Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Особенности литературного процесса конца XX-го начала XXI-го века"

СКАЧАТЬ (82.5 Kb) 14.12.2013, 18:17
Капустина Валентина Александровна
учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №103 Совесткого района г. Волгограда
Особенности литературного процесса конца XX-го начала XXI-го века
Не претендуя на всесторонний анализ современного литературного процесса, изложим некоторые особенности литературного развития России конца XX-го начала XXI-го века.
Неоднозначность взглядов исследователей на сегодняшнюю литературную ситуацию возникает уже на уровне трактовки самого понятия «современная литература». Как отмечает О.В. Богданова, «понятие современной литературы охватывает большой промежуток времени: с конца 1950-х годов, когда начали обнаруживать себя основные тенденции, определившие развитие русской литературы на последующие три десятилетия, и вплоть до настоящего времени. Однако однородности и целостности в этом периоде нет…» .
Придать системность художественному процессу, выявить темпы и характер его развития, по мнению Ю.Б. Борева, должна помочь периодизация. «Если периодизация верно намечена, то она помогает выявить типологические особенности литературного движения» , ведь историческое развитие литературы «далеко не всегда совпадает с датами общегражданского календаря» . Особенно это характерно для последних десятилетий XX века: наряду с произведениями сиюминутными (написанными в данное конкретное время) полноправными участниками литературного процесса становятся художественные тексты, датируемые ранним сроком, которые были запрещены в период их написания (так называемая «возвращенная литература»).
Поэтому и периодизация современной литературы во многом условна, основана в конечном итоге не на хронологическом принципе, а на выявлении неких идейных и структурных особенностей совокупности произведений. Можно выделить три основных составляющих современного литературного процесса: литература русского зарубежья; «возвращенная» литература; собственно современная литература . Дать четкое и емкое определение последнему названному элементу художественной системы на данном этапе не представляется возможным. Пытаясь классифицировать огромную совокупность произведений литературы рубежа веков по идейно-структурным признакам, исследователи оперируют такими терминами как неореализм, постмодернизм, другая проза, натурфилософское течение, военная проза и др. .
Не углубляясь в спорные моменты теоретических концепций, попытаемся обозначить основные признаки современной литературной действительности. Важной особенностью рубежа веков мы назовем наличие огромного количества художественных текстов. Развитие сети книгопечатания и средств массовой информации дает возможность публиковаться сколь угодно и кому угодно. Немаловажную роль играют и виртуальные издания, где литература приобретает новые характеристики – мобильность, он-лайн режим реального времени. В связи с чем меняется взгляд на само понимание творчества, на подход к профессии писателя – большой процент пишущих сегодня не имеет определенных профессиональных навыков, специального образования .
Второй значительной чертой, определяющей развитие современного литературного процесса, является изменение классической модели взаимоотношения «писатель-читатель», на что повлияли не в последнюю очередь общественно-политические события. Русская литература всегда развивалась на фоне социальных процессов, испытывала на себе влияние политических, философских и эстетических воззрений времени. Общественные события незамедлительно находили отражение в литературных и публицистических выступлениях сотрудников различных периодических изданий, формировали читательскую среду, определяли тенденции литературного процесса той или иной эпохи. Если считать, что собственно современная литература появляется в перестроечные времена (примерно с конца 1980-х годов), то ее развитие начинается в так называемую эпоху гласности, когда стала доступной свобода слова и мысли.
Распад сильного государства в 1990-х, новый стиль жизни, «идейное» бездорожье приводят к расфокусированному взгляду читателя, в том числе профессионального. Есть еще одна новация – те, кто продолжают читать, делают это очень быстро, бегло; не анализируют, не думают, а проглядывают, прикидывают. Стремясь отвечать таким потребностям, и сама литература рождает новый вид письма, как раз предполагающий быстрочтение «по диагонали».
Полностью меняется система литературных отношений. Авторы начинают утрачивать связь со своим потенциальным читателем, появляется «литература для себя», которая совершенно игнорирует классическую функцию искусства – влиять на умы и души людей. В связи с чем возникают мнения об «умирании» литературы как таковой, о смерти читателя, автора, героя.
Последние названные особенности ассоциируются, прежде всего, с художественными текстами эпохи постмодернизма. Но на фоне постмодернистских тенденций продолжает существовать и «классическая, традиционная» литература: неореалисты, постреалисты, традиционалисты не только продолжают писать, но и активно борются с «псевдолитературой» постмодерна. Можно сказать, что все литературное сообщество поделилось на тех, кто «за», и тех, кто «против» новых веяний, а сама литература превратилась в арену борьбы двух огромных блоков – писателей-традиционалистов (они ориентируются на классическое понимание художественного творчества), и постмодернистов (придерживающихся кардинально противоположных взглядов). Эта борьба оказывает влияние и на идейно-содержательный, и на формальный уровни появляющихся произведений.
В таблице 1 приведем категории художественного текста, как они воспринимаются писателями неореалистами и постмодернистами, что отражает важные тенденции современного художественного процесса.

