Работа над проектом - процесс не только интересный, но и длительный. Как правило, он готовится в течение 3-4 месяцев. Поэтому работа по теме проекта подразделяется на несколько этапов:
1. Этап "рождения идеи" - учителя-предметники находят интересную и продуктивную тему, имеющую межпредметные связи. Например, рассказ Л.Н.Толстого "После бала" имеет общие темы со сходными в истории: "Политика Николая I", "Аракчеевская Россия". В результате родилась тема проекта "Николаевская России в рассказе Л.Н.Толстого "После бала" и глазами историков".
В процессе изучения поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник", нашлись "смежные" темы не только по истории ("Петр I - строитель Петербурга"), но и по географии - ("Наводнения в Петербурге").
При изучении темы "Японские хокку", также обнаружилась родственная тема: "Культура Японии" по географии. В результате родилась идея проекта "Япония: география и культура".
Формулировка темы урока "Фантастические рассказы-предупреждения Рэя Брэдбери" натолкнула на мысль о совместном с географией проекте "Проблемы экологии в рассказах Рэя Брэдбери и с точки зрения географии".
2. Этап "погружения" в материал: на этом, самом длительном этапе, идёт изучение тем по предметам и начинается работа над творческими заданиями по литературе, а по истории и географии - над презентациями, рефератами, публичными выступлениями.
Твореские задания в формате проекта: "Николаевская Россия" были следующие:
1) письменный анализ рассказа по вопросам
2) эссе на тему: "Два утра"
3) конкурс иллюстраций
40 конкурс синквейнов
Из формата заданий понятно, что их "ассортимент" даёт возможность раскрыть свой потенциал не только сильному, но и слабому ученику. А разве не это главная цель проекта?
При изучении поэмы "Медный всадник" учащиеся оформляли обложки своих презентаций экслибрисами, рисунками, стилизованными под 19 век. Следующей обязательной работой было эссе по теме "Ужасный день в Петербурге". Отдельная группа учащихся получила задания реконструировать маршрут Евгения по Петербургу с использованными топонимики и цитат из поэмы.
Небольшая тема по литературе "Хокку" вылилась в широкоформатный творческий процесс:
- конкурс авторских книжек с иллюстрациями в стиле японских гравюр
- конкурс хокку собственного сочинения
- конкурс синквейнов
- конкурс инсталляций(икебана, сад камней, садово-парковые композиции)
В ходе подготовки к проекту "Проблемы экологии в рассказах-предупреждениях Рэя Брэдбери" творческими работами учащихся стали плакаты "Сохраните нашу планету"
3. Этап расширенного знакомства с темой проекта - это обязательные учебные экскурсии. Экскурсии позволяют узнать о теме в визуальном формате, буквально "потрогать руками", увидеть и дополнить свои представления о понятиях и предметах. Например, на экскурсии в Артиллерийском музее учащиеся действительно подержали в руках шпицрутены и ружьё николавской эпохи, на экскурсии в Петропавловской крепости видели те самые ординары, выше которых поднималась вода в Неве. В Этнографическом музее любовались изящными кимоно, веерами, интерьерами Японии.
4. Интегрированный урок - результат, "выход" проектной деятельности. Учащиеся выступают с рефератами, с сообщениями у карты, зачитывают свои синквейны, Заранее оформлены выставки их творческих работ: книжек, рисунков, инсталляций.
Работа над проектом является мощной мотивацией для каждого ученика, так как позволяет не только проявить свой креатив, раскрыть потенциал, увидеть изучаемую тему в формате 3D, но и почувствовать себя успешным!
|