Функциональная грамотность в журналистике – ключевой навык успешного специалиста. Журналист, как никто другой, должен владеть широким кругозором, способностью адаптироваться в новых условиях жизни, объяснять сложное простым и доступным языком. К сожалению, большинство старшеклассников, выбравших профессию журналиста, не способны мобильно разбираться в новых реалиях жизни, поскольку в период школьного обучения у них не были сформированы соответствующие навыки. Они пишут шаблонные схематичные тексты, не могут отступить от заученных правил, с трудом отказываются от тяжеловесного научного стиля, которым привыкли писать рефераты. А когда дело доходит до создания текста, требующего не только творческого подхода к шаблонному воплощению идей на бумаге, но и проявления собственного индивидуального стиля, небанального мышления, старшеклассники упираются в непреодолимые преграды, называемые «планы», «схемы» и «алгоритмы», которые они не умеют «преломить и прочитать» по-своему в данной речевой ситуации.
Обучая написанию рецензии, педагоги часто сталкиваются со следующими проблемами:
1. Старшеклассники пишут рецензии в виде отзывов (неполно, необъективно);
2. Даже имея перед собой образец рецензии, старшеклассники не могут выделить в ней ключевые компоненты, опираясь на которые можно создать свой оригинальный текст;
3. Школьники не могут увидеть, какие дополнительные особенности фильма в рамках ключевых компонентов рецензии, можно также проанализировать.
Таким образом, обучение написанию рецензии невозможно без формирования навыка функционального чтения текста. В данном случае – рецензии.
Что характеризует ученика, у которого сформированы навыки функционального чтения? Ученик, у которого сформированы навыки фунционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». [1]
В работе по обучению старшеклассников написанию рецензии на кинофильм, важно выделить уровень владения школьниками навыками функционального чтения, а также актуализировать знания по теме «рецензия». Для этого можно использовать следующие упражнения.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|