Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Разное


Статья "Формирование ценностно-смысловой компетенции на уроках внеклассного чтения в 5-11 классах"

СКАЧАТЬ (23.0 Kb) 21.11.2015, 21:43
Боедова Анна Викторовна
преподаватель русского языка и литературы, ЧПОУ "Смоленское Межъепархиальное Православное Духовное училище" (город Смоленск)
Влияние художественного образа на душу и личность учащегося, как, впрочем, каждого человека, велико. Та яркая матрица, которая наложила отпечаток на внутренний мир подростка, юноши, во многом определяет его стиль поведения, жизненные ориентиры, идеалы, оказывает сильнейшее влияние на  судьбу. Тарзан и Рэмбо вырастили целое поколение мужчин, для которых определяющим стал культ силы, низкий уровень интеллекта, культуры общения. Эпопея  о Гарри Поттере сформировала  поколение мистически настроенных детей, интересующихся оккультизмом и черной магией. Подобных примеров  воздействия художественных образов на сознание человека множество. Общеизвестно такое понятие как  «госзаказ». Например, в  недалеком прошлом, когда стране требовались сельскохозяйственные рабочие, инженеры, летчики, врачи, -  печатались книги, в прокат выходили фильмы, поэтизирующие их труд. И люди, вдохновленные кинообразами,книгами, посвящали свою жизнь этой профессии – художественный образ может определить жизненный выбор человека.
Сознание современного ребенка находится в опасности, дети уже лишены прежней чистоты, которая была синонимом слова «ребенок». Понятия  о добре  и зле размыты. Не имея четких ориентиров, прочных нравственных основ, на которых незыблемо веками держалось человеческое общество,  дети блуждают в поисках идеала, примера для подражания.
Любому подростку, созидающему собственную жизненную позицию, необходим авторитет. Что может предложить современная литература и кинематограф? Романы про Гарри Поттера и Таню Гроттер? Эпопею «Сумерки», погружающую в инфернальный мир вампиров? Фильмы про героев-мутантов (а по-русски, оборотней)? От современных сказок веет ужасом, унынием. Многие  актеры, играющие роль героев, прошли все круги ада – «славятся» употреблением наркотических препаратов, нравственной нечистоплотностью, душевными болезнями. А ведь они станут примером для подражания. По мнению замечательного ученого, филолога и искусствоведа Н.А.Барской, современный поэт и писатель отличается от настоящего писателя тем, что «заглядывает сам и дает заглянуть читателю во тьму демонской бездны» (1)
 Где-то в глубине души, наверное, каждый взрослый желает, чтобы явился какой-нибудь могучий богатырь и разогнал все это полчище. У нас нет будущего, если мы  станем вкладывать в детские души матрицы убийц, инфернальных образов, делать колдунов и ведьм положительными героями. Ушли куда-то в прошлое так любимые детьми прежде настоящие герои – рыцари с их кодексом чести, турнирами; отважные мореплаватели и первопроходцы с их несгибаемой волей, верой в победу. Великодушные  мушкетеры и гардемарины, не жалеющие жизни ради идеалов, ради правды.В недалеком прошлом никто из детей не согласился бы выступить даже в игре в роли ведьмы, чудовища, мутанта. Если теперь они согласны на это, значит, происходит ДУХОВНАЯ МУТАЦИЯ.  Это не деградация, а качественное перерождение извечной человеческой морали. В одном из своих произведений («Жук в муравейнике») Стругацкие развивают мысль о проникновении на Землю  «люденов» (так фантасты называют внешне не отличавшихся от землян  инопланетных пришельцев). Внешне – они такие же, как мы, а по сути – абсолютно другие, нелюди, внутри которых заложена программа, которая при удобных условиях сработает и может привести к гибели человечества.
Впуская в душу ребенка уродливую мораль, мы рискуем вырастить из них нечто, лишенное этических норм, здорового внутреннего стержня, который помог бы выдержать любую жизненную бурю.  Своей пассивностью мы формируем  «люденов» из детей, в каждом из которых  пока еще, по словам Экзюпери, живет «маленький Моцарт».