Таблица 1
Основные категории художественного произведения
в современном литературном процессе

Идейно-тематический уровень
Единицы текста Неореализм Постмодернизм
Тематика и проблематика

Тематика и проблематика (продолжение)

Тематика и проблематика (окончание)

1. Основная проблематика прозы писателей-реалистов – нравственно-философская. В центре их внимания – проблемы нравственной деградации человека, рост бездуховности в современном обществе, вопросы о смысле жизни, этических идеалах и т. п.
Эти моменты – главные в так называемой деревенской прозе, которая отстаивает за литературой право быть воспитателем человеческих душ, развивает ее дидактически-морализаторские функции. Поэтому сильна роль публицистического начала в произведениях В. Распутина, В. Астафьева, Б. Екимова и др.
Писатели сосредоточены на проблемах малой родины, стремятся привить читателю высокое патриотическое чувство; проза развивает вопросы активизации исторической памяти. Как замечает Л.А. Трубина: «Речь шла не только о необходимости извлечения уроков из нашей истории, но и о сохранении и усвоении всего лучшего из духовного опыта поколений, выработанного народом на протяжении тысячелетий» . Идейно-тематический комплекс способствует и возникновению особого типа героя (см. пункт 2)
2. Наряду с прозой деревенской в современном художественном процессе особняком стоит творчество писателей, которых причисляют к натурфилософскому течению (произведения А. Кима, Ч. Айтматова и др.). Особенность этого достаточно большого пласта литературы в том, что она обращается к проблемам масштабного характера – вселенские катастрофы, ядерные взрывы, межгалактические взаимоотношения и прочее. В прозе с «планетарным мышлением» драматически остро звучат вопросы взаимоотношений человека и природы (природа рассматривается как основа человеческого бытия), онтологические проблемы.
По мысли А.И. Смирновой, «только в натурфилософской прозе она (тема природы) перерастает рамки проблемно-тематического уровня, превращаясь в концепт действительности, постигаемый лишь во всей формо-содержательной целостности произведения» . Образ реальности, который создают посмодернисты в своих произведениях, во многом определяется общими идейными установками возникшего в конце прошлого века нового широкого общекультурного понятия, охватывающего и философию, и искусство, и литературу.
По мысли И.П. Ильина, «прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места и роли в окружающем мире» .
«Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс, торжество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем "усталой”, "энтропийной” культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков» . Тексты постмодернистов наполнены ощущениям трагизма существования, всепроникающей абсурдности жизни, ее лабиринтности. Как отмечает О.В. Богданова, «реальность посмодернистов алогична и хаотична. В ней уравнено высокое и низкое, истинное и ложное, совершенное и безобразное. Она не имеет устойчивых очертаний, лишена точки опоры. Реальность трагична и катастрофична. Абсурд всепроникающ» . Хаос и бессмысленность существования – главные темы прозы посмодернистов. Характерен также поворот писательского интереса «от души к телу». Например, Н.Н. Кякшто говорит о своеобразной «посмодернисткой телесности». «Русский посмодернизм вернул в литературу телесность в ее физиологическом, порой чудовищном плане. Акцентируя интерес к патологическим уродствам, к "болезненной телесности сознания”, посмодернисты пишут о деформации плоти, ее расчленении и уничтожении, о боли как проявления сексуальности и эротизма…» .
Тип героя

Тип героя
(окончание)

1. Значительным вкладом деревенской прозы в развитие современного литературного процесса О.В. Богданова называет выработку особого типа героя – «…образ героя "простого”, "незаметного”, "ординарного”, героя "из самой гущи народной”. В рамках деревенской прозы, во многом ориентированной на прошлое, на идеалы крестьянской жизни, такого рода герои (особенно люди старшего поколения, старики и старухи) обретали черты праведников, героев цельных и идеальных…» .
Эта литература, по мнению Л.А. Трубиной, «с особым вниманием вглядывалась в духовный мир человека-труженика, живущего в деревне» , раскрывая именно на его примере свои основные нравственные идеалы: «…только кровная причастность к родной земле, к труду на ней, к природе, к людям, к бесконечной цепи поколений дает смысл человеческому существованию. В противном случае нам угрожает бездуховность» . Помогает писателям заострить основной конфликт наличие героев нравственных антиподов (житель деревни и города, человек, работающий на земле и неработающий, чтящий традиции и отвергнувший их и т. п.).
2. Для натурфилософской (философской) прозы характерно наличие весьма разнообразного количества героев. В системе персонажей таких произведений большое значение играют мифологические линии, символические и аллегорические образы. Считая, что развитие постмодернистских настроений в России связано не в последнюю очередь с общественными событиями (времена перестройки, эпоха гласности), С.И. Тимина пишет: «Вместе с полученной свободой литература добровольно сложила с себя полномочия выступать в качестве рупора общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а места положительных героев заняли бомжи, алкоголики, убийцы, и представители древнейшей профессии» . «По наблюдениям критики, мир этой прозы "населен почти исключительно людьми жалкими, незадачливыми, ущербными бесспорно” (С. Чуприн). Герои – "люди толпы”, "люди из захолустья”, обитатели задворок и помоек, представители низовых, деклассированных слоев общества… Их личности деформированы, черты аморфны, характеры аномальны. Их "одичалые” души страдают "хронической нравственной недостаточностью” (Е. Шкловский)» . Философское мироощущение героев тесно связано с его восприятием мира как симуляции. По мысли М.Н. Эпштейна, «постмодерный индивид всему открыт – но воспринимает все как знаковую поверхность, не пытаясь приникнуть в глубину вещей, в значение знаков. Появился шизофренический раскол между органами чувств, которые продолжают наполняться образами и знаками, – и интеллигентом, который более не впускает и не перерабатывает их» .
Категория автора и авторская позиция

Категория автора и авторская позиция
(окончание)
1. Авторская позиция в прозе о деревне открыта, незавуалирована, ее отличает правда и нравственный максимализм. Писатели стремятся найти ответы на поставленные ими нравственно-философские вопросы в диалоге с читателем, в своих размышлениях.
2. В натурфилософской прозе роль писателя в судьбах героя ограничена, нередко он безучастный фиксатор события. Но в подтексте можно уловить авторскую оценку изображаемых явлений, его глубокое философское понимание жизни.
«Натурфилософская проза вышла на новый уровень художественного осмысления взаимосвязей человека и окружающего его мира. Этот уровень обусловлен новым мышлением, зародившимся в XX веке. Если современная научная, и в частности философская, мысль все более настоятельно выдвигает идею антропокосмизма, то и художественная мысль исходит из понимания человека как органической части космоса…» – поясняет А.И. Смирнова. О существенном изменении позиции автора в литературе постмодерна размышляет О.В. Богданова. «Автор скрыт и замаскирован в герое-рассказчике, дистанцированность автора и героя снята, их голоса слиты. Это позволяет обеспечить "нулевой градус письма” (П. Вайль, А. Генис), т.е. отсутствие нравственно маркированной оценочности и переход от традиционной роли "учителя” и "наставника” к роли "равнодушного летописца” и не вмешивающегося в ход событий хроникера (признак "неслужебности” творчества) . В связи с чем принято говорить о «смерти» автора, нулевом градусе письма, об авторе- модераторе чужих и собственных текстов, авторской маске. «Автор» как действующее лицо постмодернистского романа выступает в специфической роли своеобразного "трикстера”, высмеивающего условности классической, а чаще массовой литературы с ее шаблонами: он прежде всего издевается над читателем, над его "наивность”, над стереотипами его литературного и практически-жизненного опыта» , – считает И.П. Ильин.
Формальный уровень
Работа с формой

Работа с формой
(окончание) Условные формы отображения действительности в художественном тексте – основная «примета» литературы рубежа веков. Это касается и реализма. С.И. Тимина отмечает: «В эстетическом многообразии писатели-реалисты ищут свои пути и способы обновления поэтики. Появились термины, которыми критика стремится пометить эти тенденции: новый реализм, трансметареализм, метареализм и т. д.» . Этими понятиями пытаются объяснить наличие в произведениях огромного пространства новых художественных форм, ранее не укладывавшихся в систему реалистических норм и канонов. Творчество многих современных «неореалистов» характеризуется уклоном в сферу фантастического, мистического, магического, мифологического. Эпоху посмодернизма можно охарактеризовать как время бесконечных экспериментов с формой. Это связано с особым отношением к самому понятию текста. Как отмечает Ю.Б. Бореев, «в XX в. возросла многозначность художественного текста, и семантика художественного произведения обрела широкую амплитуду» . Одно из ключевых понятий, выражающих сущность посмодернизма, является интертекстуальность. М.Н. Эпштейн объясняет: «Мир мыслится как текст, как бесконечная перекодировка и игра знаков, за пределами которых нельзя явить означаемые "вещи”, как они есть, "истину” саму по себе. Текст мыслится "интертекстуально”, как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат, клише» . Интертекстуальность, по мнению Н.Н. Кякшто, «создается по принципу игры, сама превращаясь в игровой прием. Через интертекст происходит игровое освоение Хаоса» . Поэтому в постмодернистских текстах могут рядом сосуществовать различные стили, языковые и эстетические нормы.

Отметим, что сами писатели очень редко причисляют себя и свое творчество к тому или иному течению, иногда просто игнорируя выступления критиков. Поэтому возрастает роль индивидуальности в формировании литературной ситуации. Литературу конца XX-го – начала XXI-го века называют «литературой личностей» (И.С. Тимина).

Список литературы

Трубина, Л.А. Русская литература XX века / Л.А. Трубина. – М.: Изд-во «Флинта», 1999. – С. 286.
Смирнова, А.И. Актуальные проблемы изучения натурфилософской прозы // Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции / редкол.: А.И. Смирнова [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – С. 5 – 6.
Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. – М.: ИНООН РАН (отдел литературоведения), 2001. – С. 206.
Культурология: XX век. Словарь. – СПб, 1997. – С. 348.
Богданова, О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о посмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О.В. Богданова. – СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – С. 15.
Кякшто, Н.Н. Русский постмодернизм // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы / науч. ред. С. И. Тимина. – М.: Изд-во Logos, 2002. – С. 318.
Богданова, О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о посмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О.В. Богданова. – СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – С. 10.
Трубина, Л.А. Русская литература XX века / Л.А. Трубина. – М.: Изд-во «Флинта», 1999. – С. 288.
Там же. С. 290.
Тимина, С.И. Современный литературный процесс (1990-е годы) // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы / науч. ред. С.И. Тимина. – М.: Изд-во Logos, 2002. – С. 239.
Богданова, О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о посмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О.В. Богданова. – СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – С. 14.
Эпштейн, М.Н. Постмодернизм в России. Литература и теория / М.Н. Эпштейн. – М.: Издание Р. Элинина, 2000. – С. 36.
Смирнова, А.И. Актуальные проблемы изучения натурфилософской прозы // Природа и человек в художественной литературе: Материалы Всероссийской научной конференции / редкол.: А.И. Смирнова [и др.]. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. – С. 10.
Богданова, О.В. Современный литературный процесс (к вопросу о посмодернизме в русской литературе 70-90-х годов XX века) / О.В. Богданова. – СПб: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, 2001. – С. 15.
Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.АП. Ильин. – М.: ИНООН РАН (отдел литературоведения), 2001. – С. 7.
Тимина, С.И. Современный литературный процесс (1990-е годы) // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы / науч. ред. С.И. Тимина. – М.: Изд-во Logos, 2002. – С. 245.
Теория литературы в 4 томах. Том 4: Литературный процесс / отв. ред Ю.Б. Борев. – М.: Наследие, 2001. – С. 459.
Эпштейн, М.Н. Постмодерн в России: Литература и теория / М.Н. Эпштейн. – М.: Издание Р. Элинина, 2000. – С. 5.
Кякшто, Н.Н. Русский постмодернизм // Русская литература XX века. Школы. Направления. Методы творческой работы / науч. ред. С.И. Тимина. – М.: Изд-во Logos, 2002. – С. 307.


Категория: Разное | Добавил: walentinka
Просмотров: 9454 | Загрузок: 308 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог