помогают чудесные помощники.

4) Поэтому герои волшебных сказок всегда побеждают.

Прочитайте текст, который у вас получился. К какому типу речи он относится?

7. Рефлексия. - Используя данные типы речи, опишем наш урок, а помогут нам в этом такие слова:

Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)

Атмосфера на уроке (какая? доброжелательная, рабочая, творческая…).

Настроение (какое? радостное, грустное….)

Мы все работали (как? отлично, хорошо, напряжённо, плохо…) Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (описание)

Теперь вспомним, что мы делали на уроке?

Узнавали…..Учились…..Стремились….

В конце урока мы пришли к выводу, что… (Все работали хорошо)

Какого типа текст мы сейчас создали? (повествование)

Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.

Во-первых, мы узнали….(какие бывают типы речи и чем они отличаются )

Во-вторых, учились…..(определять типы речи)

В-третьих, настроение на уроке….

Вывод: урок сегодня… (познавательный, интересный, необычный).

Какого типа текст мы сейчас создали? (рассуждение)

8. Домашнее задание. Написать мини - сочинение о своей кошке и доказать, какого типа получился текст? Замечательно будет, если получится сразу три текста

Категория: Разное | Добавил: nkomalova | Теги: русский язык, развитие речи, письменная речь
Просмотров: 146 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]



Каталог

Квесты для детей

Я - Учитель!

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2019 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.02.2019

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Рейтинг@Mail.ru
Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
Самарский школьный портал