Педагоги, и особенно учителя русского языка и литературы, несут высокую ответственность за формирование нравственных качеств личности учащихся, но  они также имеют возможность помочь ребятам сохранить себя как цельную личность, сформировать высокую шкалу ценностей, крепкий нравственный стержень. Используя произведения русской и зарубежной художественной литературы, посвященные проблемам нравственности, можно многого добиться даже на уроках внеклассного чтения и классных часах. Святитель Василий Великий в сочинении «К юношам. О том, как пользоваться языческими сочинениями» утверждает, что истинная литература обладает удивительным свойством возводить к добру, даже изображая зло (2). Художественный образ, как уже говорилось, обладает необыкновенной силой воздействия на человеческую личность: образ положительного героя, оставшийся в сердце с детства, в решающую минуту выбора между добром и злом может помочь человеку остаться Человеком.
Федор Михайлович Достоевский писал об огромном воспитательном потенциале художественной литературы и даже в двух своих письмах  составил рекомендательные списки литературы, необходимой для воспитания, дающих массу «прекрасных, высоких впечатлений… составляющих в душе… силу большую для борьбы с впечатлениями соблазнительными, страстными, растлевающими» (3).  Помимо духовной литературы, великий писатель советует обратить внимание на произведения, которые входят  теперь в обязательную школьную программу по литературе. Но он также советует обратиться к прочтению книг Ч. Диккенса, В. Скотта.  Мы, в свою очередь, предлагаем обратить внимание на авторов, в чьих произведениях нравственная проблематика является основополагающей – А. де Сент-Экзюпери, В.Крапивин («Колыбельная для брата», «Журавленок и молнии», «Трое с площади Карронад»), Радий Погодин («Маков Цвет», «Откуда идут тучи»), Л.Пантелеев, К.С.Льюис («Хроники Нарнии», трактаты «Страдание», «Расторжение брака» и др.), Г.К.Честертон.
Занятия по произведениям А. де Сент-Экзюпери («Планета людей», «Цитадель») будут своевременны, если проводить их для учащихся 10-11 классов. Глубокие философские мысли, гуманизм писателя – не просто слова, это опыт его удивительной, уникальной жизни. Для подростков, формирующих свое жизненное credo, эти беседы могут стать ориентиром на пути к тому, как стать настоящим Человеком, любить мир вокруг себя, ценить каждое мгновение жизни и наполнять его великим смыслом.
С учащимися 5-7 классов полезно  провести анализ философских сказок Х.КАндерсена («Лен», «Кто любит, тот прощает», «Мать», «Яблоневая ветвь» и др.). Беседуя  на тему «Что такое истинная красота?», можно в качестве примера использовать сказки О.Уайльда «Мальчик-звезда» и «День рождения инфанты». Отрывки из фильма «Сказка о звездном мальчике», где герой прогоняет свою мать, и в этот момент безобразен, несмотря на внешнюю красоту, позволят сделать беседу более яркой, запоминающейся, произвести глубокое впечатление на учащихся.
Интересными и актуальными будут беседы на тему «Можно ли назвать живым равнодушного человека?» (по книгам В.Крапивина), «Делают ли деньги человека счастливым?» (по книгам Дж.Крюса «Тим Талер или проданный смех», В.Гауф «Холодное сердце», «Стинфольская пещера», отрывок про Остров мертвой воды из «Путешествия на край света» К.С.Льюиса).
В школьном возрасте, когда формируются основные нравственные принципы и закладывается умение думать, размышлять, необходимо не только приоткрыть учащимся  дверь в мир великих людей и их мыслей, но и научить анализировать прочитанное с позиции высоких нравственных христианских  идеалов, заложенных писателями в эти произведения. Это поможет ребятам правильно воспитать свое сердце, ведь, как говорил сэр Вальтер Скотт, «мы никогда не научимся ощущать и уважать наше призвание и назначение, если сперва не приучимся считать все на свете пустыми фантазиями в сравнении с воспитанием сердца».
Литература:
  1. Н.А.Барская наши дети  художественная литература. – М.: Лепта, 2005.
  2. Творенiя иже во святых отца нашего ВасилiяВеликаго, Архиепископа КесарiиКаппадокiйскiя. Ч. IV. — Москва, 1993. Репринтное воспроизведение издания:  Творенiя иже во святых отца нашего ВасилiяВеликаго, Архиепископа КесарiиКаппадокiйскiя. Ч. IV. — Москва, вътипографiи Августа Семена, 1846.
  3. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т . –Ленинград, 1984, т 27, стр.234


Категория: Разное | Добавил: ladylu4istaya | Теги: Внеклассное чтение, Статья
Просмотров: 1679 | Загрузок: 30 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог