Сегодня: 19.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Русский язык и литература » Статьи


Региональные особенности русской речи

09.12.2019, 16:04
Остапенко Марина Владимировна
учитель русского языка и литературы, МОУ «Многопрофильный правовой лицей №8» г. Пскова
Осенью 2019 года школьники из всех федеральных округов в составе двухсот команд исследовали особенности речи своих сверстников, родителей и поколения бабушек и дедушек в рамках исследовательского проекта «Региональные особенности русской речи». Государственным заказчиком проекта выступило Министерство просвещения Российской Федерации, а оператором – некоммерческая организация «Центр современных образовательных технологий».

Участниками проекта записано около трёх тысяч региональных слов, входящих в различные региональные варианты русского языка. Фактически благодаря проекту можно узнать много нового о современной живой лексике целого ряда региональных вариантов русского языка.

Ещё выдающийся русский лингвист девятнадцатого века И.И.Срезневский призывал «изучать русский язык в географической проекции». За небольшой проектный срок, силами школьников в этом направлении сделан достаточно крупный шаг.

Записанная лексика включает:
-местные неологизмы – новые образования, например, филка «пятьсот рублей, от фиолетовый» (Тольятти), лимониться «делать медленно» (Петрозаводск), малебуйка «жевательная резинка» (Саратовская обл.), грантовод «водитель машины Лада Гранта» (Тольятти);

- слова, развившие новое значение: курмыши «захолустье» (Самара, Тольятти), ваучер «использованная пластиковая бутылка» (Тольятти), фильдеперсовый «красивый» (Саратовская обл.);

- весьма богато представленное в современной городской речи диалектное наследие: процведать «пробовать» (Самарская обл.), гомонок «кошелек» (Кировская, Самарская обл., Алтайский край, Красноярск), воспелегивать «воспитывать» (Псковская область), шошь «сброд» (Котельнич Кировской обл.) и пр.;

- слова, являющиеся в современном русском языке архаизмами или полностью забытые: батог «палка», буди «может быть», солодкие «сладкие», губы, губница «грибы, грибной суп»;

- топонимы, представляющие собой новые неформальные образования, называющие различные городские районы, площади и пр.
Большую ценность имеют живые, актуальные контексты, сопровождающие записи лексики.

Самыми активными участниками проекта стали команды из Тольятти, Балашова, Кирова, Петрозаводска и Пскова, а по числу исследовательских команд в лидеры вышли Саратовская и Кировская области, Алтайский и Приморский края, Карелия, Архангельская и Владимирская области, Пермский край, Псковская область, Краснодарский край, Новосибирская область, Самарская и Свердловская области.

Итогом работы команд стала конференция на Алтае с участием команд – лидеров и экспертов проекта. В рамках конференции участники представили результаты своей исследовательской работы, приняли участие в открытых лекциях экспертов проекта, посетили музей Василия Макаровича Шукшина в селе Сростки.

Результаты работы могут быть использованы в научной работе по различным направлениям лингвистики. Они демонстрируют современные тенденции словообразования, в частности, образования топонимов, объясняют этимологию многих слов, обогащают направления лингвистики, изучающие региональную вариативность русского языка.


Категория: Статьи | Добавил: Karpovich
Просмотров: 580 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог